• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Москаленко Мастер

Что мешает хорошо учиться, или Внимание: непонятные слова!

Середина девяностых. Одиннадцатый класс вечерней школы. По просьбе подруги подменяю заболевшего преподавателя по русскому языку. С улыбкой просматриваю методические материалы: программа для великовозрастных детишек, неспешно докуривающих сейчас в туалете, мало чем отличается от программы для второклассников. Тема сегодняшнего урока «Правописание глухих и звонких согласных».

А вот и мои ученики прискакали, сидя друг на друге верхом. Всего-то девять человек (из тридцати) — семь мальчиков и две девочки, а шуму — как от легиона. Объявляю тему урока, напоминаю необходимые правила и раздаю листочки, на которых ребята должны написать под мою диктовку список слов на глухие и звонкие согласные. Разрешаю пользоваться записями в тетради и прошу рядом с надиктованными словами писать проверочные слова. Лучше бы я этого не делала! Диктую из запомнившегося:

«сугроб, блиндаж, багаж, бечевка, ногти, когти, фляжка…» Последнее слово вызвало замешательство — зашушукались ребята, переглядываются, переспрашивают: «Пряжка? Ляжка?» Ладно, разобрались. Диктант окончен, собираю листочки, читаю ответы:

«сугроб — проверочное слово „гроб“, блиндаж — блин, багаж — бог (?!), бечевка — бич, ногти — ногть, когти — когть, фляжка — пряжка (вариант: ляжка)».

Оправившись от шока, анализирую ситуацию:

1) дети не поняли ни слова из того, что я им говорила;
2) их знания не имеют пробелов, потому что в данном случае отсутствует какая бы то ни было система представлений о предмете;
3) неважно, по каким причинам, но в освоении предмета ими явно был нарушен принцип постепенности: переходя из класса в класс без понимания опорных, ключевых слов, они застряли на уровне начальной школы.

Что тут можно было сделать? — только вернуться к азам.

Этот опыт помог мне понять, что с подобной ситуацией может столкнуться любой, кто осваивает новый предмет, изучает что бы то ни было, отстоящее от нас во времени и пространстве, или даже просто читает статью из «неродной» области знаний.

Какие слова могут помешать нам успешно освоить предмет и усвоить получаемые знания? Вот они:

1. Агнонимы — слова, часто употребляемые без понимания, которые современный носитель языка знает плохо или совсем не знает. Очень часто это термины, о которых чуть ниже, и архаизмы — устаревшие и вышедшие из употребления в живой речи слова («крошка» — маленький самовар; «кристалл» — разновидность газовой ткани; «розан» — умело разрезанный расстегай; «страсбургский пирог» — консервы из гусиной печени; «муха» — маленькая сорокаграммовая рюмка (дядя Евгения Онегина, когда «мух давил», попросту пьянствовал).
2. Паронимы — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова (база и базис, адресат и адресант, наследие — наследование — наследственность — наследство).
3. Термины — слова или словосочетания, призванные точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.
4. Омографы (вносят путаницу при чтении «про себя») — слова и формы слов, совпадающие в написании, но произносимые различно (зАмок и замОк, мукА и мУка, избЕгать и избегАть, брОня и бронЯ).
5. Омофоны (затрудняют восприятие материала при слушании лекции, урока) — слова, одинаково звучащие, но по-разному пишущиеся и имеющие разные значения (столб и столп, луг и лук, порок и порог).

Давая новые знания ребенку (или если сами осваиваете новый предмет), постоянно проверяйте, правильно ли понимаются все встречаемые слова. Поступайте так — даже если уверены, что всё ясно. Себя проверяйте по толковым словарям (не забудьте, что и в словарной статье вам могут встретиться слова-незнакомцы), ребенка почаще спрашивайте: «Что означает это слово?» Не удивляйтесь, если услышите, что «обмелел» (пруд) — означает «стал милым», «пылесос» — «пол сосет», «песчаный» — «это там, где много пещер», «вопиющий» — «тот, кто много пьет» (примеры взяты из собственной практики). Угадайте, как дети напишут эти слова?

Полезные упражнения: 1) составить несколько предложений с новым словом; 2) каждое из составленных предложений заменить на полный его аналог по смыслу, но без использования ранее употребленных слов (для многих наверняка оказалось новым слово «агноним» — поупражняйтесь с ним!). Удачи в учебе!

Статья опубликована в выпуске 24.06.2007
Обновлено 9.02.2015

Комментарии (59):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отлично!

    Оценка статьи: 5

  • Замечательная статья! Спасибо, Галина +5
    А целлофановые пакеты все же бывают - подарочные. Я под праздники с большим количеством гостей целую упаковку покупаю - призы в них упаковываю для игр, для лотереи, например

    Оценка статьи: 5

    • Вот так и уточняем свои знания, шлифуем, доводим до победного блеска! Скоро умные будем до невозможности

      А вообще Валерий упомянул упаковочные материалы, а наши с Анной ученики, конечно, имели в виду полиэтиленовые пакеты, а называли их целлофановыми (да ещё с несколькими ошибками в этом слове).

  • да, обучение в школе требует основательного изменения! Я тоже не так давно занималась с девочкой, которая училась в профильной школе, с уклоном по русскому языку....И я поражалась ее незнанием...абсолютно ничего. А девочка довольно умненькая. Просто им оказывается ничего не объясняют, они просто, автоматически выполняют упражнения...Практика - это, конечно, хорошо, но русский язык - это слишком сложная и утонченная система....И без правил тут никуда.

    • "им, оказывается, ничего не объясняют"

      Думаю, что объясняют, но часто не проверяют, понимают ли дети ключевые слова в объяснениях. Все эти "звонкие и глухие согласные", "проверочные слова", "подобрать однокоренные слова", "изменить форму слова" - всё это используется в объяснениях, а дети часто не знают (или забывают), что это такое.

  • А "страсбургский пирог нетленный" ,оказывается, всего лишь гусиный паштет,да еще и консервированный! Потому и "нетленный". Считала,что незабываемый,а,значит,не портящийся.Век живи - век учись

    Оценка статьи: 5

  • Галина, спасибо! Как за партой посидела. Приятно вспомнить. А вот, кстати, дети, многие слова (если понимают их значения) произносят абсолютно правильно.
    Например, моему двухлетнему ребенку (мечтающему стать доктором) прабабушка подарила фонендоскоп. И он все время называл его трубочкой. Мне как-то эта "трубочка" резала слух и я ему сказала, как правильно называть "трубочку". Он сразу уловил. И моя мама (врач) начала его учить всяким там мед. словам очень умным. Прихожу я как-то домой с сильным кашлем, а он мне и говорит: "мама сейчас я буду проводить топографическую перкуссию". Так вот, к чему это я...
    Приезжает свекровь и начинает с ним разговаривать типа "холёсий, иглушки, тволожок, лучки" и т.д. А он ей говорит: "Бабушка, а тебе сколько лет" - 50 - "а ты в школе училась?" - да - "а все равно глупенькой осталась, даже ррррррррррррррр говорить не умеешь". Бабушка была в шоке. А что делать? Новое поколение.

    • Спасибо, Александра! Изначально тема была другой - собственно, я хотела сказать, что учебе может помешать незнание значений ключевых слов изучаемого предмета. Но, как это часто бывает, разговор переключился на темы орфографические и орфоэпические.

      • Галина, я полностью с Вами согласна и от всей души поставила 5. И хотела как раз Вашу тему-то и поддержать, а пока читала комментарии... так получилось, все рассказывают и мне захотелось. Извините, что отошла от темы. Я вообще-то к тому, что если значение слова понятно, то его и маленький ребеок правильно произнесет. Спасибо за отличную статью!

  • Статьи Галины вообще всегда вызывают живой интерес

    Оценка статьи: 5

  • Когда с дочками стихи учила-всегда начинала с разбора слов.
    Каждое слово разбирали,даже казалось бы знакомое:
    что значит? как представляешь?

    после такого разбора- стихи учатся быстрее.

    • Очень правильно, Елена, Вы поступали. Я Вам больше скажу: проводились исследования среди начинающих спортсменов, и выяснилось, что спортсмен, знающий, как точно называется каждое выполняемое им упражнение, добивается лучших результатов по сравнению с теми, кто этого не знает.

  • ТАК ДЕРЖАТЬ И ДАЛЬШЕ!

    Сразу бросается в глаза, что всё изложенное в материале взято из жизни, из собственного опыта... А потому сплошной позитив. И читается легко, ровно, с интересом...
    Одним словом, мне материал понравился. Спасибо, Галя. Поэтому только +5 баллов! И обязательно Вас порекомендую...

    Оценка статьи: 5

  • Новая информация даже для не вовсе уж непроходимых. Продолжайте тему, пожалуйста! Это архиважно для такого катастрофического положения с языком. Как бы ещё аудиторию расширить...

    • Инна, а мы как раз этим занимаемся. Присоединяйтесь! - исправляем положение с обучением разным школьным (и не только) предметам. Аудитория наша достаточно большая, но мы всегда рады новым людям.

      Если действительно интересны статьи по теме, то материальчик есть! Если есть интерес к определённой теме или проблема в обучении - обозначьте вопрос, будет статья.

      Оценка статьи: 3

  • 5!

    Спасибо за статью,очень полезная, познавательная, и с юмором! Мне тоже приходилось сталкиваться, когда ребята не могли правильно объяснить значение того или иного слова. Не так давно решила почитать мальчику 10 лет ( знакомая попросила пригладеть его некоторое время) сказы Бажова, оказалось, что современному ребенку язык совершенно не понятен, приходилось очень много пояснять и смысл повествования ребенок с трудом воспринимал. Хорошо, когда в книгах есть пояснения,разъяснения старых понятий и слов, но бывает чтоих нет.

  • Как здорово! Таких статей надо бы больше и больше - и распихивать их по интернету, в целях повышения общего уровня грамотности населения С вашим-то стилем - их будут читать не отрываясь.

    Ну и 5, конечно.

    Заголовок бы только поинтереснее придумать. А то на данный момент только 450 человек прочитало - раза в два меньше, чем обычно.

    Оценка статьи: 5

  • Констатирую (пошла у сына спросить, что означают слова обмелел и вопиющий. И точно! Обмелел (почему-то сраз сказал - оббелел , то есть стал очень белым, , обмилел - стал милым)! Вопиющий - тот кто действительно очень много пьющий. Так сразу и сказал. Пришлось на эту тему поговорить.

    Оценка статьи: 5

  • Из ходящих по рукам текстов: автора не знаю

    Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая.
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.

    В результате получилось...
    Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак". Кибитка в представлении детишек оказалась летательным
    аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая
    ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает.
    Что, или, вернее, кого? Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было
    быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы. За геноцидом браздов наблюдает
    некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
    Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям. Рожденный копать летать (на
    кибитке) не может! Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с
    лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке". В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький
    обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
    В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах.
    Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных
    пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с
    лопатой.

  • Узнал много нового. Спасибо. 5.
    Вот где богатый материал для юмористов и создателей анекдотов! У грамотного человека такие ассоциации просто не возникнут.

    • Точно! Многие, кому я рассказывала о том диктанте, высказывали предположение, что ребята решили поиздеваться. Увы, они так редко посещали школу и так хотели ее закончить, что старались изо всех сил получить лишнюю пятерку. Кроме того, они действительно недостаточно грамотны, чтобы создать такие ассоциации.

  • НЕужели они в 11 классе? Им можно только посочувствовать...

  • Галина, мне стыдно, но я впервые услышала слово паронимы
    Очевидно, в освоении русского языка мною был нарушен принцип постепенности А может лет надцать назад такого не учили? И по русскому у меня была круглая пятерка!
    Отличная статья, заставляющая задуматься об элементарной грамотности. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Это действительно кажется мне странным (паронимы изучаются в школе): я почему-то была уверена, что незнакомым окажется термин "агнонимы".

      • Все возможно, Галина, что не учили. Я заканчивала школу с украинским языком преподавания. Учительница по русскому языку была пожилой еврейкой. Ее все очень уважали. И учила она великолепно - всю душу вкладывала в учеников. Я, к сожалению, больше не встречала таких учителей в своей жизни. А вот родной украинский язык знала на 4.
        Способности есть к любым языкам у меня, но многое зависит от учителя.

        Оценка статьи: 5

        • Вообще-то неважно, знает ли человек сам термин "паронимы", - важно уметь правильно употреблять слова, которые этими самыми паронимами являются, а то очень часто путают "корректив" с "корректировкой", "отличаться" с "различаться", "добавку" - с "надбавкой" и "прибавкой и т.д.

          Кстати, есть отличные толковые словари паронимов (как и словари агнонимов).

  • В школе русский язык не учил - он для меня второй разговорный. Из статьи узнал очень много нового и полезного. Спасибо - 5.

    Оценка статьи: 5

  • Галина, спасибо. Вспомнились и мои ученики. Работаю только в 10-11 классах. Вроде бы дети должны быть подкованными, но.... Помню, как в 11 классе, в сочинении один умник написал такое слово: СИРАНО. Читаю и думаю:" Откуда он знает этого литературного персонажа?" Когда по смыслу сообразила, что мальчик имел ввиду, сползла под стол. Он написал слово : ВСЕ РАВНО Просто он так слышит!

    Оценка статьи: 5

    • И слышат так, и в семье, бывает, говорят так, что по-другому и не услышишь. Один мой ученик писал "апельсиневый", "салофаневый" (целлофановый) - именно так говорили у него дома.

      • "Салофановый" пакет - это да. Когда пытаюсь исправлять, дети очень удивляются, что пакет - целлофановый.
        А еще "любимое" слово - "калидор"

        Оценка статьи: 5

        • В борьбе (нужной) за правильность русского языка вы обе, Галина и Анна, делаете равнозначную химическую ошибку. Целлофановых пакетов давно нет. Есть полиэтиленовые. А целлофан делается из вискозы и служит сейчас для упаковки коробок конфет, цветов и т.д. Он хрупкий и легко рвётся. Думаю, что словосочетание "целлофановый пакет" режет ухо химика не меньше, чем вам "салофановый пакет".

          • Вы абсолютно правы, Валерий, спасибо, многим пригодится и эта информация. Про пакет я не говорила, а пример, как и Анна, привела из речи учащихся и многих взрослых.
            И еще: пожалуйста, обязательно поправляйте нас в подобных ситуациях. Очень часто случается так, что правишь орфографическую ошибку в тексте, и не видишь стилистическую, видишь и орфографическую и стилистическую, но упускаешь из виду неправомерность употребления конкретного слова в данном контексте. Трудно уследить сразу за всем! Спасибо еще раз!

  • Почерпнул много интересного
    5

    Оценка статьи: 5

  • 5! Прочитал на одном дыхании! С изумлением узнал про "муху"! Никогда в жизни не слышал об этом!

    Спасибо за урок русского языка!

    Оценка статьи: 5