Алексей Норкин Грандмастер

Сколько стоит реактивное увлечение?

Неотъемлемой частью советских дворцов пионеров были различные кружки, среди которых выделялся авиамодельный. Тысячи, если не миллионы мальчишек с увлечением пилили и строгали деревяшки, собирали корпуса маленьких самолетиков и оклеивали их бумагой. Терпения для создания настоящей модели, оснащенной моторчиком-тарахтелкой и способной летать, хватало не у всех. Но тот, кто смог добиться желаемого, надолго увлекался сверхмалой авиацией, создавая все новые и новые творения.

Годы идут, бывшие пионеры сегодня солидные мужчины, многие из которых не бросили детского увлечения. Самые устремленные и бесшабашные «пересели» на реактивные модели. Такое серьезное увлечение по силам далеко не каждому.

При создании миниатюрной копии реактивного самолета, летающей со скоростью до 350 километров в час, с трудностями приходится сталкиваться на каждом шагу. Главная из них — миниатюрный реактивный двигатель.

Оказывается, количество стран, освоивших производство реактивных двигателей для самолетов меньше, чем сумевших построить ядерный реактор. Создание миниатюрной авиационной турбины еще сложнее. Первый экземпляр, длиной 26 сантиметров и диаметром 11 удалось изготовить немецкому инженеру Курту Шреклингу в конце восьмидесятых.

Для запуска капризной турбины требовались усилия нескольких человек. Сам запуск был сложен и опасен, почти половина попыток заканчивалась пожаром и гибелью с трудом созданной модели.

Настоящей революцией в реактивном авиамоделировании стало появление турбин JetCat с автоматическим запуском и стоимостью «всего» $ 2500. С их появлением экстремальное увлечение превратилось в элитное хобби, которым «болеют» десятки тысяч человек по всему миру.

Создание модели настолько сложно, что заниматься этим могут только настоящие профессионалы. Даже у признанных мастеров аварии и разбитые модели далеко не редкость, а ведь каждая из них стоит немалых денег, в каждую вложен кропотливый многолетний труд.

Технология строительства модели напоминает создание большой настоящей машины. Не обойтись без аэродинамической трубы и прототипов. Обычно изготавливают уменьшенные масштабные копии реальных самолетов. Но простое копирование не проходит.

Точное соблюдение пропорций ухудшает аэродинамику, такая модель, скорее всего не полетит. Приходится пересчитывать профили многих поверхностей, перерабатывать различные узлы, а затем все доводить на прототипах, удел которых — быть разбитыми в ходе испытаний. Как видим, малая реактивная авиация требует не только целеустремленности и серьезной теоретической подготовки, но и мощной финансовой поддержки.

На помощь авиамоделистам, способным позволить себе дорогостоящее хобби, пришел бизнес. В последние годы в мире появилось несколько фирм, предлагающих на продажу готовые комплекты деталей для сборки моделей. Один из лидеров этого рынка производит корпуса и крылья на настоящем конвейере, что впрочем, не приводит к значительному снижению цен. Стоимость набора деталей для самостоятельной сборки планера модели длиной 2,5−3 метра не ниже двух тысяч евро.

Зачем большим мальчикам такое дорогостоящее увлечение? Некоторые из моделистов утверждают, что оно побуждает лучше работать, денег ведь требуется немало. Пожелаем им успехов в труде и летной погоды.

Обновлено 17.04.2018
Статья размещена на сайте 14.01.2009

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: