Елена Ермолова Грандмастер

Как при помощи ниточки приучить ребенка читать?

Кто бы мог подумать, что катушка ниток может на порядок ускорить обучение чтению! Но это было проверено, и не раз. Помните, как мы учились читать с указкой? И как не могли найти следующую строку в момент переноса указки справа налево. Некоторые учителя предлагали подкладывать листок бумаги, чтобы нижние строки не были видны. Тому, кто использовал вместо указки карандаш, было поначалу проще, ведь карандаш четко показывал, что прочитано, но, вот беда, рисовать в книге категорически запрещалось.

Evgeny Atamanenko, Shutterstock.com

Теперь с этим проще, никто не утверждает, что беречь книги — это главное, и можно смело подчеркивать прочитанное. Но, стоит лишь начать, как рисование оттягивает на себя все внимание.

Что дает эффект подчеркивания, при этом не превращаясь в иное занятие?

У нитки, натянутой поперек страницы под читаемыми словами, есть не только тот плюс, что она позволяет четко отслеживать строки (и слоги, если на нитке завязать узелок). Она еще и не дает рукам ребенка заниматься чем-то ненужным, например, загибать и скручивать уголки страницы. Обе руки заняты натягиванием нити, так что ни ногти погрызть, ни в носу поковырять, ни в затылке почесать не удастся, придётся полностью сосредоточиться на чтении. На начальном этапе это очень важно. Не ругать малыша, не терзать замечаниями, а просто дать в руки ниточку, только и всего.

Долго ли, коротко ли будет читать по слогам, но однажды наступит момент, когда событием станет прочтение не слова и строки, а абзаца. И тут настанет пора повернуть ниточку на девяносто градусов и отмерять ею, сколько стоит прочитать из какой-нибудь увлекательной книги — к примеру, о Карике и Вале. В основном текст читает взрослый, а малыш — сколько захочет. И ниточкой отмеряем, от верхней строчки до нижней из числа прочитанных. Если сам с удовольствием читает, то отмеряем и отмеряем, чтобы видно было, сколько в целом прочитал.

А если ребенок, что часто бывает, хочет не читать, а играть на компьютере, то придется давать ему задание по чтению, которое надо бы выполнить прежде, чем обратиться к экрану. Отмеряем нитки столько, сколько было прочитано вчера, плюс еще немного. Сколько прочитает, столько отрежет от отмеренного, пока вся нитка не закончится. И так день за днем. Больше и больше, от сантиметров до метров (но не десятков метров, без фанатизма, пожалуйста).

Следующий этап (даже не верится, да?) — это когда ниточки отмечают прочитанные страницы. Пусть будет на каждый день недели нитка своего цвета. Прочитали — положили ниточку-закладку. Нитки не портят книгу, их можно вложить много. Сперва, возможно, будут пучки ниток в одном развороте, потом нитки будут все больше и больше отдаляться одна от другой, отмечая растущий результат. Многих это вдохновляет. Однажды наступает такой момент, когда для продолжения чтения не нужна никакая поддержка, оно становится привычным и очень интересным. А отработанный метод переносится на что-либо другое. Точно так же ниточкой можно отмечать решенные задачи по математике или разобранную партитуру.

Маленький пустячок в дополнение: намокшие обрезки нити на столе могут научить писать, ведь они отлично выравниваются по контурам букв, написанных на столе карандашом (не раньше, чем без всяких контуров малыш с ними наиграется). И наоборот, по буквам из высохших нитей удобно писать карандашом или фломастером. Пусть буквы будут большие. До ширины строки в тетради они постепенно уменьшатся сами собой, когда ребенок вступит в увлекательную переписку с Дедом Морозом или домовенком.

Обновлено 23.04.2014
Статья размещена на сайте 21.04.2014

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Анучина Наталья Читатель 24 апреля 2014 в 12:45 отредактирован 26 мая 2018 в 22:05

    Я, видимо, неясно выразила свою мысль.
    Речь о том, что в РАННЕМ возрасте (максимум до 3 лет, но лучше в полтора годика) нет проблемы рассеянного внимания у ребёнка. Разумеется, родители должны с первого месяца жизни знакомить его с книгами, показывать их, читать ему постоянно. И тогда малыш с интересом учится. Главное - не опоздать. Чем старше, тем труднее привить этот навык.

    • Анучина Наталья, я не специалист в детской психологии, могу судить только по своим детям и внукам и детям моих близких и знакомых. Таких очень много)). Так вот именно в раннем возрасте детки сейчас очень подвижные, мобильные, не сидят ни секунды на месте, уследить за ними трудно, а научить чему-то - еще труднее. В полтора года ребенок еще не понимает ценности чтения и важности акцентировать внимание на чем-то одном.
      Описанный способ в статье, скорее всего, можно применить к детям старшего детсадовского возраста и младшего школьного. Когда ребенок уже хочет читать, но еще не умеет сосредоточиться на этом процессе.

      • Елена Ермолова Елена Ермолова Грандмастер 25 апреля 2014 в 08:58 отредактирован 25 апреля 2014 в 08:58

        Евгения Смуровская, совершенно верно. И я этим способом, не исключая других, пользовалась в работе и с детьми от двух лет с высокой одаренностью, и с подростками до четырнадцати, имевшими большие проблемы.

  • Евгения Смуровская Евгения Смуровская Дебютант 24 апреля 2014 в 12:18 отредактирован 24 апреля 2014 в 12:21

    А по-моему, все гениальное - просто!! И дети все разные, кого-то и привязывать надо, а кого-то и не оторвать от книг! Но дать начальные навыки чтения необходимо, и каждому ребенку свои навыки. Если у ребенка рассеянное внимание, то ниточка - это гениальный подход! Никто же не говорит, что ВСЕХ детей надо так приучать к чтению. Все очень индивидуально, и этот подход - имеет право на жизнь!
    Дочь я не привязывала к книге, она сама читала очень много, ей было интересно. А сына трудно было приучить читать, пришлось применить его горячий интерес к автомобилям и разной технике - стала подкладывать ему журналы с фото и статьями о машинах, и он, невольно захотев прочитать что-то новое, стал читать. Очень быстро он стал читать и серьезные книги художественную литературу. Все приходит у каждого ребенка в ЕГО время.
    Но это все было уже в подростковом возрасте. А в раннем детстве приходилось читать вместе с ними книги, водя пальцем по строчкам)).

    • Евгения Смуровская, спасибо за понимание.
      Надеюсь, что у читателей с малым опытом будет достаточно внуков, чтобы увидеть, как различаются дети по своим врожденным особенностям.

  • Анучина Наталья Читатель 24 апреля 2014 в 08:13 отредактирован 26 мая 2018 в 22:06

    Какие ниточки -узелочки? Своего сына ( сейчас ему 34 ) читать я научила в 2 года-8 месяцев с помощью разбросанных на полу клочков бумаги с буквами, слогами и словами ( говорить он начал в 2 года-1 месяц). В первый же вечер, ползая, он стал произносить звуки в слоге слитно сразу, без предварительного отдельного проговаривания( кто учил детей чтению, тот поймёт, о чём я ). Старшая доця доводила папу до нитроглицерина: ей в 4 года на это понадобилась неделя. Учить читать нужно как можно раньше, и не будет потом проблем ни с шаловливыми руками, ни с праздными мозгами.

    • Анучина Наталья, моя дочь прочитала все три части Незнайки в три с половиной года. Но из этого не следуют, что все дети обладают такими же способностями, как наши с Вами. Представление о том, что забота о раннем развитии решит все проблемы, наивно, хотя в целом полезно.

  • И написано всё вроде складно, да только понимаешь, что ребёнка со связанными рукам, чтобы не заниматься чем-то ненужным, жалко. А ещё, по-моему, автор чем-то болен.

    Оценка статьи: 1