В ее методе соединены мелодия, ритм и American English (американский вариант английского). По этой методике учатся дети и взрослые во всем мире. Насколько я знаю, у нас применяют ее методику лишь в отдельных школах и колледжах.
Я столкнулась с методом Jazz Chants от Carolyn Graham почти случайно, когда одна из моих студенток при изучении дисциплины «прикладная лингвистика» принесла в класс аудиодиски с записями. И я пришла в восторг: для меня, как натуры творческой, было очень интересно и комфортно слушать музыкальные куплеты-рифмовки, подпевать им и одновременно пританцовывать в такт. Вариант — хлопать в такт. То, чему я учила полгода по продвинутым учебникам, вдруг прекрасно улеглось в музыкальное оформление, и раздел традиционного английского искусства Small Talk (поддержания легкой беседы) стал одним из самых любимых студентами.
Они подхватили эту методику изучения на ура, а вскоре мы создали студенческий английский театр на основе Jazz Chants. Первое отделение все было построено на этих куплетах, во втором мы ставили отрывки из мюзикла «Моя прекрасная леди». На концерты валил весь вуз, от студентов до профессоров, и все сидящие в зале (я наблюдала из-за кулис) притопывали в такт нашим американским частушкам.
Уже более четверти века прошло с тех пор, как талантливая, но не очень преуспевшая на сцене американская певица Кэролин Грэхэм уловила связь между джазом и ритмом английского языка. В основу ее личного метода легли джазовые зарисовки и несколько раз повторяемые куплеты на самые широкие темы. В ту пору она уже работала преподавателем английского в одном из известных институтов американского языка Нью-Йоркского университета.
Свои наработки Кэролин предложила кафедре английской лингвистики. Ее предложение приняли кто со скепсисом, кто нейтрально, но разрешили провести созданный преподавательницей курс в качестве эксперимента в течение одного учебного семестра. Метод Кэролин прижился настолько хорошо, что на ее семинары записывалось все больше студентов, обделяя вниманием более фундаментальные классические дисциплины. Вскоре в университете привыкли, что из-за дверей аудитории, где проводила занятия «прикольная», как ее называли студенты, учительница, всегда доносится музыка, пение и смех. Small Talk от Кэролин стал невероятно популярным предметом.
Ставшую известным преподавателем Кэролин Грэхем с ее курсом Small Talk Jazz Chants стали приглашать и в другие университеты, причем очень престижные. Несколько лет она преподавала свои джазовые композиции в нью-йоркской образовательной школе, в Колумбийском колледже для преподавателей и в столь престижном Гарвардском университете. Даже чопорная и гордая своим неповторимым произношением Великобритания признала методику Кэролин Грэхем «весьма эффективной».
Сарафанное радио плюс Интернет сделали Кэролин известной далеко за пределами Штатов. Ее приглашали в Токио, Пекин, Сеул и другие восточные университеты и школы. Почему Восток, а не Запад? Да потому, что вся Западная Европа изучает классический британский, а вот азиатские страны в первую очередь хотят научиться американскому английскому с целью развития экономических и других связей с этой страной.
Я видела на YouTube видео уроков Кэролин Грэхем с китайскими школьниками и реакцию огромного зала на их выступление в концерте — это было нечто! В первых рядах сидели мамы и папы школьников, они плакали от восторга.
После успеха своих курсов на обоих континентах у Кэролин, наконец, дошли руки до написания учебника, изданного таким солидным издательством, как Oxford University Press.
В первую очередь, куплеты от Кэролин представляют собой паттерн American Engllish, в котором сочетаются ритмы разговорного языка и джазовые ритмы. Это не рэп в современном понимании, не песни, а скорее рифмовки в такт и под музыку. Очень важным является то, что студент, изучающий American Engllish, узнает мелодику произношения при общении с любым образованным носителем языка и, опираясь на jazz chants, сумеет вести беседу на самые популярные и насущные темы.
В конце прошлого века метод Кэролин Грэхем при изучении английского языка как иностранного начал завоевывать все новые и новые страны мира. Этот метод подходит учащимся независимо от их возраста, и применять его можно как для самостоятельного изучения языка, так и для больших аудиторий.
Jazz Chants особенно эффективны при работе в парах. Как показал многолетний опыт, метод хорош для любого уровня подготовки, так как изменяются ключевые фразы на более простые и понятные учащимся. И применять его можно в начале урока — для так называемой фонетической зарядки, в середине и в конце урока — для снятия усталости, когда новая информация перестает восприниматься.
Сама Кэролин Грэхем говорит:
«В пении под джазовую музыку нет ничего ничего необычного, просто использование ритмичных куплетов помогает легче запомнить выражения в American English. Почему фокусирование на ударении, ритме и группировке слогов настолько полезно? Потому что для носителей английского языка ударение является смысловым ключом, и на нем необходимо сосредоточится. А мои Jazz Chants — это забавный и эффективный способ помочь ученикам начать замечать и воспроизводить естественный ритм и мелодику английского языка в повседневной беседе».
Плюсы изучения английского с помощью Jazz Chants:
- они используют естественный разговорный английский;
- с их помощью можно работать в классах любого размера;
- они не требуют каких-либо специальных материалов;
- они могут использоваться во всех возрастных группах;
- они не требуют специальных музыкальных способностей.
Вот самый простой пример рифмовки, хотя без музыкального сопровождения он прозвучит сухо:
— Hi, how are you? 1, 2
— Fine, how are you. 3, 4
Цифрами проставлены ударные слоги в этих двух предложениях.
Совет от Кэролин Грэхем:
«В джазовом пении ритм содержит четыре бита. Каждый бит выделяется либо ударным словом (слогом), либо хлопком, либо форсированием голоса, либо паузой. Вот вам наглядный пример на 4 бита:
— Вам нравится? (хлопок)
— Вам нравится? (хлопок)
— Да, знаю.
— Да, знаю.»
На русском это не звучит, поэтому далее я привожу один куплет для более взрослых:
Многие языки являются «слоговыми» — с акцентом на каждом слоге. Но только не американский английский, который ориентирован на ударение. Только ударение может быть более выраженным в одних слогах и менее в других. Поэтому его так легко включить в джазовые напевы.
Учите английский весело, без напряжения, припевая и пританцовывая! Метод Кэролин Грэхем подходит практически всем, кроме очень интровертированных либо консервативных людей.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...