В некоторых лагерях есть строгое правило: дети в отряде должны быть одного возраста. С одной стороны, для ребенка это неплохо — со сверстниками находится много общих интересов, у них примерно одинаковый уровень знаний, сходные психологические особенности.
Но в таком случае отряд очень похож на школьный класс — примерно то же (а то и большее) количество детей того же возраста. Изменяется только общая деятельность — с учебной на игровую.
Вожатому, конечно, легче работать с таким отрядом: к детям можно предъявлять одинаковые режимные требования (одновременно укладывать спать в тихий час и после отбоя, устанавливать одинаковые требования к поведению и самообслуживанию). Их можно занять одной игрой или каким-то общим заданием.
Но ведь задачи детского лагеря не ограничены только играми на свежем воздухе. Лагерь должен помогать развиваться, узнавать что-то новое в рамках интересов ребенка, помогать ему социализироваться. Поэтому, на мой взгляд, возрастные отряды существенно сужают эти возможности для ребенка.
Однако если в отряде есть существенная разбежка в возрасте детей (например, шестилетние и одиннадцатилетние), вожатому, конечно, приходится более внимательно и даже творчески подходить к выполнению детьми режима, правил поведения и совместным играм. Малышей нужно раньше укладывать спать во время отбоя (т.к. они быстрее устают), обязательно давать им спать в тихий час (если ребенок привык спать днем). Им чаще нужна помощь в повседневных действиях: застелить постель, причесаться, убрать в тумбочке
Но при этом в разновозрастном отряде старшие часто становятся братьями и сестрами для младших — помогают им, учат чему-нибудь новому. Младшие тоже стараются помочь старшим в их делах. Однажды мы с разновозрастным отрядом очень увлеченно строили индейскую деревушку: старшие делали вигвамы, младшие их разрисовывали, младшие приносили веточки, а старшие возводили из них забор… Потом вместе придумывали название деревни и племени, которое в ней живет.
В разновозрастном отряде (как в многодетной семье) у детей есть возможность узнать что-то новое, получить опыт общения с людьми старшими и младшими. Такие отряды на практике оказываются более дружными, чем те, где дети — ровесники.
Да и вожатого одна смена с таким отрядом вознаграждает бесценным опытом работы одновременно родителем для малышей, старшим братом или сестрой для средних и другом-лидером для старших.
Конечно, каждому — свое. Но лично я за разновозрастные отряды.
георгий рудик, Годунов строил крепости по границам и прочие проекты начинал. Можно узнать подробнее.