Абсолютное большинство родителей в поиске репетитора руководствуются личным опытом изучения английского языка. Со всей смелостью могу заявить, что при этом в лучшем случае только 1% мам и пап имеет подтвержденный уровень владения языком от В2 (Upper-Intermediate) и выше.
И, как правило, основным критерием оценки знаний воспринимается «отлично» за год в школе и отсутствие ошибок в стандартных упражнениях на грамматику. А стоит только включить аудиозапись носителя языка с нормальной скоростью речи, как на поверку оказывается, что взрослый человек с годовыми «пятерками» в школе/институте не может уловить даже половину информации. При том, что аудирование (Listening) — фундаментальный навык для освоения языка.
На что же стоит обратить внимание при выборе репетитора для младшего школьника, если родители хотят, чтобы ребенок именно повышал уровень владения английским языком, а не просто натаскивался на безукоризненное выполнение упражнений?
Есть несколько ключевых моментов, помимо отзывов:
- В основе обучения младших школьников должна быть коммуникативная методика. Грубо можно разделить всех репетиторов на тех, кто по-прежнему пользуется грамматико-переводным методом (на занятии в основном говорит преподаватель, разбираются правила, выполняется и проверяется школьное д/з, отмечаются все ошибки в устной речи, более 50% времени занимает общение на русском языке для объяснения теории и прочих моментов), и на тех, кто использует коммуникативную методику (на занятии обязательно включаются аудиоматериалы от носителей языка, основную часть урока говорит ребенок, и при этом на английском, общение строится на изучаемом иностранном языке, упор — на практику, а не на ошибки).
- Международные экзамены YLE. Это — самый объективный вариант оценивания уровня владения английским для детей. Cambridge Young Learners Tests практикуются во всем мире и доступны детям в возрасте от 7 до 12 лет. Ребенок может пройти 3 ступени: Starters (уровень Pre-A1), Movers (А1), Flyers (А2). Оцениваются все ключевые навыки: аудирование, говорение, чтение и письмо. Если репетитор способен успешно готовить к таким экзаменам, то он владеет современными приемами обучения, а не предлагает костыли на все 11 лет школы (так называемое «подтягивание по школьной программе»).
- Пособия и материалы, используемые на занятии. Профессиональный репетитор по английскому языку разрабатывает индивидуальный курс для каждого ребенка. В основе курса — УМК (учебно-методический комплект, где есть книга для ученика и учителя, рабочая тетрадь, аудио- и видеоматериалы для преподавателя). УМК — это каркас, где сбалансирован порядок изучения и отработки всех ключевых навыков. А уже на этот комплект преподаватель нанизывает дополнительные пособия: по грамматике, чтению
и т. д. - Планирование занятия. Не стесняйтесь спрашивать репетитора, как он готовит занятие. Если с порога спрашивает «Ну что там у нас?», начинает заниматься проверкой и выполнением школьного д/з, параллельно выписывая правила в тетрадь, то такую помощь придется получать все годы обучения. Самостоятельно ребенок не будет справляться в итоге ни со школьной программой, ни с языковой практикой (общение за границей, чтение книг, просмотр фильмов). Если же у преподавателя имеется тетрадь с планом занятия, где есть пункты, заметки и даже планируемое время на каждый этап, то можно с большей вероятностью ожидать получения качественных услуг.
Освоение английского языка у ребенка идет по той же схеме, как и освоение родного:
- сначала малыш учится слушать и улавливать общий смысл, затем понимает целые фразы и выражения, усваивает особенности произношения (вот почему так важны аудиоматериалы от носителя);
- затем ребенок отвечает на вопросы одним-двумя словами, имитирует произношение, пытается выразить свою мысль (пусть и с ошибками), начинает общаться и получает от этого удовольствие (снятие языкового барьера);
- позднее ребенок оттачивает правильность речи, старается говорить более развернутыми предложениями, увеличивает словарный запас;
- далее следует развитие письменной речи: дети учатся читать, понимать смысл прочитанного, обсуждать это и отвечать на вопросы, искать информацию в тексте;
и только теперь начинается само письмо: ребенок учится высказывать свои мысли письменно.
В коммуникативной методике всегда соблюдена эта последовательность: слышу-говорю-читаю-пишу. Как в родном языке. И это позволяет ребенку не просто заговорить на английском, но и свободно использовать полученные навыки практически сразу и везде. Такие дети уже в первый год обучения не боятся общаться с ровесниками на отдыхе в других странах, в детской игровой комнате могут спокойно объяснить няне свои желания, а школьные д/з не представляют сложности и не требуют вмешательства со стороны взрослых.
Выбирая репетитора для младшего школьника, важно помнить об этих нюансах. Ребенок не будет усваивать язык так, как это делают взрослые. После 7 класса логическое мышление уже сформировано иначе, и есть смысл заучивать грамматические схемы. А до 12 лет чем больше ребенок общается и слушает, тем быстрее он усваивает язык. Ученик в возрасте до 8 лет способен заговорить практически без акцента — это особенность формирования речевого аппарата.
Грамотный детский репетитор обязательно учитывает все этапы взросления ребенка. И лучше выбрать такого, который работает с определенной категорией: например, только с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...