• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Кристина Митру Дебютант

Классиков «ф топку», или С чего начинается политика «зомбирования»?

Согласно новой методике обучения, со следующего года в некоторых школах (в виде эксперимента, в остальных школах программа вступит в силу с 2020 года) количество современных писателей, обязательных для изучения, увеличится в 4 раза, при этом число классиков будет сокращено.

VIACHESLAV KRYLOV , Shutterstock.com

Такие гениальные писатели, как Александр Куприн, Николай Лесков, Алексей Толстой, попросту исчезнут из обязательного списка школьной программы по литературе. Вместо этого, в дополнение к уже имеющимся обязательным современным авторам, таким как Василий Быков, Виктор Некрасов, Валентин Распутин, Василий Шукшин и Юрий Трифонов, добавится еще довольно внушительный список современников: Анатолий Гладилин, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Владимир Макалин, Василий Аксенов, Юрий Бондарев, Юрий Домбровский, Фазиль Искандер, Асар Эппель, Анатолий Рыбаков и Юрий Рытхэу. И если раньше у преподавателей литературы была свобода в выборе произведений и авторов, то сейчас предложенная программа не подразумевает никаких вариантов.

Но на этом «радостные» новости не закончились. Как говорится в предисловии усовершенствованной методички по литературе, составленной РАО, перечисленные авторы являются ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяют обязательную часть содержания образования. То есть они должны будут войти во все учебники литературы, а также в сборники заданий по ЕГЭ.

Примечательно еще то, что количество обязательных авторов возросло с 40 до 50, в то время как количество часов литературы в старших классах сократилось с 5 до 2 в неделю. Таким образом, материал будет проходиться поверхностно, без углубления в подробности. Уже несложно представить результаты ЕГЭ, с таким-то темпом усвоения школьной программы.

Ну и где, спрашивается, логика всех этих нововведений? Может, тогда на общей волне ввести в школьную программу таких писательниц-современниц, как Юлия Шилова, Дарья Донцова, и заставить детей писать эссе по их произведениям на вступительных экзаменах в вузах?

Нельзя быть уверенным, что подрастающее поколение когда-нибудь ознакомится с такими произведениями, как «Гранатовый браслет», «Записки неизвестного», «Родина», если они не войдут в школьную программу. Вполне вероятно, что из всех школьников этих классиков будут знать лишь единицы. Возможно, произведения Пелевина школьникам покажутся интересней, по сравнению с творчеством Лескова, но Лесков — классик, и это нельзя забывать. Главную роль в школьной программе играют отнюдь не наши вкусы и читательские предпочтения, а литература — вовсе не увеселительная дисциплина. Это способ привить новым поколениям уважение к классике, способ узнать свою национальную культуру, узнать историю своей родины и состыковать не одно поколение.

Так для чего была обновлена литературная программа? С какой целью ввелось столько современных авторов и исключилось число классиков? Ведь это большой упадок для школьного образования. И если честно, то некоторые произведения современников явно тянут к возрастной категории от 18 и старше. Нынешнее поколение зачастую не интересуется ничем, кроме компьютерных игр и Интернета. Школьная программа по литературе — единственный шанс привить любовь к классическим произведениям и к чтению.

Но как можно привить любовь к классике, когда она постепенно исчезает со страниц школьных учебников? И как можно говорить о росте личности и процветании нации, если государство собственноручно исключает классику из жизни подрастающего поколения? Что за ужасная политика зомбирования?

Создается впечатление, что государство стремится к созданию необразованной рабочей массы людей, к формированию глупых бесхребетных марионеток, не способных к анализу, а потому гораздо более подверженных чужой воле.

Статья опубликована в выпуске 9.03.2015

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 марта 2015 в 14:25 отредактирован 10 марта 2015 в 14:32 Сообщить модератору

    Хотел бы еще заметить кое-что по теме и около нее: у нас принято считать классику и вообще тех, кто читает "книжки", чем-то и кем-то ужасно умными и культурными. Тех, кто читает классиков - интеллектуалами и образованными людьми. Тех же, кто "путает Гегеля с Гоголем", увальнями, достойными осмеяния.
    Но ведь во-1-х, ум бывает разный, во-2-х, книжки, даже классика, - не всегда полезная пища для ума - несомненная истина, которую стоит цитировать до конца дней своих. В-3-х, мне нравится чье-то изречение, что великие писатели часто просто навязывали свои неврозы, тем, кто был изначально здоров.

    У Эразма Роддердамского в "Похвале глупости" есть несколько глав посвященных разного рода поэтам и писателям, а также любителям пичкать себя разного рода прописными и письменными истинами, над которыми он двусмысленно посмеивается. "Разве можно назвать умным того, кто дни и ночи проводит за написание разного рода поэм и трактатов, зарабатывая себе болезни и лелея свое тщелавие..." Интересно написано - рекомендую.
    У Шопенгауэра в "Афоризмах житейской мудрости", как и у других авторов, есть схожие мысли: не всякая книга - хорошая, не всякий читающий - мудрец. Тот, кто питает себя чужой книжной мудростью, часто лишь повторяет чужие мысли и хочет казаться умнее. По настоящему думающий человек пытается до всего дойти сам - на самом деле много размышляет и мало читает.
    (Кстати, это те самые мысли, до которых может дойти всякий, и не вчитываясь в философов).
    И, кстати, самые кровавые преступления, как все мы знаем, часто совершались самыми начитанными и образованными людьми - хорошее образование вовсе не гарантирует гуманизма и филантропии.

    И даже классика - дрессировка. Да порой на старый лад. А счастливее всего та собака, которая дрессировки не знает.
    Читайте - анализируйте - думайте сами. А не повторяйте чужие мысли и цитируйте классиков.

    • Игорь Ткачев, "А счастливее всего та собака, которая дрессировки не знает."
      Это бездомная, что ли?

      Кстати о классиках.

      Однако же зависть в дворянском дитяти
      Посеять нам было бы жаль.
      Итак, обернуть мы обязаны кстати
      Другой стороною медаль.
      Положим, крестьянский ребенок свободно
      Растет, не учась ничему,
      Но вырастет он, если богу угодно,
      А сгибнуть ничто не мешает ему.

      Оценка статьи: 5

  • Да, в 14-15 лет много не понятно, но это не означает, что это не надо показывать молодому подрастающему поколению, все равно что-то останется в мозгу. Если учить детей на современной литературе, то не думаю, что получится хороший результат Мы же учимся музыкальной грамоте на классической музыке, а не на современной бурде

    Оценка статьи: 5

  • Валерия Шамсутдинова Читатель 9 марта 2015 в 15:14 отредактирован 26 мая 2018 в 14:12 Сообщить модератору

    Как ни крои программу, все не возможно объять..
    Когда учились в школе те, кому сейчас 40-50, было так - 8 класс - 18 век, 9 класс - 19 век, 10 класс - 20 век.. И тщетно пробовали втолковать подростку отечественных классиков. Ну почему считается, что произведения, написанные в 18 веке понятны тем, кому 15??? Да они просто не интересны! и бубнили на уроках литературы заученные цитаты.. не понимая и уж тем более - не чувствуя.
    Ни Бунина, ни Куприна.. да много еще кого не было в программе, но ведь прочли же мы этих авторов, те кому сейчас 40, 50, 60.. Значит есть и другие возможности.. Например - родители, если в руках у отца и матери книга, а не стакан, ребенок будет читать.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 9 марта 2015 в 14:14 отредактирован 9 марта 2015 в 14:16 Сообщить модератору

    Не стоит забывать, что наши классики не всегда ими были - для своего времени они были примерно тем же, кто сегодня Пелевин и иже с ними для нас.

    Также, при всей замечательности Толстого и Куприна, мне по душе логическо-аналитический подход даже к классикам, с современных позиций, - когда народ не только падает ниц перед данным ему в готовом виде классическим именем-глыбой, но и умеет в его адрес мыслить критически (сам Толстой не любил Шекспира и его пьесы - почему "не юноша младой, но муж усатый" не может взять под лупу и самого Толстого с его томами-тоннами морализаторства и нравоучений?)

    Потом, некоторые произведения, как бы нравоучительны не были, все же рано читать в 15-16 лет. А уж в написанных 150-200 лет тому и вовсе порой трудно разобраться (например, как нынешнему американскому студенту в пьесах того же Шекспира - все они даются в короткой адаптации).

    ПС Я порой думаю, что если бы в моей юности было меньше тех же Лермонтова, Толстого, Чехова, я бы вырос несколько более счастливым человеком - как ни странно это может показаться. А уж практичнее - тем паче.

  • Если ребенку с детства не привить любовь к качественной литературе, то его "поисковик" и не будет настроен на нужную волну. Кристина, спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

  • Создается впечатление, что государство стремится к созданию необразованной рабочей массы людей, к формированию глупых бесхребетных марионеток, не способных к анализу, а потому гораздо более подверженных чужой воле.

    Ничего страшного... Слава богу, что наши дети толком не учатся в общеобразовательной школе. А становление личности происходит чуть позднее и взрослеющий человек сам найдет для себя нужную книгу.

    Что касается методик - это песочница с какашками. И барабаются в песочнице учителя и методисты.

  • Для нынешнего человека, молодого или не очень, русская классика - это "перевод с иностранного". Язык вроде бы свой, но чувства, мотивировки, восприятие мира уже сто лет, как чужие. К нынешней жизни неприменимые. "Своего" же наработано очень мало. В этом смысле Пелевин и Сорокин давно уже затмили многих прекрасных классиков.

    Оценка статьи: 4