• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Москаленко Мастер

Как научиться читать свой текст чужими глазами? Часть первая.

Осмелюсь предположить: все мы хотим, чтобы наши статьи и мысли в них читатель воспринимал именно так, как мы задумывали. И многие из нас хорошо знают, как легко обнаружить недостатки в чужих текстах и как трудно — в своих. Попробую в двух статьях (одной маловато будет) раскрыть секреты умения видеть текст чужими глазами. Тема эта несложная, но потребует некоторых интеллектуальных усилий, ведь нам предстоит заняться не чем иным, как формированием стилистического мышления и выработкой навыков распознавания и ликвидации стилистических ошибок.

Ну, если я не слишком вас напугала, приступим к первому занятию.

Важный навык для пишущего — умение различать первоначальное и окончательное восприятие текста. Текст ясен, если он верно понимается читателем сразу же, без повторного перечитывания. Когда же читателю может потребоваться повторное перечитывание? Речевых ситуаций, провоцирующих искаженное понимание смысла письменного высказывания, несколько. Мы будем говорить только об одной из них.

СМЕЩЕННОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Прочитайте предложения:

1. У одних писателей портрет дается более подробно, у других — речевая характеристика.
2. Гоголь вначале сравнивает Собакевича с медведем, а потом называет его этим словом.

Позвольте я угадаю: в первом случае вы поставили логическое ударение на словах «более подробно». И только дочитав до конца и перечитав предложение, вам удалось снять ошибку. Действительно, пишущий хотел выделить слово «портрет».

Во втором случае вы сделали акцент на сочетании «с медведем», а пишущий делал его на слове «сравнивает».

Почему автор приведенных выше предложений написал их так? И почему вы прочитали иначе?
Пишущий, произнося свой текст про себя, всё выделил правильно — так ему казалось. Да, в устной речи мы можем поднажать на ключевое слово интонацией, и, читая собственный текст, мы всегда знаем, какое слово мы логически выделяем. Но читатель об этом не знает, не догадывается.

Запомним правило! Читатель всегда видит логически ударное слово справа, в конце предложения.

Итак, нам недостаточно знать самим, на каком слове мы ставим логическое ударение в собственном тексте. Нам надо еще и просигнализировать об этом читателю. Как это можно сделать?

Существует три приема выражения логического ударения в письменной речи:

1. Перемещение выделяемого слова в ударную позицию (позиционный способ).
2. Добавление слов-усилителей (лексический способ).
3. Использование шрифтовых и знаковых средств (графический способ).

Сегодня мы успеем поговорить только о позиционном способе.

В свое время высказывалось множество мнений о том, какая именно позиция в предложении является логически ударной. Не стану вас утомлять перечислением этих мнений. Эксперименты показали: логическое ударение слову придает именно конечная позиция. Если мы пишем: «Человек сидел в кресле» — значит, хотим подчеркнуть, что человек сидел именно в кресле, а не на стуле и не на полу. Стоит написать «В кресле сидел человек», как выделяется слово «человек» (то ли его, этого человека, вообще не должно было быть, то ли в кресле мог сидеть и кто-нибудь другой).

Практический совет. Следите за тем, чтобы в ударную позицию не попало случайное слово, которое вы не мыслили логически выделять.

Дополнительная информация для любознательных.

1. К конечной, а стало быть и ударной, приравнивается позиция перед запятой, на месте которой могла бы стоять точка.

2. Логически ударной является и позиция перед скобкой и некоторыми другими знаками препинания. Пример: «Медсестра не осознавала, что дает яд больному (она перепутала лекарства)». Читатель выделяет слово «больному», тогда как логически ударным должно быть слово «яд». Следует поменять эти слова местами.

Упражнение. Исправьте предложения.
А) Писатель читал сначала сам корректуру, а потом давал редактору.
В) В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором — числительные.
С) Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня.

Внимание! Ударная позиция является одним из самых слабых средств логического выделения. Поэтому, если в предложении есть другие средства такого выделения (лексические или графические), стоящие левее ударной позиции, читатель воспримет логическое ударение на слове, выделенном именно с помощью этих, более сильных средств. О них мы поговорим в следующей статье. До встречи!

Полезная книга: Б. С. Мучник. Культура письменной речи.

Статья опубликована в выпуске 27.07.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (75):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • да тут не лишне всю серию перечитать, потом обязательно пригодится, когда пишешь- вновь обращаешься

    Оценка статьи: 5

  • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 5 января 2015 в 15:24 отредактирован 5 января 2015 в 15:25 Сообщить модератору

    Да, полезная статья. Как только решусь написать что - то, приму к сведению.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо огромное за полезный и нужный материал.

    В последнее время меня в моих текстах не всё удовлетворяло. Я решила серьёзно взяться за повышение своего уровня.

    Ваша статья мне многое прояснила. Ещё раз спасибо большое за неё.

    Оценка статьи: 5

  • Не каждая статья так зацепит.5

    Оценка статьи: 5

  • «Медсестра не осознавала, что дает яд больному (она перепутала лекарства)». Читатель выделяет слово «больному», тогда как логически ударным должно быть слово «яд». Следует поменять эти слова местами.

    А я, читая, выделила слово ЯД....у меня не правильный литературный слух?

    • Такое случается (особенно если взгляд видит несколько слов одновременно), но вряд ли при этом вышла нужная (правильная) интонация; к тому же пояснения в скобках даются обычно к слову, стоящему перед ними, - так что строй предложения в любом случае неверный. Литературный слух здесь ни при чем, всё дело в закономерностях читательского восприятия. В других предложениях Вы наверняка видели всё как надо.

      • Бывает так, что в одной и той же книге, одно и то же предложение читается по-разному в зависимомти только от моего настроения, а не от расстановки слов.Я представляю, как мне пишется. Когда то принесла в издательство детскую книгу, мне казалось, что она весёлая, а меня спросили:"у тебя что-то случилось?" А у меня как раз папа в больнице лежал. Так что мне бы очень хотелось научиться писать так, что бы на текст влияло правильное построение слов, а не моё внутреннее состояние

  • Немотивированно низкий балл - статья полезная, толковая и совсем не на "жареную" тему, и тем не менее какие-то потные ручонки уже наставили плохих баллов. Ну что сказать? Разве что послать им луч диареи в информационную структуру воды...

    Оценка статьи: 5

  • Очень полезно и на хорошем уровне. Прямо в Золотой фонд!!!

    Оценка статьи: 5

  • Марианна, можно попросить убрать откуда-то появившуюся подрисуночную подпись? Возможно, она подходит к самой картинке, и без того не самой удачной (это моя вина), но совершенно не по теме.

  • Здорово, очень интересно как человеку пишущему.

    Оценка статьи: 5

  • Мама дорогая!
    СУПЕР-то какой!!!!!!!

    Оценка статьи: 5

  • А) Писатель читал сначала сам корректуру, а потом давал редактору.
    Писатель читал коректуру сначала сам, а потом давал редактору.
    В) В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные.
    В первом тексте стоят в нужной форме существительные, во втором - числительные.
    С) Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня.
    Тогда еще не было у казахов письменности, но их устное творчество достигло высокого уровня.
    Правильно ли?

  • Большое вам спасибо, Галина!!
    Добавила статью в свою копилку советов пишущему и при первой же возможности (сейчас могу только писать комментарии) поставлю 5. Буду ждать следующих частей серии!
    Еще раз - моя благодарность!

  • 5.Спасибо за статью.
    Про логическое ударение понятно.
    Но иногда во время написания прямо-таки просятся фразы с необычным порядком слов....
    не могу сейчас пример привезти, но теперь буду читать такие свои фразы более внимательно...

    Оценка статьи: 5

  • Виктории Бессоновой

    Я тут у вас просто списала...
    "Галина, начните с азов! Все мы (я в первую очередь), будем безумно рады, учиться красиво, понятно, грамотно писать! ... Я согласна быть вашей ученицей"
    Я тоже!
    уже вторую неделю учусь)

    Оценка статьи: 5

  • Полезная статья. Особенно полезна тем кто пишет. Вроде меня.
    Спасибо

  • За статью "толстая" пять!

    Видимо в силу того, что мне сейчас развитие в этом направлении (написании хороших статей), важно и нужно, я умудрилась вашу статью Галина, даже распечатать! Честное слово, это на "ШЖ", делаю впервые. А можно и иначе расставить слова в предыдущем предложении: "Честное слово, это делаю впервые на ШКОЛЕ ЖИЗНИ. Спасибо, Галина! Развивайте нас в этом направлении (я буду хорошей ученицей, обещаю.)

    Оценка статьи: 5

    • Это просто замечательно, что Вы сразу начали экспериментировать, упражняться! Кстати, Вы обратили внимание на то, что первый вариант из двух Ваших предложений удачнее второго?

      • Галина, вы знаете, они очень разнятся, именно в стиле позиционирования. Внешне мне больше нравится первое, но по смыслу второе точнее отражает суть мною сказанного. То есть, первое как бы сообщает, что я впервые что-то распечатала. А второе как раз наоборот - что я впервые что-то распечатала именно на ШЖ.
        Кстати, к слову сказать. После последней своей статьи, получив личный комментарий от Марианны Власовой (за что отдельная ей благодарность! ну не равнодушна я к ней ), я скачала одну интересную статью, которую еще не читала. Но по теме (решила посмотреть на нее сейчас) она оказалась как раз как вот эти две ваши статьи. И более того, в ней приводятся определенные задания, для определения лексических норм, синтаксических, морфологических и т.д.
        Для меня это оказалось совершенной и на первый взгляд непостижимой задачей. Однако буду пытаться! Оказывается, я не могу найти ошибку (даже в чужом тексте, что же говорить о своем?), в нормах краткости и полноты, да и не только.

        Пример: Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют. Тут понятно, что лишнее либо дают, либо в дар, либо можно заменить: отец и мать дарят и так далее.

        По началу фраза: "Как можно исправить фразу, что бы она была правильной?", повергла меня в недоумение. Я подумала, ну что тут лишнего? А это значит, что я в своей письменной речи, делаю такие ошибки постоянно. Это досадно, но ладно. Уже обдумывая ее, со всех сторон, я поняла - что каша вышла масляная. То есть " исправить фразу", и "правильная" одну из этих частей надо убирать. В общем, буду работать над собой. Благо теперь знаю, в какую сторону.

        За это, отдельная моя благодарность. Была бы возможность, поставила бы 10 пятерок для этих статей. Потому что чем большее количество людей их прочитают, тем лучше!

        Оценка статьи: 5

  • Полезная статья...

    Полезная статья. Попытаюсь сам следовать советам

    Оценка статьи: 5

  • Галина, мне очень понравилось! Вот она прелесть русского языка. В японском, например, все просто - есть тема, есть рема, есть указывающие на них частицы. А русский - вот это язык! 5.

    Да, еще по поводу картинки, по-моему, черно-белые нельзя ставить

    Оценка статьи: 5

    • "В японском, например, все просто - есть тема, есть рема"

      У нас всё это тоже есть, и рассматриваемую тему можно было излагать примерно так:

      Учение о предложении и его актуальном членении
      В современной лингвистике понятиям Матезиуса "исходная точка" и "ядро ситуации" соответствуют обычно термины "тема" и "рема".
      С помощью интонации, в особенности ударения, выделяется рема.

      Как Вы думаете, Сашенька, стал бы это кто-нибудь размещать - и читать - в глянцевом журнале?

      • Картинку ищу.

        И уточните, пожалуйста, - в японском всё просто и понятно, а в моей статье всё сложно и непонятно? Мне это важно. Не могу оценить уровень читателя ШЖ - на каком языке с ним говорить? Пока размещала статью, кто-то успел вкатить единицу - может, и правда ее понять нельзя?

        • Пока размещала статью, кто-то успел вкатить единицу

          Это не я!!! Я поставила 5. Честно. Я вообще обожаю Ваши статьи, особенно стиль повествования.

          в японском всё просто и понятно, а в моей статье всё сложно и непонятно?

          Галя, ну почему Вы меня не понимаете? Как же обидно. Плачу горючими слезами. Навзрыд. Собираю вещи - уезжаю в отпуск. Купальник уже промок, весь соленый - море отдыхает!!!

          Нет, нет и еще раз нет! Объясняю.

          в японском все просто в отличии от русского (за исключением иероглифов, конечно

          К статье эта фраза не имела ни малейшего отношения. Как можно сравнивать статью и язык? В статье все просто и понятно. У меня сердце радуется, когда Вы что-нибудь новенькое пишите. Все просто и понятно.

          Не могу оценить уровень читателя ШЖ - на каком языке с ним говорить?

          А вот читатель очень разный, по-моему. Но я, например, люблю что-нибудь поумнее (читать, т.к. писать у меня так здорово не получается).

          Просто, например, у меня есть авторы, которых я люблю и читаю, а есть, которых не люблю и не читаю. И так, наверное, у многих. Поэтому равняться на всех, думаю, не стоит. Пишите для себя, кому надо поймет и оценит. Это мое сугубо личное мнение. Хотя, я например, сама пишу не о том, что ближе мне, а стараюсь ориентироваться на свои статьи, в которых выше оценка и больше количество просмотров. Потому что ту тему, которая мне ближе постоянно "опускают" в оценках и комменты пишут страшные. Я критику воспринимаю неадекватно и болезненно, поэтому стараюсь писать о том, что народу больше нравится. В конце концов, я пришла сюда именно для этого. Только я это Вам по секрету сказала. Правда, всему свету получилось, да уж ладно. Комментарий длинный, глядишь, не дочитают.

          Галина, поймите меня правильно, пожалуйста. Статья очень хорошая. Вы - молодец.

          Оценка статьи: 5

          • "Это не я!!!"
            Ой, я ни в чем таком Вас и не подозревала

            "ту тему, которая мне ближе постоянно "опускают" в оценках и комменты пишут страшные. Я критику воспринимаю неадекватно и болезненно, поэтому стараюсь писать о том, что народу больше нравится".

            Я как раз удивляюсь, как долго держатся Ваши статьи в рейтингах - у меня даже теория есть: злоумышленник, который всем ставит колы, тайно Вас обожает.
            Критику я тоже воспринимаю скорее неадекватно, но это связано с тем, что тот, кто ставит колы, не объясняет, что именно ему не понравилось. Меня это нервирует, потому что писать то, что нравится всем, у меня не получится, а то, что нравится мне, я, выходит, не могу донести.
            Мне самой эта моя статья почему-то не нравится, но пока не могу понять почему и чем. Попробую дописать весь цикл - может, что-то прояснится.

            • злоумышленник, который всем ставит колы, тайно Вас обожает
              Нет, вряд ли. Просто сколько колов не ставь, кто-нибудь все равно в рейтинге останется. Всех не опустишь. Тем более, Вам просто нужно переждать. У меня сначала тоже так было - скажешь кому-нибудь слово... а тебе колы по всем статьям. Но, это проходит.

              кто ставит колы, не объясняет, что именно ему не понравилось.
              Я даже думаю, что тот, кто ставит колы их даже не читает. Тем более, что больше трех нельзя. Я тоже иногда колы ставлю или двойки и не объясняю. На это есть две причины. Первая. Если я поставила кол, значит мне настолько не понравилась статья, что даже обсуждать эту тему я не хочу - имею право. Вторая причина. Ставишь кол - объясняешь почему, а человек потом уходит, затаив обиду. Нет не явно, а где-то там в глубине души.

              Например, помните я начала "критиковать" одну девушку, которая рекомендовала разбогатеть на одну зарплату, вкладывая деньги в банк под 20%. Типа через 50 лет богатыми будем? Так вот, я зашла к ней через пару недель. Сколько же там было жестких, а порой и грубых комментариев. Да, она с моей точки зрения была не права, но она удалила свой аккаунт, и думаю, что добрым словом о нас не отозвалась. Получается, что обидели человека. Мне стало грустно и страшно. Потому что я, например, не хотела ее обидеть, а как говориться, боролась за правду. И что из этого вышло? Поэтому я некомментирую больше подобные статьи, а просто перестаю заходить к этому автору. Итак, о чем это я?

              Меня это нервирует
              Да Вы что? Поберегите нервы. Даже не думайте переживать по этому поводу.

              а то, что нравится мне, я, выходит, не могу донести.
              Даже очень можете. И даже очень хорошо. Спасибо, что Вы есть. Я бы Вас сравнила с каплями росы на расвете или ветром с моря в жаркий день.

              Оценка статьи: 5

  • Для меня оч. полезная, нужная статья+5

    И ещё послевкусие от статьи,то бишь комменты.
    1) Пойду смотреть кто такой Валерий Яковлев-я ещё не по всем кабинетам успела...У меня как раз задача- овладеть хорошей письменной речью.Как же это трудно!!!! А тут авторитеты делают ссылку на отличников ШЖ .
    2) И узнала, что нельзя картинки с буквами использовать...
    А там бывают такие хорошие...

    Оценка статьи: 5

  • 5! Галечка, спасибо за такую толковую и полезную для авторов ЖШ статью. С домашним заданием справилась Жду продолжения

    Оценка статьи: 5

  • пятерка

    очень полезно, спасибо! Будем применять ;) а правда, что произошло с картинкой?

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, познавательно, доступно.

    О доступности: попал мне как-то в руки учебник для литераторов о поэзии. О-о-о-о! Масса незнакомых терминов, крутые завороты мысли типа "через лошадиную семантику он доносит до читателя человеческие отношения".

    Хорошо, когда ты владеешь профессиональным языком. Но в данном случае простота - просто необходима.

    Спасибо. Обязательно использую.

    Оценка статьи: 5

  • Галочка, дождалась свежей статьи от Вас! Право, уже подумывала, что Вы тоже "критиком румяным" стали. Ну и ладно, есть статья, будем о ней.

    Галя, пока оценку не ставлю. Есть вопросы. Что с картинкой? Почему там надпись? Так должно быть?

    Полезная книга: Б.С. Мучник. Культура письменной речи. Это дополнительный рекомендованный материал или ссылка на источник?

    Оценка статьи: 5

    • Насчет картинки. Обнаружила сегодня на странице "Мои статьи" целый список новых ссылок на бесплатные фотобанки. Решила попробовать. Вот результат. Мне тоже не нравится, а мой любимый фотобанк что-то не открывается - вылетаю из сети.

      Насчет Мучника. Не знаю, как и быть, надо посоветоваться с Марианной. Эта книга у меня со дня ее выхода, т.е. с 1996 года. Штудировала ее сама, много использовала в прошлом на занятиях с учениками. Статья написана целиком мной - однако, говоря о письменной речи, ни при каком раскладе невозможно не упомянуть тему смещенного логического ударения, как невозможно, говоря о математике, не упомянуть об основных арифметических действиях. И учебники, и пособия разных авторов из книги в книгу повторяют, в сущности, одно и то же. Сведения, приведенные в статье, можно найти во всех книгах, посвященных культуре письменной речи. Книга Мучника просто одна из самых любимых мною. Слово за Марианной, а я пока не могу решить, как быть.

      • А я пользуюсь гуглом по старинке. Пробовала другие сайты, очень долго грузятся и на английском, переводить неохота...
        Знаю, что когда встречается надпись на самой картинке - то, видать, есть автор, таким образом защищает свое право. Я стараюсь такие не использовать.

        Оценка статьи: 5

  • Статья, несомненно, полезная. 5.
    Лет 25 назад я всем этим интересовался. Покупал книги, выписывал книги и статьи на эту тему в научной библиотеке Казанского университета.
    А сейчас всё уже забыл. Пишу, как пишется, и просто получаю удовольствие.
    Так и машину вожу, не задумываясь о процессе и с удовольствием!

    Оценка статьи: 5

  • Да..вот что значит письменная речь, а не устная...Тут голосом, интонацией ударение не поставишь...
    Надо будет книгу почитать!
    Спасибо за статью!

    Оценка статьи: 4