• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

В чем плюсы и минусы круизного отдыха? Советы в дорогу. Часть 1

Договоримся сразу: мы имеем в виду только зарубежные круизы. Не каботажные. Поэтому сразу определимся в терминологии, чтобы все встало на свои места. Существуют круизы и туры, опираясь на английские определения, single country cruise/tour — круиз или тур по одной стране и multy-country cruise/tour — путешествие по нескольким странам. Существуют комбинации сухопутно-круизного отдыха в виде предкруизного и послекруизного гостиничного отдыха в порту отхода или в порту прихода, или внутрикруизного гостиничного отдыха в одном из портов захода. Внутрикруизный сухопутный тур найти довольно сложно. Причина тому — простой судна в порту захода, за который компания платит большие деньги.

Поскольку русская терминология в этом случае мне кажется громоздкой и неуклюжей, я заранее прошу моего читателя меня простить за смелость использовать более компактные английские названия.

В последнее время все большую популярность приобретают multy-country круизы. Крупные пароходные компании предлагают сейчас 12-дневные или 14-дневные круизы с посещением как минимум пяти стран. Семидневные круизы ограничиваются тремя странами. Я не буду говорить о семидневных круизах, зная продолжительность русских отпусков.

Возьмем среднестатистический 14-дневный круиз по Средиземноморью. Возьмем летний период отпусков. Возьмем семью из трех человек среднего достатка. Усреднимся по всем показателям. Итак, решено. Едем в круиз. Что нас прежде всего заботит — получить хорошую цену.

Цены. Какие ошибки мы делаем чаще всего? Ищем цены в Интернете. ОК, для любопытства посмотреть можно, но брать путевки по Интернету я не советую. У турагента цены могут быть гораздо ниже с возможностью различных апгрейдов. Чем ближе дата круиза, тем дешевле цена путевки. В условиях, когда россиянам надо получать визы и это требует времени, я не посоветую брать горящие путевки, тем более, что, чем ближе дата вылета самолета в порт отхода, тем дороже билеты на самолет. Если вы старше 55 лет, поинтересуйтесь апгрейдом для вашего возраста. Очень часто это скидка до 10% на всю каюту.

Когда покупать путевку. Возьмем золотую середину — за пару месяцев до даты круиза. Для пароходной компании это уже является горящей путевкой, поскольку формировать круиз они начинают за год вперед. Обратите внимание на свой паспорт — он должен быть действительным по крайней мере еще 6 месяцев от окончания даты круиза. В большинстве европейских посольств вам могут не проставить визу по этой причине или не выпустить на берег с теплохода. Сделайте несколько копий с вашего паспорта и со всех его заполненных страниц. Разложите копии по разным единицам багажа. Одну из копий всегда имейте при себе на берегу. Паспорта на теплоходе храните в каютном сейфе. Оригинал вам на берегу не понадобится, поскольку его заменит пропуск-ключ вашего теплохода.

Какой класс каюты лучше покупать? Существуют каюты-люкс с персональным дворецким, каюты с балконом, каюты с балконом ограниченного обозрения, каюты с окном нормальным или ограниченного обозрения и каюты без окон. Мой совет — берите самые дешевые, без окон. Они вдвое дешевле. Оборудованы точно так же как балконные. Объясню почему: вы будете находиться в каюте с часу ночи до шести утра. Все остальное время вы будете заняты: к 7 утра вы уже побежите в ресторан, чтобы успеть на регистрацию на экскурсию к 8 часам. Поверьте мне, вы не будете находиться в вашей каюте.

Чек-ин. Я советую покупать транспортировку из и в аэропорт вместе с путевкой. Вам дадут расписание чартеров и место сбора в аэропорту. Посадка на теплоход начинается обычно между часом и тремя дня. До этого вас собирают и регистрируют в накопителе. Грузят ваш багаж и развозят по каютам. Приготовьтесь к бесплодному ожиданию в накопителе, если вас привезли с утреннего рейса рано утром. Из накопителя уже не выйти. Поэтому возьмите книжки, детские игры, купите что-то перекусить и попить. В накопителе очень много литературы о портах захода и местах интереса — вот в это и упритесь с пользой. Советую ознакомиться. Постарайтесь завести знакомства с другими пассажирами — это поможет вам знать в лицо людей с вашего судна. Помогает ориентироваться в толпах экскурсантов и не отстать от судна.

Если ваш ужин записан на 6 вечера, то после 7 вечера уже начинаются танцы-шманцы и шоу до поздней ночи (а дискотеки до 3 ночи). Если у вас поздний ситтинг ужина на 8 вечера, то с 6 до 8 еще можно покупаться в бассейне, попариться в сауне. А если вы захотите прилечь отдохнуть между экскурсией и ужином, возле бассейна уйма удобных лежаков, одеял, подушек — запросто можно чуть-чуть прикемарить на воздухе. Я советую брать ранний шестичасовой ситтинг ужина.

Какой круиз лучше: single country или multy-country? Ни тот, ни другой, если вы действительно хотите ознакомиться со страной или с несколькими странами. Вы с ними не ознакомитесь. И я объясню, почему. Независимо от того, какой это круиз, судно заходит в порт обычно к 6 — 7 утра. Если это порт прихода одной и той же страны, то вы экономите часа полтора на таможенный клиренс судна, но сбор в концертном зале для формирования экскурсионных групп все равно начнется только в 8 утра и реально на борт своего экскурсионного автобуса вы попадете в 9 — начале десятого. Если это порт другой страны, клиренс может затянуться на пару часов, и тогда реально ваша экскурсия начнется в 10 — пол-одиннадцатого утра.

Самые длительные экскурсии — шестичасовые. (Исключение — Париж, поскольку судно приходит в Гавр, и до Парижа три часа автобусной езды и 3 обратно). Обычно судно отходит в 6 вечера, но вы должны быть на борту уже в 5 вечера. Многие экскурсии требуют двухчасовых автобусных пробегов к месту осмотра. Т. е. 4 часа вы будете просто сидеть в автобусе и всего 2 коротких часа осматривать достопримечательности. Из этих двух часов вы проведете всего с часок с экскурсоводом, а сбор у автобуса после самостоятельной прогулки вам назначат за полчаса до отхода вашего автобуса. В среднем шестичасовая экскурсия стоит свыше 100 долларов. Обычно в нее входит ланч. Это еще час потерянного времени.

Еще один аспект: после двухчасовой автобусной поездки на месте достопримечательности готовьтесь отстоять 15−20 минут в очередь в туалет. На это за счет времени осмотра собора, крепости и т. п. группе выделят 20 минут для естественных нужд. Посему подведем «игого»: вы ничего не успеваете посмотреть. Быстрая пробежка среди толп других туристов, пару быстрых снимков и бегом к автобусу в страхе отстать от группы. Мой совет — не покупайтесь на длительные береговые экскурсии. У каждого теплохода на берегу имеется шаттл до центра города. Возьмите короткую обзорную экскурсию по центру города и выясните, откуда отходит ваш шаттл. Проведите остаток времени в центре, неспеша погуляйте, зайдите в кафешку, почувствуйте ногами и потрогайте руками этот город.

Неприятности, которых вы не ожидаете.

Отмена страны или порта захода. Компания может во время круиза отменить одну из стран захода. Один из портов захода. Два порта захода. Пример? Мой недавний круиз: был отменен заход в Марокко — какие-то финансовые разборки между компанией и портом. На 1 мая в Ля Рошели, Франция, бастовали портовики и нас завезли в Шербург, где город праздновал 1 мая и было все закрыто по случаю праздника. Очень часто отмены происходят в Израиле из-за политической нестабильности и в портах Египта. Имейте в виду, что пароходная компания вообще имеет право болтаться в нейтралке, если на берегу какие-то экстраординарные события. Очень редко происходят отмены из-за погодных условий. Современные крупнотоннажные суда (а это до 2000 пассажиров) ходят в любую погоду.

Опоздание самолета к отходу судна. Случается сплошь и рядом. Поэтому я советую прилететь за сутки до даты отхода и лучше потратиться на гостиницу, чем догонять теплоход. Но если вы уверены, что ваша авиакомпания доставит вас вовремя, все равно запаситесь адресом представительства пароходной компании в порту отхода, представительством турагентства и посольства России. Учтите, теплоходы отходят строго по расписанию и никогда никого не ждут.

Опоздание багажа. Пишите пропало и даже не рассчитывайте, что авиакомпания будет ловить ваш теплоход по пути следования. Поручите отслеживания багажа вашему турагенту в России, а пока руководствуйтесь моим советом. Покидайте в ручную кладь по одной вещи, без которой вы абсолютно не сможете обойтись в двухнедельном круизе: лекарства, одежду (для женщин обязательно платок и что-то длинное с закрытыми плечами — многие религиозные достопримечательности требуют строгого дресс-кода). На борту всегда можно докупить туристическую или пляжную одежду. Оденьтесь в полет так, как бы собирались прокантоваться все 2 недели.

Отставание от судна. Выходя на берег, имейте координаты представительства вашей круизной компании на берегу. Сообщите им об опоздании и езжайте в аэропорт. Там следуйте инструкциям вашего представителя и догоняйте свое судно в следующем порту. Без помощи представителя вас без паспорта в «саломет» не посадят. А мы помним, что копия паспорта у вас при себе.

Дай бог, все обойдется и никаких таких неприятностей с вами не случится. Но предупредить о таких форсмажорах честно — мой долг, как опытного круизера. А обо всем остальном читайте во второй части статьи, и приятного вам круиза.

Статья опубликована в выпуске 5.08.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень классно, спасибо Лаура. А вот на закуску Блог Любителей Круизов - поделитесь своими круизными историями. И удовольствие получите и пользительные советы почитаете.
    Насчет совета про интернет...тут вопрос спорный. Смотря где вы живете. Любопытно, что сейчас много обращений от Европейских и Российских компаний, потому что у них цены в евро, и получается очень большая разница в цене.

    Оценка статьи: 5

    • Посмотрела. Почитала кое-что. Много несуразицы - в барах и ресторанах выпивка только за деньги. А автор пишет - все включено. Но я-то знаю эту линию - дерут втридорога. Насчет интернета - самое безопасное для россиян залезать напрямки на американские круизные сайты и от них покупать без балды в долларах наши круизные линии. Тогда можно съэкономить. Даешь номер кредитки и распечатываешь электронный билет. А на русских интернет-сайтах они перепродают наши же линии, а понятно, не себе в убыток: большая накрутка. Но напрямую многим недоступно - язык, отсутствие кредиток нашей системы.

      • Так ребята ж пишут, как умеют, но только о том, что сами знают, на себе проверили Лена до этого блога вообще никогда ничего не писала. Они ходили в круизы в среднем два раза в год, просто как любители.
        А мы учим, что самый лучший бизнес в интернете получается из своих знаний и увлечений. Вот они и решили из своего кайфа сделать бизнес

        Оценка статьи: 5