• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Росляков Дебютант

Знание или навык - что важнее в жизни?

Что мы помним по прошествии нескольких лет из того, что учили в школе? Кто знает три закона Ньютона? А может быть, кто-то вспомнит, когда и где произошло ледовое побоище, или напишет формулу реакции окисления, или назовет отличительные черты инфузории-туфельки?

Syda Productions Shutterstock.com

Какой бы предмет мы ни взяли, у людей, не пользующихся этими знаниями, остаются в памяти только слова из тех сфер, которые изучаются в школе. Однако даже эти слова мы можем лишь узнать, а не активно использовать в своей речи. Любая точная информация просто стирается мозгом как ненужная, если она не активируется в жизни. Недаром сессии у студентов раз в полгода. Если прилежно учиться и делать всё, что задают учителя, то можно сдать сессию без проблем, но только не далее, чем через полгода с начала освоения темы или предмета. Если сессию отложить на месяц-другой и не повторять вопросы перед экзаменом, то произойдет полное фиаско у большинства студентов.

Этот естественный механизм забывания чрезвычайно полезен для чистки мозга от мусора, коим является неиспользуемая и, значит, ненужная информация. В общеобразовательной школе мы получаем представление о той или иной науке, то есть в нашем сознании появляются новые понятийные единицы — слова, которые уже являются не пустым звуком, а интегрированными в нашу картину мира понятиями. Мы стали в общем образованными людьми. Разница между отличниками и двоечниками только в том, что первые научились учиться и расширили свою картину мира. У отличников появилась возможность сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Заметьте, на данном этапе школьники сдают кучу экзаменов, как правило, повторяя весь пройденный материал непосредственно перед экзаменом. Если это не сделать — шансы на успех стремятся к нулю. Такая уж участь у запаса знаний: все будет забыто максимум через полгода, если им не пользоваться!

И вот выбор профессии встает перед вчерашним школьником. Еще несколько лет получения знаний расширяют представление о профессии. Хотя процесс обучения и сопряжен с практикой, но почему-то мы неохотно доверимся хирургу-практиканту или даже практиканту-парикмахеру. По окончании профессионального учебного заведения вчерашний студент, получив работу, только начинает учиться выполнять эту конкретную работу. Он начинает формировать и развивать навык. Через несколько лет, при достаточной практике, он станет отличным специалистом — возможно, лучшим в своей профессии, но не сможет вспомнить три закона Ньютона, если они ему стали не нужны. Однако общая грамотность и полнота сознания сохранятся на всю жизнь, и при необходимости такой человек сможет самостоятельно поменять профессиональный вектор и даже освоить другую профессию.

С другой стороны, мы имеем западную модель образования, в которой узкая направленность на будущую специальность реализована на ранних ступенях обучения и, что интересно, в наше время узкие высококлассные специалисты востребованы намного больше. Многие россияне желают получить образование за рубежом именно из-за его ценности в глазах самых развитых стран. В то же время, поражает незнание простейших вещей теми же самыми американцами — не только специфических знаний со школьной скамью, но даже элементарной информации о современном мире. Им это неинтересно… И тем не менее их экономическое и политическое доминирование в наше время не вызывает сомнений.

Изучение иностранного языка требует времени больше, чем другие науки из-за своего всеобъемлющего проникновения в сознание посредством связи слово-образ, которая требует периодической активации в течение полугода до образования устойчивой рефлекторной подсознательной связи, которая может не распадаться в течение всей жизни. Эта связь однозначно сохранится, формируя пассивный словарный запас. Если же начать активно использовать слово в своей жизни, то есть сказать его или написать, когда оно потребовалось, то это слово активируется и становится вашим активным запасом.

Именно из-за глобализма языка его проще осваивать в стране, где на нем говорят, так как после языковых занятий вам не нужно создавать языковые ситуации искусственно, они всегда рядом и требуют вашего участия. Однако языковая среда сама по себе не научит владеть английским языком. Чтобы процесс был результативным, нужно сознательно и регулярно получать новые качественные знания и планомерно с помощью правильных упражнений переводить их в устойчивый навык.

Статья опубликована в выпуске 9.06.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей, принимаясь писать, очертите границы темы. О чем все это? О языке? О навыках? О школе? о знаниях?
    Думаю, что навык - следствие знаний: о технологии процесса, об основах теории, лежащей в данной деятельности и пр.
    Сейчас для вакансии важен диплом. Значит задача студента - выжить, получить диплом. А далее пойдет адаптация под особенности производства (не обязательно промышленного). Успехов! поставил ОТЛИЧНО (с хвостиком).

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 9 июня 2015 в 10:00 отредактирован 9 июня 2015 в 10:04 Сообщить модератору

    Сегодня мусором считаются и Толстой с Пушкиным, и грамотная родная речь (я работаю с молодыми филологами и лингвистами, которые общаются исключительно при помощи "чувак" - "нах"), и уже столбиком умножать не надо...

    Если так подходить, то у меня "мусором" забита %80 памяти (могу часами по памяти читать Лермонтова и Цветаеву, и особенности инфузории-туфельки помню до сих пор).

    Сегодня все больше и больше спрос на навыки. Причем конъюнктурные навыки (менеджеры, сейлс, IT и т.д.), а не на умение мыслить и рассуждать, и уж тем более, в разрезе времени и истории, я бы сказал. Все больше "специалистов по левой ноздре", плохо знающих, где находится голова, где попа, и для чего они нужны.