• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алина Перевознова Дебютант

Две стороны одной медали, или Зачем награда школьнику?

«Это некий знак, дающий определенный статус человеку», — именно так оценила важность вручения медалей заместитель председателя общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова. Традиция награждать лучших выпускников зародилась в России еще в XIX веке. Если раньше выпускник-медалист при поступлении в вуз сдавал первый экзамен на «отлично», то он автоматически зачислялся в университет. Но с приходом ЕГЭ отличники лишились своих льгот. В связи с этим министры образования и науки решили, что медали школьникам ни к чему!

Фото: Kiselev Andrey Valerevich, по лицензии Shutterstock.com

В сентябре 2013 года в силу вступил новый федеральный закон «Об образовании», который отменил школьные медали. Однако в течение трех месяцев многие 11-классники и учителя находились в неведении, получат ли лучшие из лучших свои заслуженные награды? Как только «тайна» приоткрылась, Интернет запестрил предложениями изготовить школьникам медали с эмблемой школы, датой выпуска или в любом другом дизайне. Что же это могло означать?

В соответствии с новым законом «Об образовании» выпускник-отличник по окончании школы получит только аттестат особого образца. Никаких медалей! Причем аттестат решено выдавать только круглым отличникам, а остальных приравняют к обычным троечникам.

Золотая медаль РСФСР. Советская Золотая медаль об окончании школы. Эту медаль в 1950 г. получил Л. Г. Бондарев за отличное окончание средней школы № 7 г. Смоленска.
Советская Золотая медаль об окончании школы. Эту медаль в 1950 г. получил Л. Г. Бондарев за отличное окончание средней школы № 7 г. Смоленска.
Фото: Ivtorov. Собственная работа, общественное достояние

Многие выпускники были разочарованы такой новостью. И их можно понять! Некоторые ребята стремились к этой награде с 1 класса и вкладывали большие усилия для достижения своей заветной цели. Такая новость и меня не оставила равнодушной, так как я была в числе этих ребят. В моей голове возникал лишь один вопрос: «Что же дальше придумают наши мудрейшие министры образования?!»

Мне стало интересно, как другие относятся к этому нововведению. С этой целью я опросила своих знакомых — медалистов и учителей. Мнения разделились!

Наталья Шашок, выпускница МБОУ «Лицей» (ТФМШ):

«Я стремлюсь к получению золотой медали. К отмене медалей отношусь отрицательно. Я считаю, что в большинстве случаев медаль является стимулом для лучшего обучения и наградой для отличившихся учеников. Отменить школьные медали — это словно отменить олимпийские, потому что ребёнок-отличник старается и учится так же, как тренируются олимпийские чемпионы».

Наталья Колесникова, 3 курс, АлтГТУ им. Ползунова:

«У меня серебряная медаль — одна четверка. Отмена школьных медалей для меня является логичным продолжением отмены привилегий при поступлении для медалистов. Медаль — это символ потраченных на отличительные оценки детства и юности. Это кнут для учителей, заставляющий их ставить скрепя сердце завышенные оценки. Это пряник для администрации школы за количество отличившихся учеников».

Серебряная медаль
Серебряная медаль, 2003 г.
Фото: user: Insider51, общественное достояние

Людмила Белозерских, 3 курс, АлтГУ:

«У меня — серебро. И отношение к этой медали особенное. Я старалась, боролась, училась изо всех сил. Это было лучшим стимулом, прекрасным ориентиром, правильным направлением, поэтому, когда мне почетно вручали мой приз, радости не было предела. Я сделала! Добилась! Мои труды не напрасны. Мне жаль, что такую ценность отменили, пускай она не влияет на поступление, на показатели ЕГЭ. Зато она является мерилом твоего отношения к учебе и твоим школьным достижением».

Н.А. Алекса, учитель русского языка и литературы в филиале Алтайской школы для слабовидящих (г. Рубцовск):

«Я считаю, что ребята, которые на протяжении 11 лет старательно учатся на „отлично“ или с 1−2 четверками, заслуживают награду за свой кропотливый труд. У учеников должен быть стимул для отличной учёбы. Жалко, что теперь будут отмечать только отличников, а ребят, которые претендуют на „серебро“, приравняют к обычным „троечникам“. Разве они не заслуживают награды за свой труд?! Остается лишь надеяться на то, что при поступлении в вузы будет учитываться средний балл аттестата. Пусть у ребят будет хотя бы такой стимул для хорошей успеваемости».

И как видно, многие отрицательно относятся к такому «сюрпризу» наших властей. Да, медалисты уже давно лишились своих льгот при поступлении и сдают ЕГЭ наравне с другими. А при поступлении в вуз уже давно играют свою роль лишь баллы. И как принято считать, это самая объективная оценка знаний. К тому же в этом году в процедуру проведения госэкзамена были внесены значительные изменения.

Рисунок медали «За особые успехи в учении» (аверс), 2014 г.
Рисунок медали «За особые успехи в учении» (аверс), 2014 г.
Фото: Sapiensx. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Неужели отличники — ребята, которые так старались, стремились, готовились к этим экзаменам, не заслужили хоть такой маленькой, но очень долгожданной награды?! Почему они не имеют права получить этот знак отличия, хотя бы ради себя, ради своей самооценки? Почему не могут погордиться собой хотя бы один день, который так ждали?!

И пока будущие выпускники привыкали к этому нововведению, власти решили изменить ситуацию. Согласно «ненавистному» закону, школьные медали отменены на федеральном уровне, но регионы вправе учредить свои собственные знаки отличия для выпускников. О желании вернуть медали заявили многие регионы.

В апреле губернатор Алтайского края Александр Карлин подписал указ о награждении региональными золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» выпускников школ. Самая приятная новость из всех!

«Вручение знаков отличия лучшим выпускникам было и останется традицией в Алтайском крае, — подчеркнул Губернатор края. — Мы в Алтайском крае приняли решение эту традицию не прерывать ни при каких обстоятельствах».

Но вместе с возвращением медалей были введены условия для претендентов. Отныне для получения золотой медали выпускник должен иметь отличные оценки по всем предметам на протяжении обучения в старших классах, а также сдать ЕГЭ на определенный бал: более 60 баллов по математике и более 70 по русскому языку. Серебряными медалями решено награждать тех, кто не сумел набрать нужные баллы.

Медаль «За особые успехи в учении» в футляре, 2020 г.
Медаль «За особые успехи в учении» в футляре, 2020 г.
Фото: Zirman. Собственная работа, общественное достояние

Но как бы вы не стремились к получению своей награды и не радовались ей, на поступление по-прежнему влияют лишь полученные баллы. Медаль играет свою роль только в том случае, если у двух человек одинаковое количество баллов. Конечно, приемная комиссия предложит к зачислению обладателя аттестата с отличием и медали. Однако некоторые вузы учитывают личные достижения своих абитуриентов, в число которых входит аттестат с отличием и медаль. За это вам готовы увеличить ваши проходные баллы. Но это далеко не все вузы. При подаче документов стоит внимательно прочитать все правила и не пренебрегать!

И всё-таки зачем школьнику нужна эта «безделушка» в бархатной коробочке? Именно так некоторые называют долгожданную медаль. Это предмет гордости выпускника и родственников? Да, пусть так! Почему бы и нет?! Я считаю, что мы этого заслужили! Это повод для утверждения самооценки? Пожалуй. Может, так мы почувствуем, что нужны нашему государству!

Статья опубликована в выпуске 13.09.2014
Обновлено 12.06.2023

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • До сих пор жалею, что не получила медаль в школе. И учителя не смогли объяснить толком (сколько ни спрашивала), какие оценки учитываются при награждении. И сама стормозила - не стала выяснять, а плюнула на это дело. А ведь можно было.

  • Маргарита Ромашкина Маргарита Ромашкина Читатель 13 сентября 2014 в 04:45 отредактирован 13 сентября 2014 в 04:46 Сообщить модератору

    Конечно, медаль - это приятно. Можно гордиться собой всю жизнь.
    Но "идти на медаль" с 1 класса? Это ужас.
    К счастью, в тот период, когда я училась в школе, отменили медали, а опять их ввели (только "золотые") именно в год нашего выпуска, так что "идти на медаль", к счастью, было уже поздно.
    В классе только одному парнишке решили дать "золото", поэтому тянули его с сентября - у него не все предметы были на 5. И вытянули-таки.
    Хотя я была отличницей с 1 кл., за 10 лет пару раз все же проскальзывали годовые четверки, уже и не помню, в каких классах. В итоге получила аттестат с 1 четверкой, но все равно он был "пятибалльный", что и учлось при поступлении в вуз (тогда везде учитывали). На медаль никогда не рассчитывала, даже мысли не было.
    Считаю, что мне очень повезло, что не было заморочек по поводу медали. Да еще бы с 1 класса! Это сохранило кучу нервов и времени на любимые занятия вне школы. А так бы вообще не было никакого продыха. Ну кому нужно такое детство?!
    К тому же правильно сказано в статье устами студентки: медали - это кнут для учителей. Постоянно тянуть кого-то за уши очень противно, напрягает. Да и не очень этично по отношению к остальным. Наверное, таких "медалистов" учителя тихо ненавидят.

    Оценка статьи: 5

  • Тянуть и правда незачем, идти на медаль с младенчества - тем более. Но если само получается - почему нет?

  • Статья не содержательная, одни эмоции.
    Цитата: "Мне стало интересно, как другие относятся к этому нововведению. С этой целью я опросила своих знакомых – медалистов и учителей. Мнения разделились!" А где мнения другой стороны, которая поддерживает или относится равнодушно к отмене медалей?
    А по факту могу сказать, что далеко не все идут к золотой или серебряной медали с первого класса (разумеется, если нет комплекса отличника). Медаль - да, приятно, но сейчас, действительно, она ничего не даёт. У моего друга есть золотая медаль за школу. И красный диплом за институт. У меня нет ни того, ни другого. Но находимся мы с ним в одинаковом социальном и материальном статусе. Награды - это не золотой ключик в безоблачную жизнь. Так что, уважаемые ученики и студенты, живите полной жизнью - это будет вам гораздо лучшей наградой!

  • Дочка оканчивала среднюю школу. О медали даже и не думали, т.к. для меня главным критерием было знание, а не оценки, может поэтому и окончила ВУЗ с красным дипломом. А вот на следующий год дочка директриссы школы окончила школу с золотой медалью. Жена сама преподает в школе и я знаю каких нервов для учителей стоила эта медаль. А зачем она нужна, если вся система образования в РФ построена на принципе "три пишем - два в уме" Просто учим обманывать с младых лет.

  • Медаль, она и есть медаль! Хоть за спасение утопающих, боевые заслуги, за самоотверженный труд... Её НАДО заслужить. Ученик своим трудом (учёбой)её ЗАСЛУЖИВАЕТ, значит ДОЛЖЕН получить. Давайте тогда отменим все медали, а заодно и другие награды. Насчёт внеконкурсного приёма медалистов - согласен, все на равных правах. Из собственного опыта: со мной в институт поступили два медалиста-отличника - после первой же сессии и года ни осталось ни одного.

  • Мария Грищенко Читатель 12 октября 2014 в 19:29 отредактирован 26 мая 2018 в 18:59 Сообщить модератору

    У меня нет ни золотой, ни серебряной медали, но при этом я точно знаю, что все одиннадцать лет в школе и училась и старалась и так далее. Закончила с одной четверкой. Здесь свою роль играло не мое старание, здесь решающим стало предвзятое отношение некоторых учителей. Кого-то тянули, кого-то - нет. Поэтому я считаю, что медаль - не показатель каких-то знаний и умений, а безделушка, полученная в результате махинаций администрации школы. И толком не выработано, кто заслуживает, а кто - нет. Можно точно так же все 11 лет учить, делать все домашнее задание, участвовать в конференциях - и остаться ни с чем. Еще один аргумент против медали - у меня вузе учится куча так называемых "медалистов", но я бы не сказала, что оценки и посещаемость университета соответствуют их статусу, некоторые "медалисты" по уши долгах и на грани вылета. А эта гонка и нервы по поводу медали - так это просто смешно. Так что я полностью поддерживаю эту инициативу правительства, хоть в кои-то веки предложили что-то адекватное.