Перейти к предыдущей части статьи
Сравните три текста:
«Пришла весна. Таял снег в полях. Повсюду текли ручьи, сливаясь в реки».
«Пришла весна. Снег потемнел, сугробы осели. Повсюду звонко журчали ручьи, сливаясь в шумные реки».
«Запела, зазвенела сотнями колокольчиков весна. Потемнели нахохлившиеся, осевшие сугробы. Освобожденные от морозных оков ручейки оглашали округу веселым смехом, стекая в деловито шумящие реки».
Первый текст — сухой, информационный. Его трудно визуализировать, то есть увидеть и услышать.
Во втором варианте «осевшие сугробы» уже несут эмоциональную оценку. Текст уже «виден и слышим», но, увы, перегружен штампами.
Третий вариант претендует на художественность. Весна, ручейки, реки оживают, наполняются зримыми образами.
Метафоры, образы вовлекают в речевое сотворчество читателя (слушателя), создавая картину в его воображении.
Я писала ранее, что словарный запас ребенка к 6−7 годам составляет 3,5 тысячи слов. В его речи появляются образы, устойчивые выражения. Процесс развития речи тесно связан с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция.
Можно ли «стимулировать» образность? Как научить ребенка видеть и слышать образы?
Развивайте наблюдательность. Описывайте вместе с ребенком наблюдаемые картины. Слушайте музыку, звуки природы. Хорошо, если ребенок увлечется занятиями музыки. Это не только поможет формированию восприятия, но сформирует выразительность речи.
С раннего возраста обращайте внимание малыша на слова-характеристики. Играйте в игру: «Какой?» Подбирайте признаки к предмету. Диван какой? Желтый, мягкий, удобный, уютный, складывающийся.
Игра «Найди предмет». Называете признаки предмета, а ребенок должен определить сам предмет: «Зеленая, шелковая, блестящая, прохладная, висящая» (штора).
Старайтесь словами описывать звуки. «Как ты думаешь, что это шумит, свистит, звенит, поет?»
Развивайте физический и фонематический слух. В ранних статьях я описывала упражнения, которые помогут в этом процессе.
Подбираем метафору. Игра «На что похоже?» Старайтесь сравнивать как можно больше предметов, звуков. Как вариант — «Дорисуй предмет», это когда всевозможные кляксы и «каляки» дорисовывают до понятного образа.
Читайте детям стихи и качественную прозу. Обращайте внимание на авторские метафоры.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
(С. Есенин)
Формулируйте вопросы-образы:
- На кого похожа береза в этом стихотворении? (Похожа на девушку, укутанную в серебристую шубку.)
- Какими увидел ветки поэт? Почему? Про кого еще говорят «пушистый»?
- Похож ли снег на ветках на бахрому бабушкиного платка?
Следите за собственной речью, включайте в нее понятные образы.
Спасибо, Елена, за отличные статьи по риторике!
С уважением.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, спасибо. Еще 3 будут.
0 Ответить