В своем труде «Великое Искусство» монах и логик Р. Луллий (1235−1315 гг.) предложил разрешить все проблемы философии и метафизики с помощью комбинаций небольшого количества принципов. Он создал прибор, в котором вращающиеся блоки одних окружностей относительно других создавали высказывания, варьируя сочетания характеристик. У метода были как сторонники, в их числе Джордано Бруно, так и противники — Рене Декарт и Георг Гегель, которых смущала механизация мышления.
В 30-х годах XX века астрофизик Фридрих Цвикки, применив этот метод, предсказал существование нейтронных звезд.
Метод хорош своей универсальностью, его можно применить в самых разных сферах, в том числе он интересен в обучении.
Метод морфологического ящика основан на выделении морфологических признаков (вариантов решений частей задачи) и систематизации сочетаний.
Чаще всего он оформляется таблицей, но возможны и другие варианты. Метод только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле, он достаточно прост на практике.
Шьем юбку для куклы:
- Длина: длинная, средняя, короткая.
- Материал: хлопок, шерсть, шелк.
- Фасон: прямая, расклешенная, с оборкой.
Сочетание этих признаков дает огромное количество вариантов: длинная шелковая с оборкой; короткая, шерстяная, прямая
Работа по этому методу включает несколько этапов:
- Формулирование проблемы (задачи).
- Поиск признаков или принципов действия.
- Выявление сочетаний — решений.
- Поиск оптимального варианта.
Как же пользоваться этим методом на домашних занятиях с дошкольниками и младшими школьниками?
Например, нужно выучить геометрические фигуры.
Перед упражнением проводим небольшую предварительную работу, определяя признаки и записывая ответы на карточки.
- Количество углов: 3, 4, без углов.
- Количество сторон: 3, 4, нет сторон.
- Длина сторон: все одинаковые, все разные, две одинаковые.
Карточки раскладываются по разным коробочкам по выявленным признакам.
Для начала формулируем задачу в форме игры.
1. Нарисуй фигуру. Далее достаем по одной карточке с признаками и рисуем получившиеся фигуры, одновременно отрабатывая представления о квадрате, прямоугольнике и ромбе, узнаем, что у окружности нет сторон и углов.
2. Упражнение второе: рисуем домик для зайчика.
- Домик: квадратный, круглый, прямоугольный, в форме ромба.
- Крыша: квадратная, прямоугольная, ромб, круглая.
- Окна и двери: квадратные, круглые, прямоугольные, ромб.
Рисуем варианты, обсуждая преимущества и недостатки форм при строительстве. Выбираем лучший.
3. Расширяем представления об окружающем мире.
Описываем изменения погоды:
- Температура: жарко, тепло, холодно, мороз (со старшими детьми можно ставить численные показатели).
- Осадки: ясно, дождь, град, снег.
- Деревья: набухшие почки, молодые листочки, зеленые листья, желтые и красные листья, голые ветки.
- Трава: нет травы, молодая травка, бутоны и цветы, семена, пожелтевшая трава.
- Перелетные птицы: строят гнезда, высиживают птенцов, птенцы учатся летать, улетают на юг, нет перелетных птиц.
Работу можно проводить по карточкам, которые размещаем в разные коробки.
Игра «Бывает — не бывает». Надо определить возможность сочетаний.
Игра «Опиши осень». Читаете характеристики, а ребенок выбирает «осенние».
Но особо продуктивно можно построить занятия по развитию речи. Это и расширение словарного запаса, и формирование представления о морфологической структуре языка, и упражнения в словообразовании, и даже сочинительство сказки.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...