Галина Москаленко Мастер

Как научиться читать свой текст чужими глазами? Часть вторая.

Сегодня мы рассмотрим лексический и графический способы передачи в своем тексте логического ударения.

Запомним пять основных лексических средств, пять усилителей, работающих на выделение слова в тексте:

1. Выделяющие частицы: это, именно, как раз, исключительно, единственно, только, лишь, даже, и.
Эти частицы всегда выделяют следующее за ними слово. Давайте понаблюдаем за поведением логического ударения в предложениях: «Я вчера ездил к бабушке» и «Это я вчера ездил к бабушке». Нетрудно заметить, что частица это заставляет нас логически выделить слово я, хотя в ударной позиции находится слово бабушке (а мы уже говорили о том, что позиционный способ намного слабее других).

Частицы ли, же, -то выделяют предшествующее им слово. Сравните: «Когда мы пойдем в зоопарк?» — «Когда же мы пойдем в зоопарк?»; «Ты написал сочинение?» — «Ты ли написал сочинение?»; «В те времена крестьяне читать не умели» — «В те времена крестьяне читать-то не умели».

Внимание: пропуск выделяющей частицы, как и неправильное ее употребление, создают смещенное логическое ударение, затемняют смысл вашего текста. Сравним предложения: «Только он заходил в ту комнату» — «Он заходил только в ту комнату»; «Такая статья и была написана мною» — «Такая статья была написана и мною».

2. Уточнения (уточняющие синонимы).
Посмотрите, что происходит с логическим ударением в предложении: «Эта теория названа общей, так как она является обобщением, расширением специальной теории». Если мы уберем один из смежных синонимов («расширение» или «обобщение»), логическое ударение в восприятии читателя переместится на конечное сочетание («специальной теории»). Смысл предложения был бы в этом случае искажен, и только нагнетание синонимов сосредоточивает логическое ударение в нужном месте. Запомните! — логическое ударение воспринимается именно на втором из двух смежных синонимов.

3. Усилители наречного типа.
В этой роли выступают наречия меры и степени: весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и т. п. Сравните: «Я вчера был в театре» — «Я вчера действительно был в театре»; «Точное слово подобрала сейчас Валентина» — «Очень точное слово подобрала сейчас Валентина».

4. Повторение слова (буквальное или вариативное).
Здесь всё ясно. Ограничимся примерами: «Я понял, понял жизни ад», «От искр всю ночь, всю ночь светло», «Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека?».
Вариативные повторы: давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит.

5. Противопоставление.
В предложении «Она написала не статью, а книгу о воспитании детей» слово «книгу» выделено противопоставлением, поэтому логическое ударение воспринимается именно на этом слове, хотя в ударной позиции находится другое. Обычные средства противопоставления — не …, а; как …, так и… и т. п.

Графические средства передачи логического ударения

1. Выделяющие шрифты. Курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы. Сюда же можно отнести графическое выделение слова разрядкой и подчеркивание — однако в Word`е при выравнивании текста по ширине показать р, а з р я д к у сложно (разве что с помощью де-фи-сов между слогами или б-у-к-в-а-м-и), а подчеркивание слова в электронных версиях текста может ошибочно восприниматься читателем как гиперссылка.

При использовании выделяющего шрифта нас подстерегают две наиболее распространенные ошибки: выделение не того слова и употребление шрифтового выделения в функции, не связанной с передачей логического ударения.

2. Знак ударения — акýт. Иногда возникают ситуации, когда предложение написано так, как оно и должно быть написано, а логическое ударение не воспринимается читателем сразу, приходится перечитывать. Что делать? — перестановка слов порождает корявую, искусственную фразу, добавить лексический усилитель не удается, выделяющий шрифт перебарщивает, чересчур уж выделяет, а этого вроде не требуется… Единственное средство в таких случаях — знак ударения.

Написано: «Конец показывает, что каждый может», «Сокол против воробьев, а против кошки — мышь». (Пословицы.) Варианты исправления: «Конец показывает, чтó каждый может», «Сóкол против воробьев, а против кошки — мышь».

3. Восклицательный знак (а также два или три восклицательных знака в скобках). «При издании своего словаря В. И Даль провел четырнадцать (!) корректур трехсот тридцати печатных листов большого формата».

4. Выделяющее тире. В предложении «Исследователь установил, что это есенинское четверостишие» в ударной (конечной) позиции стоит не то слово, которое требовалось. Исправить ошибку можно с помощью тире: «Исследователь установил, что это — есенинское четверостишие»

Ну вот, теперь мы знаем, как просигнализировать читателю о том, какое слово при чтении нашего текста ему следует логически выделить. Наши инструменты всегда при нас, нам остается только выбрать наиболее подходящий из них для каждой конкретной ситуации.

В заключение перечислю рассмотренные нами позиционные, лексические и графические средства передачи логического ударения в письменной речи — в порядке убывания их выделяющей силы: (!!!), (!!), (!), курсив, разрядка и т. п., лексические средства по два-три вместе, одиночный лексический усилитель, выделяющее тире, знак акут, ударная позиция. Помните, что соседние средства этого ряда легко поддаются взаимной замене. Всё!

Начало здесь.

Обновлено 21.01.2009
Статья размещена на сайте 12.07.2007

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья просто здоровская!
    Скопировала себе, прочитала детально!

    Всегда писала без теории. Теперь буду подкована!

    Спасибо Вам огромное!

    конечно 5..))

    Оценка статьи: 5

  • Галина, огромное спасибо !

    распечатала Вашу статью, прорабатываю с карандашом.
    Пересмотрела все, что сама писала с точки зрения логических акцентов, сразу текст становится более понятным.
    Очень-очень полезные материалы пишите, для таких новичков как я в особенности.

    Удачи Вам!
    С искренним уважением,
    Крутова Елена

  • Спасибо Галина за очень полезные советы. +5
    Мне, как новичку, знания полученные из вашей статьи пригодятся в работе.

    Оценка статьи: 5

  • Хочу научиться грамотно писать и стать писателем. Фантазии много, есть что рассказать, а грамотность хромает. В школе ленился. Чаще всего из-за огромного количества материала. Вы же даете нужные мне знания кратко и емко.
    Мне ваши статьи обязательно помогут.

    Оценка статьи: 5

  • фуф. Благодарю Галина. Упражнения пошли на пользу мне. Отныне стану применять сии правила везде и всюду.

  • А нам-то, журналистам, это как полезно!!!
    Пять баллов.

    Оценка статьи: 5

  • 5! Интересно и полезно...

  • Спасибо!

    +5!

    Оценка статьи: 5

  • очень интересная статья. Спасибо. Однозначно 5

    Оценка статьи: 5

  • 5, конечно. И большое спасибо

    Оценка статьи: 5

  • ОГО! теперь комментарии к статьям буду содержать и разбор фраз
    с учетом полученных знаний в этих двух статьях???
    Пощадите!

    5 поставила.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо! В своих текстах интуитивно выделяю нужное. Иногда редактор поправляет,но - редко. Положу в закладки, буду почитывать. Моя 5

    Оценка статьи: 5

  • Что скажете?

    Прочитала Владимира Соловьёва" Мы и они".
    Известный телеведущий даже не заморачивается ,пишет, как говорит.
    и лит. редактор у книги есть.
    или не всем надо "учиться читать свой текст чужими глазами?"

    Оценка статьи: 5

  • Статья в закладках!

    Решила Ваши статьи, Галочка, хранить, как зеницу ока. За один раз не все даже могу понять. Надо раза три-четыре читать. Такой концентрат знания! Конечно же, моя ПЯТЬ и низкий Вам поклон за такую чудесную и важную работу по чистоте русского языка!

    Оценка статьи: 5

    • Леночка, если что-то не очень понятно, пишите, спрашивайте. Буду стараться писать попроще, но очень трудно без обратной связи. Кажется, уж совсем не использую терминов.
      Может быть, не стоило жертвовать примерами и упражнениями в пользу краткости? Но народ жалуется на "многотомные" статьи, разбитые на несколько частей. Надо будет что-то с этим придумать.

      • Стоило, Галина! Еще как стоило. Упражнения это хорошо. Я еще не успела их выполнить, но сделаю обязательно. Ведь упражнения лучший способ закрепить материал! Язык у вас очень простой и доступный. Статью (хорошую) всегда необходимо перечитывать несколько раз, потому что сначала читаешь "на одном дыхании", а потом уже вникаешь, и замечаешь, тут упустил, тут недопонял. Я вон когда скачала "Основы культурной речи", вот тут термины, вот сидела и думала, да долго буду разбираться... (пример: в отличие от объективно существующей языковой нормы кодификация есть в известной степени искусственное установление некоторого комплекса (свода) правили ее природа таким образом чисто конвенциональная). Вот с этим разбиралась... А «многотомность», это тоже очень хорошо! Ведь в маленькой статье не раскрыть все тонкости. Мне кажется не надо сокращать, ведь ущерб будет читателям, желающим повысить свою грамотность в определенном вопросе. Жду продолжения! И спасибо вам, за ваше умение так интересно учить!

        ps\ кстати, мне очень интересно еще и такая тема, как сочетать различные обороты (разговорный, специальный, литературный).

        Оценка статьи: 5

        • "мне очень интересна еще и такая тема, как сочетать различные обороты (разговорный, специальный, литературный)".

          По-видимому, Вы говорите о функциональных стилях. Цитата из "Основ", которую Вы привели, - пример научного стиля.
          Да, напишу и об этом.

  • Галине Москаленко

    Проверяйте,пожалуйста,Галина,только сильно не ругайте.
    Я же только- только стала чуть-чуть понимать отличия устной и письменной речи.
    Вот практикуюсь, спасибо ШЖ!

    Оценка статьи: 5

  • 5! В закладки!

    Оценка статьи: 5

  • Это именно та статья, которая мне необходима сейчас! Весьма полезная для развития и улучшения качества написания текстов. Буду использовать. Огромное спасибо! не знала, что есть первая часть, но сейчас пойду и почитаю. И конечно же, вернее даже ну просто безусловно, заслуживает пятерки.

    Оценка статьи: 5

  • Я уже использую ваши уроки ,не отходя от кассы.)+++

    Оценка статьи: 5

  • +5

    Спасибо! Думаю, такие статьи улучшат качество текстов на ШЖ. Ведь среди местных авторов в основном непрофессионалы (я, к примеру ;) ). Жду третью часть!

    Оценка статьи: 5

  • Это для меня слишком сложно, но, несомненно, 5.
    Никогда не любил упражнений.

    Оценка статьи: 5