Книга «Гении и аутсайдеры» сразу после выхода стала бестселлером № 1 по версии New York Times. Билл Гейтс, «Битлз», Моцарт, безусловно, талантливы. Но мы сильно ошибаемся, думая, что талант — синоним слова «успех».
Это не пособие «Как стать успешным за 21 день», а интеллектуальное путешествие в мир законов жизни. И вы можете извлечь из него пользу — даже из этого обзора книги — и понять, что нужно сделать, чтобы «повезло» вам и вашим детям.
Уравнение с неизвестными
В автобиографиях, ежегодно издаваемых миллиардерами, предпринимателями и рок-звездами, всегда прослеживается одна и та же сюжетная линия: родившись в скромной семье, герой благодаря своему упорству и таланту прокладывает путь к успеху.
Но разве правильно объяснять всё личными заслугами? Выходит, Билл Гейтс — молодец, а остальные — не очень? Проблема в том, что, тесно связывая успешность и личностные качества, мы напрасно растрачиваем человеческий потенциал. В уравнении успеха есть неизвестные. И их много.
Мы могли бы контролировать механизм достижений — в спорте, музыке, где угодно. Но не делаем этого, потому что уверены: успех приходит только к талантливым. А зря.
Я хочу доказать, что не стоит сводить причины успеха исключительно к личным качествам. Это не объясняет природы достижений. И не даёт ответа на ключевой вопрос: что отличает особенных людей от всех остальных?
Хоккейный парадокс, или Ошибка системы
Тысячи канадских мальчиков приходят в любительский спорт ещё в детском саду. В каждой лиге — в своей возрастной группе — игроков оценивают. Лучших готовят к следующему уровню. Неважно, какая у тебя семья и как далеко ты живешь. Успех в хоккее приносят личные достоинства. Или всё-таки нет?
Психолог Роджер Барнсли увидел странную закономерность: чаще всего у хоккеистов дни рождения были в январе, феврале и марте. Как оказалось, в Канаде отбор заканчивается 1 января. Значит, если ребёнку исполняется 10 лет 2 января, он будет играть с теми, кому 10 лет будет аж в декабре. В этом возрасте различия в физической форме огромны. Значит, лучшими игроками станут самые сильные и ловкие, а попросту… самые старшие ребята.
Подумайте: по такой же схеме в классической музыке отбираются будущие виртуозы, в балете — балерины, а в системе образования — будущие ученые и интеллектуальная элита.
Здравствуй, школа!
И если хоккей — всего лишь игра, в школе дело обстоит серьёзнее. Оценивая детей в детских садах и первых классах, многие учителя путают развитость и способности. Поэтому старшие дети попадают в продвинутые группы, где приобретают лучшие навыки. И на следующий год показывают ещё более высокие результаты. Так и «рождаются» (на самом деле воспитываются) звёзды.
Подготовка выдающихся людей мало похожа на модельное агентство. Скорее на морскую пехоту: если вы нашли пригодных мужчин и женщин, то при правильном обучении и тренировках вы практически любого из них сумеете превратить в уникального бойца.
Мир по образу и подобию модельного агентства наводит уныние и тоску, поскольку красота от рождения дается нёмногим. Мир, больше похожий на морскую пехоту, вселяет оптимизм: достижение успеха не будет зависеть от произвольных факторов.
Правило 10 000 часов
В своей книге Гладуэлл впервые рассказал (а чтобы понимать суть идеи, лучше читать первоисточники) о волшебной цифре в 10 000 часов. Это 20 часов в неделю в течение 10 лет. Столько нужно практики, чтобы стать экспертом мирового класса: в музыке, юриспруденции, экономике — где угодно.
Анализ биографий выдающихся людей показал: даже те, кого с детства считали чрезвычайно одарёнными, тоже много работали.
- Возьмем для примера Моцарта. Он начал писать музыку в 6 лет, а первый великий концерт сочинил в 21 год. К этому времени Моцарт писал уже 10 лет, а это… 10 000 часов.
- Билл Гейтс. Блистательный молодой математик переселяется в компьютерный класс, программирует с 3 ночи до 6 утра; будучи юношей, он уже наработал 10 000 часов.
- «Битлз». Если проанализировать их путь, он приобретает до боли знакомые черты. Неизвестную рок-группу пригласили в Гамбург, где они играли семь дней в неделю по 8(!) часов. К тому моменту, когда их ждал шумный успех, они дали 1200 живых концертов. Они работали и дальше — и снова 10 000 часов.
Важен не только талант, но и стремление работать часами — до того момента, когда уже трудно разобрать, где заканчиваются природные способности и начинается готовность вкалывать.
Ложное вдохновение
Особенных можно определить как людей, чья жизнь — исключение из правил. На первый взгляд кажется, что так и появляются гении, миллионеры и звёздные спортсмены. Но их истинная сущность кроется в том, что они вовсе не являются особенными — и это не может не будоражить воображение.
Мы вдохновляемся ложными историями успеха — про людей, которые сделали себя сами, прошли путь от бедности к богатству. Но такие рассказы превращают великие достижения в неповторимые. Успех — в недосягаемость. Настоящие же истории успеха — при всей своей сложности, своеобразии и нюансах — намного более вдохновенны.
То, что мы называем талантом, — результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и упорного труда. Зная, из чего состоит успех, человек может управлять им. Вывод? Секреты успеха можно раскрыть и воспроизвести.
Что ещё в книге?
Мы не можем влиять на то, что с нами было. Но вполне можем на то, что с нами будет. Если постараться, в жизнь можно добавить даже щепотку счастливого случая. Например, правильно выбрав среду и круг общения.
Кому будет полезна эта книга?
Тем, кто хочет чего-то добиться в жизни. Родителям, которые желают счастья своим детям (покажите других). Молодым людям, которые только выбирают свой путь. Размышления Гладуэлла — сочный штрих в нашей картине мира.
Из книги вы также узнаете:
- Как использовать возможности по максимуму.
- Из чего состоит успех.
- Что нужно, чтобы не потерпеть фиаско.
- Неизвестные подробности из жизни богатых и знаменитых.
- Как создать для ребёнка лучшее будущее.
- Как Роберт Оппенгеймер чуть не убил преподавателя.
- Нужно ли талантливым людям усердно работать.
- Какова роль счастливого случая в нашей судьбе.
- Почему с гениями не всё так просто.
- Какой характер у людей, добивающихся успеха.
Успех — мозаика из множества кусочков. Возможностей и случайностей. Это так. Но запомните: никто не может вам запретить быть успешным. Если нет ветра, беритесь за вёсла.
По материалам книги «Гении и аутсайдеры» Малькольма Гладуэлла.
Если бы у народа была хоть чуточка мозгов, а не стадных реакций, он бы просек, врубился, въехал и срубил фишку, что деньги, слава, успех = не только "счастье всей ихней жизни", но также несут с собой множество проблем.
Коротко (для непросвещенных), деньги - большой соблазн, ими надо уметь управлять и распоряжаться, слава - это когда вас за.бут вниманием толпы и.иотов, обожествляющих и одновременно ненавидящих вас (всего-то за какой-то там талант, или те же деньги), успех - имеет успешных, и причем жестко.
В качестве подтверждения статистика: среди успешных и известных процент ранних смертей, а также алкоголизма, наркомании, депрессий примерно в 2 раза выше, чем у людей "обычных".
+ в подавляющем большинстве о счастии от успешности, больших денег и талантов рассуждают люди "обычные", не имеющих ничего из вышеперечисленного. Отсюда такие рассуждения.
3 Ответить