• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Что надо знать о развитии речи на втором году жизни ребенка? Часть 2

Главный вид деятельности маленького ребенка — игра. Именно в игре он познает мир, приобретает необходимые навыки. В какие стимулирующие развитие речи игры можно играть с малышом столь раннего возраста?

Фото: Depositphotos

Предлагаю подборку таких развивающих игр, обучающего материала, сгруппированных по тематике занятий с малышом.

Перейти к первой части статьи

Неделя одежды позволяет в игровой форме познакомить ребенка с предметами гардероба.

Игра «Одень куклу»

Можно предложить малышу одеть куклу с обязательным проговариванием действий:

«Давай оденем куклу Машу. Наденем на неё платье. Посмотри, какое красивое платье у Маши. Платье розовое, пышное. Маша пойдёт гулять в красивом платье».

Обратите внимание: слово «платье» повторяется многократно с различными признаками.

Очень полезно провести эту игру с бумажной куклой. Для этого достаточно вырезать из картона бумажную куклу и нарисовать несколько различных предметов одежды. Эта игра легко встраивает изучаемое слово в различный контекст, расширяя представление о понятии различными признаками. Действительно, весьма несложно нарисовать и длинное платье, и короткое, платья различных цветов, платье с кармашками и без, платье с пуговками и т. д. Такую игру можно усложнить, предложив малышу надеть розовое, длинное, с рукавами и т. д.

Что надо знать о развитии речи на втором году жизни ребенка? Часть 2
Фото: Depositphotos

Игра «Нарисуй платье»

Малыши в возрасте 2 лет ещё не умеют рисовать определённые предметы. Поэтому мама заранее рисует платье и предлагает ребенку его раскрасить. При этом необходимо проговаривать все действия ребёнка:

«Оля рисует красивое платье. Она взяла карандаш и будет раскрашивать платье. Какое платье получилось у Оли? Оля нарисовала зелёное платье. Платье очень красивое».

Игра «Найди платье»

Мама прячет платье в комнате и предлагает малышу его найти. Помним, что слово «платье» постоянно звучит и в этой игре.

«Где же моё платье? Помоги мне его найти. На стуле платья нет. На столе платья нет. Под подушкой платья тоже нет. Где же моё платье? Ах, вот оно. Я убрала платье в шкаф».

Жёлтые сапожки

— Представь, что у тебя есть красивые жёлтые сапожки. Давай обуем сапожки!

Покажите, как можно имитировать движения обувания сапог.

— Надел сапожки — ну-ка потопай! А теперь слушай внимательно и повторяй за мной движения.

Бежали по дорожке
Жёлтые сапожки.
Жёлтые сапожки
У малышей на ножках.

(лёгкий бег)

Устали наши ножки,
Бежали по дорожке.
Погладим наши ножки.

(лёгкие поглаживания ног ладонями)

И отдохнём немножко.

(спокойно лечь на спину и отдохнуть).

П. Волков

* * *

На рубашке у Петра
Утром вылезла дыра.
Может, кто-нибудь другой
И надел её с дырой.
Но не Петя. Он опрятен
И не терпит дыр и пятен.
Взял иголку: «Где ты там?»
И зашил без мамы — сам!

О. Григорьев

* * *

Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.

В. Гвоздев

* * *

От моей малышки-дочки
Где-то спрятались носочки.
Мы их целый час искали,
А они в шкафу лежали.
Там где надо — там и были,
Просто мы про них забыли.

Е. Долгих

* * *

К нам пришла недавно Таня
В садик в жёлтом сарафане.
Сарафан с кармашками,
С белыми ромашками!

Д. Сиротин

* * *

То ли зайцы, то ли кошки
на футболке у Алёшки.
Очень странные фигурки…
пусть зовутся…
КУКУЖМУРКИ!

М. Дружинина

* * *

 — Ёжик, надевай сапожки,
А не то — замёрзнут ножки.

— Я свернусь вот так в клубок
И согреюсь без сапог!

М. Старчевская

* * *

Растерялся сапожок,
Оторвался ремешок,
Зацепился по дороге
За упрямый корешок.

У второго сапожка
От неловкого шажка
Две царапины на коже
От носка до каблучка.

Сапоги в футбол гоняют,
Сапоги в лесу играют…
Как они не понимают,
Что за них МЕНЯ ругают!

С. Лосева

* * *

Рукавички, рукавички,
Вы как будто две синички.
На ладони Ване сели,
Их теплом своим согрели.

А потом вдруг полетели —
Улететь от нас хотели.
Рукавички с ручек сняли,
По кармашкам их убрали.

Пусть погреются синички,
Чудо птички — рукавички.

* * *

У каждой приличной,
воспитанной мышки
Должна быть нора и
должны быть штанишки.

В штанишках мышонку
тепло и приятно,
В штанишках он выглядит
славно, опрятно.

Скажите, Вы мышку бы
в гости позвали?
В штанишках? О, да!
Без штанишек — едва ли!

Е. Гвозденко

* * *

Ботинки

Почему же у Иринки
Перессорились ботинки?
Отвернулись друг от друга.
Стало ножкам туго-туго.
И не хочется гулять,
И шнурков не завязать.

Улыбается Иринка:
— Что за глупые ботинки!
Перепутали вы ножки,
И не манят вас дорожки.

* * *

Спать пора

Вот и солнышко садится,
Значит, надо спать ложиться.
Не зову на помощь маму,
надеваю сам пижаму.

* * *

Платье

Что за платье у Настюши!
Всюду банты, ленты, рюши!
Вот так чудо, очень мило.
— Мне его сестричка сшила.

* * *

Ванечка

Как наш вырос Ванечка!
Сам надел он маечку,
Сам надел он брюки,
сам помыл он руки.

С предметами одежды разобрались, теперь приступаем к изучению животного мира. В Неделю животных проводим игры-подражания на эту тему, они направлены на развитие понимания речи взрослых.

Котята

Предложите ребёнку поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:

— Сейчас мы превратимся в котят. Делай, как я.

Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания)
Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)

Мишка косолапый

— Давай поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идёт.
(ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поёт.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою — топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Заиньки

По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(лёгкий бег)

Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,
(присели)

Роют лапкой корешок.
(движение рукой)

Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)

Уточка

Идёт утка по дорожке: (поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик» — раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным).

На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик»)

Утка по воде плывёт,
Ловко лапками гребёт!
(поочерёдные взмахи прямыми кистями рук вперёд-назад)

Угадай, кто я такой!

— Сейчас я буду изображать животное. Угадай, кто я такой! Конечно, я — косолапый медведь! Давайте походим вперевалочку, как мишка, — вот так!

Родитель вместе с ребёнком ходит вперевалку, расставив руки в стороны. Подобным образом изображаются движения следующих животных и птиц:

  • Лиса — плавная неторопливая ходьба, поочерёдно выставляем вперёд руки-«лапы».
  • Заяц — приставляем к груди согнутые в локтях руки-«лапки», прыгаем на обеих ногах.
  • Птичка — бег по комнате с одновременными взмахами прямыми руками-«крыльями».
  • Лягушка — приседаем, прыжки вперёд, выпрямляя и снова сгибая в коленях ноги.
  • Лошадка — бег с поочерёдным выбрасыванием правой/левой ноги вперёд.

После животного мира наступает Неделя растений.

Цветы

— Представь, что это полянка. А на полянке растут красивые цветы. Давай, мы будем цветками. Слушай и повторяй за мной!

Наши красные цветки
(согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)

Распускают лепестки.
(пальцы расставляем в стороны)

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(шевелим пальчиками)

Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(снова соединяем пальчики в «бутон»)

Головками качают,
(качаем из стороны в сторону соединёнными вместе кистями рук)

И тихо засыпают.
(соединённые кисти рук подкладываем под голову).

Деревце

Сейчас мы с тобой превратимся в деревья. Слушай и повторяй за мной!

Дует ветер нам в лицо,
(машем кистями рук, обмахивая лицо)

Закачалось деревцо!
(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)

Ветерок всё тише, тише,
(качаемся медленнее, затем останавливаемся)

Деревце всё выше, выше!
(поднимаем руки, тянемся вверх).

Подготовьте к занятиям с ребенком тематические картинки, которые вы будете рассматривать вместе. На прогулке обращайте внимание ребёнка на предметы, которые изучаете. При обучении малыша речь лучше всего развивается в деятельности. Поэтому старайтесь организовать занятия таким образом, чтобы ваш малыш был активен.

Не забываем о логопедических упражнениях. Пусть ваш малыш облизывает ложки, губы, играйте в «Качели» язычком, гудите как паровоз. Пусть ребёнок сдувает пёрышки, листочки бумаги, дует на бумажный кораблик в воде.

Хорошо изготовить простое дидактическое пособие. На палочку крепим нитки, на которые приклеены бумажные облака (кораблики, самолётики и т. д.). Ребёнку очень нравится «раздувать облачка».

Подводим итоги:

  • К концу второго года словарный запас вашего малыша должен составлять 200−300 слов.
  • Ребёнок строит двух-, трёхсложные предложения.
  • Использует в речи существительные в разных падежах.
  • Выражает свои просьбы словами, а не только жестами.
  • Согласует предмет и действие.
Статья опубликована в выпуске 29.11.2017
Обновлено 22.01.2023

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: