Михаил Груздев Грандмастер

Как происходит первый прыжок с парашютом? Взгляд со стороны. Подготовка

«Если первый раз не получилось — парашютный спорт не для вас».
(Главная «страшилка» у инструкторов по парашютному спорту)

Кстати, это не самое опасное в парашютном спорте. Но о самом опасном — позже.

Моя жена уже давно хотела прыгнуть с парашютом. Вообще, она у меня по жизни не любитель приключений, но вот, потянуло. Окончательное желание созрело на авиашоу 12 августа в день ВВС, где показательные прыжки заняли львиную долю времени и удалось познакомиться со многими спортсменами-парашютистами. Там удалось и раздобыть телефон инструктора.

Итак, в понедельник 13-го принято окончательное решение. Прыгать! Звоню по номеру, полученному на авиашоу. Торопливый голос в трубке: «Пожалуйста, быстрее, я спешу». Не помню, что я его спросил про первый прыжок, но ответ записал на бумажку.

«Медицинская справка 086-у, как для поступающих в вузы, справка из нарко- и психодиспансера.
Подготовка — около 4-х часов.
Стоимость 1500 руб., если есть разряд — 500 руб.
Одежда спортивная. Обувь — желательно с жесткой подошвой.
Ближайшие прыжки в это воскресенье, сбор в 12.00 у проходной авиаремзавода…»

Времени для получения медицинской справки было достаточно, и в пятницу нужный документ уже был у жены. Деньги на прыжок и другие расходы отложены. Воскресенье, погода прекрасная. Чуть позже, примерно в 10 утра, подул ветерок и небо затянули тучи.

 — Миша, я боюсь…
 — Значит, не поедем. Пока…

К вечеру ветер заметно усилился, но примерно в 19 часов над нашим поселком (он недалеко, в 5 километрах от авиаремзавода) раздался характерный рокот «кукурузника». «Всё-таки прыгают. В такую-то погоду…» — подумал я.

Страх за несколько дней опять уступил жгучему желанию «попрыгать». Снова звоним, уже жена. Прыжки назначены на субботу, 29 августа.

29.08.2009. Время 10.30. Деньги, документы, легкая курточка, бутылка с водой, бутерброды уложены в рюкзачок. Поехали…

И вот уже стоим перед проходной авиаремзавода. До 12 часов — ещё полчаса. Кроме нас, стоят еще две легковые машины и две кучки оглядывающихся людей. Инструктор подошел чуть позже:

«Кто прыгать — приготовьте паспорта. Детей на аэродром не пускают. Курить на территории запрещено категорически. Вопросы…»

Тут я вспомнил, что забыл паспорт. Ну, не беда, пройти всё же удалось. Россия…

Первый раз в парашютный класс!

Пройдя в помещение аэроклуба, переоделись в рабочую одежку, переобулись. Получили анкеты для заполнения. Вся анкета сводилась к тому, что Вы (Ф.И.О., паспортные данные, домашний адрес) принимаете всю ответственность на себя, ответственности за ваше решение организация не несет, она лишь оказывает услуги по подготовке и проведению парашютных прыжков, и… предлагалось указать Ф.И.О. человека, который получит страховку в случае… летального исхода. Но охота пуще неволи. После заполнения и сбора анкет и началась собственно практика.

Взгромоздившись на разбитый «кукурузник», инструктор несколько раз показал действия при прыжке из самолета:


«После хлопка по плечу Вы отталкиваетесь и прыгаете как можно дальше. Ноги должны быть вместе. Правая рука под левым плечом, левая на правой. При отделении считаем вслух „521, 522, 523“ и резко „дергаем кольцо“. Поскольку народу много, сейчас разделимся на три группы. И начнем».

Заняла эта тренировка примерно час, первый раз правильно выпрыгнуть не получилось ни у кого. Но шесть заходов сделали своё дело, и впереди — следующий этап.

Отработка приземления. Идем на площадку, где стоят три площадки — 1, 1,5 и 2 метра.

«Удар о землю при правильном приземлении примерно такой же, как при прыжке с двухметровой высоты. Но сначала научимся прыгать с низкого трамплина, далее отработаем приземление с переворотом с полутора метров, и окончательный прыжок с двух. Ноги должны быть вместе, так как, если они будут расставлены, вес тела придется на одну ногу, что не есть хорошо. Итак, приступим».


Инструктор забрался на площадку: «Обратите внимание, смотреть на линию горизонта, а не вниз!» Показав прыжки со всех трех площадок, пригласил первого попавшегося попробовать. Ноги в прыжке разошлись, и инструктор сорвал веточку с ближайшего куста: «Зажмите ногами и держите». Помогло! Получалось сразу не у всех, но и этот этап был благополучно пройден.

Далее — инструктаж, как вести себя в воздухе. Опять собрались в помещении аэроклуба. Кому достались стулья, расселись, остальные встали. Инструктор рассказывал долго и обстоятельно, пересыпая сухие фразы шутками-прибаутками, к которым уже все привыкли, и случаями из своей прыжковой карьеры. Разобраны основные действия, показано, как надо (и как не надо тоже) поступать в различных нештатных ситуациях. Однако, честно говоря, в голове мало что отложилось…


Тем временем приехала большая группа иногородних и начали собираться спортсмены. Опоздавших повели прыгать с остатков «кукурузника» и «площадок», а народ разбрелся по окрестностям, фотографируя местные достопримечательности, подкрепляясь, чем Бог послал, и знакомясь…

Часть самых сознательных репетировали уже пройденные этапы с группой опоздавших.

Инструктор вернулся, ещё раз быстро повторил инструктаж для вновь прибывших, и пошел практический приём зачета: обязательные действия парашютиста:

«521, 522, 523, выдернуть кольцо, осмотреть купол, расчековать запасной парашют, повернуться для приземления против ветра, при приземлении колени вместе, носки и пятки вместе, колени чуть согнуты!»

Действия отрабатывались на практике до полного автоматизма. Хорошо хоть, приехали прыгать спортсмены и помогали тем, кто не сдал зачет с первого раза. Поскольку народу было, по словам инструктора, «как никогда много», действо это затянулось почти на три часа.

Одновременно те, кто уже сдал зачет и расписался, шли на занятия по складыванию парашюта после приземления, которые вела очаровательная девушка, чем-то похожая на Кристину Орбакайте.


Я даже заметил, что молодые парни сознательно симулировали и некоторое время изображали полнейшее непонимание… Но вот и этот этап пройден.

Медкомиссия, касса! Еще раз зачитан перечень штрафов (за потерю кольца, раскрытие запасного парашюта при раскрытом основном, за нарушение правил техники безопасности и т. д.) и оглашена величина страховки за летальный исход… Последний раз было предложено сомневающимся отказаться от прыжков. Такие были. Те, кто остались, прошли в другое помещение.


Медкомиссия. Сверка данных справки с паспортными данными, измерение кровяного давления, проверка, нет ли у человека признаков опьянения. Те, кто прошел осмотр, заполняют страховые полисы и несут деньги в кассу, расположенную на этом же столе…

Далее — получение снаряжения и парашютов. Запасных оказалось намного меньше, и потом пришлось бегать по полю, забирая «запаски» у тех, кто уже приземлился. После достаточно весёлой неразберихи во время получения парашюты и другое необходимое оборудование погружено на аэродромную «Газель», сверху расселись будущие прыгуны. Не все, не поместились. Тем, кому не досталось места, пошли пешком.

А в дальнем углу аэропорта уже грохотал заведенный «кукурузник»…

Обновлено 12.02.2018
Статья размещена на сайте 4.09.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: