• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Берсенев Грандмастер

Как выглядит современная Беларусь глазами российского туриста? О мужских и женских проблемах, о милиции, о характере белорусов

В предыдущей, седьмой части мы говорили о патриотизме в Республике Беларусь. В заключительной же части нашего обширного исследования современной Беларуси мы коснемся несколько разнородных, но весьма примечательных моментов из жизни простых людей. Попробуем выделить некоторые черты характера белорусов как культурной и этно-общности. Это будут такие точечные штрихи, которые, возможно, помогут лучше понять тип мышления наших замечательных братьев — белорусов.

По-прежнему семья в чести у молодых людей. Лично мне показалось, что в Минске женятся и выходят замуж непрерывно, невзирая на день недели и погодные условия. Белоснежные невесты, элегантные женихи, весьма нетрезвые свидетели наполняют улицы центра белорусской столицы. Люди, как-то было всегда, стремятся создавать семьи и рожать детей. Хотя официальная статистика говорит о том, что белорусские мужчины все чаще становятся бесплодными. Не женщины, а именно мужчины. Это признают официальные органы здравоохранения республики.

Причины называются примерно те же, что и в России. В первую голову — это влияние стресса. Стресс давит на мужиков, очевидно, разрушительнее, чем на представительниц слабого пола. Во-вторых, позднее вступление в брак. Теперь парни не идут «под венец» с первым «залетом» подруги, хотя «залет» вряд ли рассосется сам собой. Но все же, как девку ни крути, а беременность теперь не рассматривается как сигнал к созданию ячейки общества. Нынче как в песенке: «Ты — беременна! Ты — беременна! Это — временно! Это — временно!»

Раньше молодые люди женились и выходили замуж в более крепком и молодом возрасте. Теперь же — дряхлеет население и стареет семья как общность двух людей. Хотя в Минске эту тенденцию не сильно видно. Во всяком случае, все невесты кажутся молодыми, да и женихи, вроде бы, не покрыты нафталином. Третья, традиционная причина бесплодия белорусских мужчин — чрезмерное увлечение их спиртными напитками и табаком (о проблеме курения — чуть ниже), а то и чем-либо посильнее. Пару раз я стоял в очереди в аптеках Минска (почему-то там всегда очереди!) и каждый раз видел, как группки молодых людей покупали шприцы. Хочется надеяться, что для поддержания здоровья больной бабушки. Однако, судя по ажиотированному поведению, видимо, придется версию помощи бабусям отринуть.

Несколько слов скажу и о табакокурении, как и обещал. Обратимся к конкретике: в Центральном детском парке им. Горького в Минске, например, висит категоричная табличка, запрещающая курение. Логика здесь есть — парк-то детский. Что удивительно, за время продолжительных гуляний по территории парка я так и не увидел взрослых мужчин и женщин, выпускающих облака дыма. Отсюда я заключил, что законопослушность зрелых белорусов достойна всяческого уважения, особенно взрослых.

Но вот молодые юноши и девушки чувствуют себя более вольготно. Во всем парке я приметил троих курящих: парня и девчонку лет по четырнадцать-пятнадцать с банкой пива и скейтбордом (странное сочетание!) и пьяного в «дупель» мужика на отдаленной скамейке. Курят в Белоруссии не меньше, чем в России, но тут, в парке, где живет официальный запрет, посетители терпят и соблюдают установленные правила, за исключением молодых сорвиголов и набульбенившихся горячительными напитками индивидуумов. Но зайдите во двор отдаленного района города Борисова, к примеру, и картина уже иная. У лавочек понакидано окурков тьма-тьмущая, однажды я увидел буквально ковер из «бычков». Таким образом, курение в республике не приветствуется, но вовсю процветает.

Теперь о широте души, так сказать. Белорусы, особенно девушки, в Минске весьма смешливы, со здоровым чувством юмора и довольно открыты. А вот мужики… Занесло меня далеко от столицы РБ как-то раз. Стоял я на трассе километрах в 60-ти от Минска, на остановке, и «голосовал». Проехали многие сотни машин, а никто не остановился. Может, они посчитали меня за лешего, что вылез из леса. Может, я зверски как-то зырил на водителей.

Никто не тормознул, чтобы подобрать голосующего, в течение трех часов! Обалдеть! Согласен, место безлюдное, крошечная деревня. Но хоть бы «подбросили» немного до промежуточного райцентра! Шиш! Бояки. На данном конкретном примере, испытанном на собственной «шкуре», я заключил, что боязливость есть в характере белорусских мужиков. Подобрал меня у той заброшенной опушки только редкий рейсовый автобус. Если б не он, пришлось бы податься в белорусские обширные леса и выйти где-нибудь за Беловежской пущей реальным снежным человеком.

Кстати, о лесах. Вот еще одна черта: белорусы очень берегут лес. Куда ни поедешь, повсюду камни с надписями: «Лес — жемчужина природы», «Не соришь дома, не сори в лесу!», «Лес — источник жизни!». Я думаю, что раз в Беларуси ничего особенного нет из природных ископаемых, руководство стремится беречь главное богатство страны — лес. Сколько раз хотелось остановиться в дороге, выйти из авто и потрогать камень с подобными надписями. Потому как сделаны они на загляденье. Складывается впечатление, что не лесники разрисовывают камни, а истинные художники.

Что еще удивляет в белорусах, так это медленность, так сказать. Итак, около 20.00, центральная улица Могилева. В начале улицы Первомайской — Аллея Славы с фотографиями тех, кто храбро исполнял свой воинский долг. Здесь есть герои и революции, и ВОВ, и Афганистана. Низенькие фонари освещают аллею. Все местное население, еле двигаясь, прогуливается. Кто с ребенком, кто семьей целиком. И обсуждают, к примеру, в таком торжественном месте, как правильно подбить форточку на кухне! Размеренно, вдумчиво. Сам слышал.

Чем еще, как не заторможенностью, объяснить такую престраннейшую деталь: в кинотеатрах Минска до сих пор афишу именно рисуют. Да, Брюс Уиллис в такой афише в картине «Суррогаты» выглядит как лысый гуманоид! С трудом в созданном лысике признаешь звезду саги об «Орешках крепких». Но ведь куда быстрее прилепить на стенд официальную афишу фильма, сделанную в графическом редакторе с цифровым качеством, и в ус не дуть.

Так ведь нет: художник тратит время, рисует ВРУЧНУЮ. Натуральными красками. Кисти, берет с помпоном. И все это — неторопливо. Почти никто не куда не бежит, не летит, не бьет тебя в бок. Стоят, зевают, ждут своего часа. И что поразительно, хоть бы кто без очереди лез бы! Нет, не лезут. Не с кем поругаться. Тишь да гладь, да размеренность.

Пару слов скажу о милиции и об отношении к туристам. В Минске патрульные экипажи МВД непосредственно «на земле» несут, в основном, вахту на стареньких автомобилях. Небогатость материально-технической базы, однако, не мешает сотрудникам вполне вежливо относиться к гражданам. Во всяком случае, в электричке патруль, что циркулирует из вагона в вагон, случайно дверью тамбура задел мне плечо. Стражи порядка спокойно попросили извинения. Я без задержек их простил, и работники МВД Беларуси чинно проследовали дальше. Без скандала, без взаимных упреков типа «Чего это вы тут все столпились в тамбуре!», и ответного недовольного бурчания из цикла «А чего это вы тут ходите!» в спину. Полагаю, при адекватном поведении проблем с милицией у туристов быть не должно.

На этом я заканчиваю весьма обширное исследование о современной Беларуси глазами рядового российского туриста. Наверное, многое я упустил. Где-то имела место однобокость взгляда на проблемы. Может, где-то есть приукрашенность, а где-то — излишняя мрачность. Но все равно от посещения республики братьев-славян у меня осталось самое положительное впечатление. Мне говорили при отъезде, как по-белоруски будет «Добро пожаловать в Беларусь!», но я, к сожалению, не успел записать это словосочетание, так как был нетрезв (результат процесса «на посошок»).

Посему спокойно повторю на русском: «Добро пожаловать в Беларусь, турист!»

Статья опубликована в выпуске 25.04.2010
Обновлено 11.06.2015

Комментарии (63):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • вы, молодой человек, очевидно так и не определились - в какую страну вы ездили... Беларусь или Белоруссию? Дело в том, что страны эти находились в различных временных пространствах, т.е. Белоруссия существовала до 1991 г., а вот Беларусь, которую вы, видимо, посетили, после оного.
    действительно, многое было упущено, многое представлено не в том свете (например, не стоит путать позицию власти с позицией жителей), многое представлено в виде субъективных мнений отдельно взятых беларусов - это о "Росии - матушке"...
    кроме всего прочего не понятно, почему автора так удивляет нормальное отношение человека к жизни, к окружающей среде, пешеходам и пр. вы впервые попали в цивилизацию? привыкайте - так живут в цивилизованных странах!
    и на последок - хватит называть беларусов - братьями-славянами... да - славяне, но братьями никогда не были, мы совершенно разных кровей, не имеющих друг к другу никакого отношения! историю учить нужно!

    • Эдуард Николаевич, этот вопрос уже обсуждался на разных уровнях. Понимаю, русским не привычно называть нашу страну Беларусь (тем более, что мы на этом особо не настаивали). Но написано без сарказма, и автору можно простить некоторые погрешности. А ваше личное видение (про крови разные) не совсем понятно. К слову, я думаю, что у нас чисто в первую очередь потому, что убирают. И уж только после этого перестают сорить (неудобно как-то). Это если сравнивать с Европой западнее Зап.Буга, где все немного наоборот.

      • Катерина Богданова, как раз это и было нашей ошибкой - а вот сейчас вопрос поднимается на уровне минюста о правильном написании и произношении страны. просто русские постоянно забывают о разнице между Белоруссией и Беларусью и поэтому считают нас "Северо-Западным краем"... к сожалению...
        Про личное видение... не совсем личное. Извините, но это видение официальной науки не только в Беларуси, но и в мировом сообществе. Именно в соответствии с последними ислледованиями установлено, что русская нация произшла от фино-угров и татар (не буду вдаваться в подробности, каким конкретно путём), а беларусы произошли путём асемиляции от балтов...
        чисто у нас не потому, что убирают, я наблюдал... за всеми не уберёшь, да и автор привёл яркий пример!!! просто у нас культура иная.
        Европа западнее Буга... Начиная от Варшавы - согласен, есть значительные отличия. А взять, скажем, приграничные регионы - та же "Россия-матушка"... к сожалению...
        кстати, автор же забыл упомянуть, что Смоленск - это исторически наши территории...

    • Эдуард Николаевич, Историю учить надо... А какую? В одном учебнике одна история, в другом, другая... Литвины? Беларусы? Да и в самой Беларуси есть полешуки (ятвяги), есть католики (по вере), которые считают сами себя поляками, а на востоке страны-русские. Ну и подавляющее большинство беларусов (за исключением БНФ-овцав-"пазнякоўцаў") считают себя, всё таки, братьями-славянами. "Мы, беларусы, с братняю Руссью, разам..." и т.д. по тексту гимна. И я себя за рубежом (в России) не ощущаю изгоем.

      • Эдуард Николаевич Читатель 25 апреля 2010 в 16:56 отредактирован 25 апреля 2010 в 21:29 Сообщить модератору

        Александр Яковенко, "Мы, беларусы, з братняю русьсю
        шукалі да шчасьця шляхоў...
        у бітвах за волю, у бітвах за долю
        нас гэты ўлях перамог..."
        Большінство беларусов оўуўают себя не "братьямі0славянамі", а самостоятельным народом, которому не нужны маскальскіе подачкі! еслі вы із такіх (русофілов) - ... в маскалію, чтоб глаза наші вас не віделі!

        • Эдуард Николаевич, дааа, сразу видно птицу по полёту, а добра молодца по соплям... Большинство беларусов ощущают себя не "балтами", а, всё-таки, славянами, самостоятельным народом, таким как русские, украинцы, поляки, чехи, словаки, словене и т.д. по славянскому списку и не Вам рассуждать насчёт маскалии и подачек... Увы-увы, неадеквата везде хватает...Не трожь, э-э-э, неадеквата, не получишь специфического запаха...

          • Александр Яковенко, внимательнее читайте - я не писал, что беларусы ощущают себя балтами. я писал, что беларусы славяне, произошедшие путём асимиляции балтами индоевропейских племён (в отличае от русских) и посему ничего родственного с русскими не имеют, как в прочем, и с западными и южными славянами, за исключением, разве что тысячелетней истории междоусобных войн на своих же территориях и за них же...

  • Елена Минова Елена Минова Читатель 24 апреля 2010 в 17:38 отредактирован 25 апреля 2010 в 15:05 Сообщить модератору

    Михаил Берсенев, преогромное спасибо Вам за статью. Я с радостью читала такую интересную точку зрения человека со стороны.Вас ни в коем случае не упрекнёшь в предвзятости. Это отличный обобщённый путеводитель по родной Беларуси. Кстати, разницы совершенно нет никакой между Белоруссией и Беларусью. Разве что в написании. Я хоть и Беларуска, но больше Брестчанка, и Минск знаю не очень хорошо, но читала Вас и как буд-то экскурсию совершала по городу.Видимо, вам не пришлось ещё проделать путь из аэропорта до города. А это же сказка, песня! И ещё я благодарна Вам за тот стиль, и я надеюсь, что это искренне , в каком Вы представили нашу Республику. И пусть ругают злопыхатели нашего Батьку-Лукашенко, пусть залезают в самые дебри грязной политики, пусть выискивают компроматы против него (кто из нас безгрешен?) я всё равно горжусь, что я родилась и выросла в Беларуси.В краю удивительных людей, у которых хватает ума не хаять соседей, уважать все конфессии религоозные, воспитывать правильно своих детей и внуков, передавать из уст в уста были, легенды, ремёсла и уважительное отношение как к прошлому, так и к настоящему. Да, не простое время сейчас, но кому легко живётся? Ведь, главное, людьми остаться. И я очень благодарна именно Лукашенко, за то, что в Республике действительно спокойно.Да, бедно, Минск это ещё не показатель уровня жизни народа.Это столица.А в глубинке похуже. Но даже, те самые Дожинки (это праздник по осени, поочерёдно по разным областям и крупным городам проводится), которые высмеиваются противниками Лукашенко, они однозначно проводятся ради людей.Планомерно выделяются большие деньги на обусторойство, ремонты, строительство новых объектов как культурного так и социального назначения.Строятся церкви, в деревнях восстановливаютя объекты социально-бытового назначения,т.е. аптеки, бани, клубы.Я ведь помню, как в 90-ые годы это всё закрывалось. Поэтому люди это понимают, и ценят. И, конечно, ТЕРПЯТ.Пожалуй самая отличительная черта у белорусов - это терпение и мудрость. Зарплаты, пенсии, стипендии низкие.И это при всеобщей дороговизне на продукты питания, одежду и услуги. Как при всём этом моему народу удаётся выглядеть достойно, давать высшее образование детям, праздновать праздники, смеяться и шутить- уму не постижимо. Наверное, я не патриот своей республики, т.к. последние почти 10 лет живу за границей. Как раз уехала в тяжёлое время для страны, но ещё более тяжелое время для моей семьи. Но переживаю за своих людей, потому что люблю их.Радуюсь малейшему улучшению в их жизни.А она действительно, улучшается в последние годы.В моём маленьком провинциальном городке ремонтируются улицы и тротуары, фасады зданий(с обоих сторон) строятся и строятся новые дома-коопертивы.Под выгодные проценты даются кредиты в банках. Только не ленись, не пей, работай. Не работает только тот, кто не хочет, кому выпить- важнее чем накормить свою семью. Я не скажу пожалуй, ничего оригинального, но из личного наблюднния скажу, я не хочу быть националистом в своей республике ,как это понимают украинцы -западники.Я прекрасно знаю и люблю белорусский язык, но в основном говорю по-русски. Так случилось, что мои дети живут и успешно работают в России Я по-прежнему хочу, чтобы все республики бывшего союза считали себя братьями, а границы между другими государствами открывались без виз, и нам бы улыбались открытой улыбкой с приглашением посетить их страну. Кстати, по-белорусски это звучит так ласково:" Паважаныя! Кали ласка! Сардэчна запрашаем у цудоуную краину Беларусь! Край лясоу и азёр, кветак, цудоуных рамёслау, и ящэ больш цудоуных яе жыхароу!" Это значит:"Уважаемые!Добро пожаловать в прекрасную Республику Беларусь! Сердечно приглашаем вас в край лесов и озёр, цветов, чудесных народных промыслов и ещё более чудесных её жителей!" Ещё раз, спасибо Вам, Михаил, здоровья Вам и удачи!+5

    Оценка статьи: 5

    • Елена Минова, благодарю за обширный комментарий. Мне приятно. Только вот я был туристом и все больше в столице - Минске, а вот если бы жил постоянно то думаю много бы накопал и нелицеприятного. Хотя я уже в этом цикле статей написал, что зарплаты в Беларуси ниже российских явно, а цены на продукты - гог-го, даже выше московских. все это я посчитал и указал. Жить в Беларуси - не рай, так же как и в России. В России все же побогаче будет. Но спокойное достоинство белорусов меня восхитило. Я что увидел, как чукча, то и написал. Кое где есть приукрашивание но оно только от того что некоторые вещи меня просто умиляют в Беларуси. И я имею право их обрисовать с яркой стороны.

    • Елена Минова, язык вы знаете относительно... "краина" далеко не "республика", учебники почитайте... и, ещё раз повторюсь, не пытайтесь оценить ситуацию в стране, не живя в ней! проще всего рассуждать, находясь за пределами...

      • Эдуард Николаевич, простите, так Вы ещё и хам! Но это меня не касается. А что касается лично меня, то мне одинаково "вкусны" эти два слова, потому так и употребила.Имею право? А ещё я как раз имею право оценивать ситуацию в любимой мне республике ещё и потому, что я и в ней живу, я же не эммигрировала насовсем.Я временно работаю в Греции, и в скором времени планирую вернуться насовсем. И отпуска я провожу в Беларуси. Там живет вся моя большая родня, и кому, как не мне ситуация видится со стороны , в сравнении с другой такой же страной, одинаковой по площади, по населению, воспитанию и культуре? Кстати, здесь, в Греции очень любят именно русских и беларусов, как работников , в отличии от остальных национальностей. Так что проглотите свой яд сами, и будьте здоровы!

        Оценка статьи: 5

  • По поводу "боязливых" беларусских мужиков: Вы, видимо, не заметили, сколько в проезжавших мимо Вас авто за рулем находилось женщин. Я, например, совершенно не боязливая. Даже когда везу детей, подбираю автостопщиков. Чем провоцирую семейные скандалы. Потому что мой благоверный совершенно уверен (как и большинство беларусских мужиков), что все нормальные люди сейчас имеют водительское удостоверение, хотя бы одно авто и мобильник для связи с родственниками, друзьями в случае чего... И знаете, он прав! Поэтому уж извините - в наших представлениях одинокий мужчина, голосующий в лесу, действительно похож на лешего.

    Оценка статьи: 5

    • Эдуард Николаевич Читатель 25 апреля 2010 в 17:07 отредактирован 23 мая 2018 в 19:04 Сообщить модератору

      Дарья Гончар, [удалено модератором] а студенты не могут ехать домой? а просто строітелі, которые каждую копейку откладывают, чтобы домой прівезті? а люді, у которых автостоп - это культура??? вы обо всём судіте только со своей точкі зренія, которая к реальності не імеет нікакого отношенія!

      • Эдуард Николаевич, Ой, похоже это Вы зависли в своих научно-исторических исследованиях, и понятия не имеете о сегодняшних Беларусских реалиях. Мне, например, реально неприятно, когда я, везя двух девочек в отсутствии мужа (потому что при муже я такой благотворительности позволить себе не могу), подбираю замерзающего мужика на трассе (даже этой зимой встречались автостопщики!), везу его км 60 и получаю "спасибо" вместо хотя бы денежного эквивалента шоколадки детям... Я реально всё чаще убеждаюсь, что муж мой прав, как и большинство наших "боязливых" беларусских мужчин.
        И еще: сегодня в Беларуси даже самым низкооплачиваемым работникам АПК достаточно выкормить и продать поросенка, чтобы купить автомобиль на ходу.

        А для тех, кто реально не въехал в сегодняшние Беларусские реалии (слава Богу и респект Бацьке Президенту) общественный транспорт в РБ ходит очень исправно, по графику.
        Так что извините, такая вот реальная обстановка на дорогах РБ...

        Оценка статьи: 5

        • Дарья Гончар, что я могу вам сказать... если я выкормлю у себя на балконе свинью, то как минимум получу штраф... а если я после этого её ещё и продам!!! то моя семья просто умрёт с голодухи... а если я на полученные деньги ещё и приобрету колымагу, поддержка состояния "на ходу" которой будет ежемесячно съедать половину её рыночной стоимости, то на тот свет отправлюсь я сам...
          если вы считаете, что человек выходит на трассу для кайфа (от кайф - стоять на морозе, или под ливнем, или обгорать на солнце по несколько часов!), у меня больше нет аргументов... человек выходит на трассу в безвыходной ситуации - они случаются, и поверьте, стопщику самому неприятна такая ситуация, когда он вынужден просить посторонних о помощи... а вы ещё и волком на него смотрите...
          вот у меня официальная зарплата 257 000 рублей... реальная - в 4 раза выше. к тому же я ещё учусь на платном, жена учится на платном, к тому же на дневном, соответственно, не работает, а половину зарплаты отдаю за жильё... на какие средства мне хотя бы питаться?.. вы же у нас "въехали" в реалии?..

          • Эдуард Николаевич, свинью кормить на балконе я никого не призываю. Я говорила о работниках АПК, или сельских жителях. Извините, но рассчитать Ваш семейный бюджет не имею никакой возможности.

            Оценка статьи: 5

            • Дарья Гончар, пример про свинью на балконе я привёл гипотетически. только вот не видел работников АПК голосующими на трассе... а вы считаете, что им кормить семьи не нужно? свинью можно с чистой совестью продавать и потом невесть откуда пытаться достать денег на содержание той же колымаги... (вопрос риторический)
              и про мой бюджет. я не прошу вас рассчитать мой бюджет, но раз уж вы вывели универсальную формулу для покупки авто для колхозника, может быть попробуете решить более конкретную задачу, с реальными цифрами?..

              • Эдуард Николаевич, 1. Колхозы и совхозы давно канули в Лету.
                2. Задачи подобного рода решаются на семейном совете. Для меня в ней слишком много неизвестных. Но примерное решение я уже озвучила: можно без проблем передвигаться общественным транспортом.

                Оценка статьи: 5

                • Дарья Гончар, 1. Куда канули колхозы и совхозы?!!! и это вы мне будете рассказывать о белорусских реалиях? а чьё молоко вы сегодня пьёте? а мясо чьё едите? а овощи, картофель, хлеб??? они по-вашему на деревьях растут?!!!
                  2. ещё раз повторяю, я не прошу вас решить свою семейную проблему - я решаю свои проблемы сам. я привёл вам ситуацию среднестатистической беларусской молодой семьи... к тому же весь разговор вытекал из спора об автостопщиках, а посему прошу вас придерживаться данной темы. мы говорили о том, почему люди оказались на трассе. вы считаете, что они не в курсе о существовании общественного транспорта?..

                  • Эдуард Николаевич,
                    1. В ЛЕТУ. Река такая, забвения.
                    2. Те, которые попадались мне в последнее время, явно решили съэкономить на общественном транспорте.

                    Оценка статьи: 5

                    • Дарья Гончар, остальная часть первого вопроса, судя по всему, относилась не к вам...
                      а вы за этими людьми потом следили? то есть они, выйдя из вашей машины направлялись в ресторан и заказывали себе ужин на сэкономленные на вас деньги? от вас явно попахивает москалией... вот я, когда попадал в тяжёлую ситуацию и приходилось ехать стопом, никогда не слышал в свой адрес подобных упрёков, более того, мне даже предлагали денег, чтобы добраться от трассы до дома. вот это были беларусы, а вы... чьих будете, сударыня?...

    • Дарья Гончар, не знаю, вот ехала тогда машина и мне почему -то привидщелось там что Дарья Гончар за рулем. А она не остановилась

      • Михаил Берсенев, извините, за секунду-две не успела сообразить, что это может быть русский журналист...))) Так неудобно!!!

        Оценка статьи: 5

        • Николай П Читатель 26 апреля 2010 в 11:27 отредактирован 28 апреля 2010 в 15:49 Сообщить модератору

          Дарья Гончар, Вы ошиблись М. Берсенев скорее всего белорусский журналист, зарабатывающий, как утверждает Катерина Богданова: «до тысячи, баксов если не больше» прославляя Беларусь в официальных СМИ. Уж больно обстоятельный и ангажированный отчет получился, для «простого» российского туриста.

          • Николай Паршиков, по данному ресурсу я знаю Михаила уже больше года и с готовностью вам доложу, что к Беларуси он имеет отношение разве что по происхождению родни.

            Очень удобно быть всегда всем недовольным и ничего не пытаться изменить. Это я уже обращаюсь к вашим комментариям по теме. Помнится, была я на учебе в Киеве. И все наши "неангажированные" журналисты с презрением высказывались о том, что у нас на вокзалах чисто. А то, что в Киеве никто даже окурков с обочин не сметает - никто не заметил. Так что все познается в сравнении. Да, в Украине больше возможностей честно (или не честно!) заработать, в Беларуси такой возможности меньше реально, но мне здесь куда комфортней. Без окурков.

            • Катерина Богданова,
              Я не отношусь к разряду вечно недовольных и уровень жизни в Беларуси меня почти устраивает, хотя хочется жить лучше. Единственное, что существенно раздражает, это совковые манеры государственных СМИ по формированию в мире и у себя в стране положительного имиджа Беларуси. Других СМИ в Беларуси нет. Под одну гребенку с оппозиционными у нас позакрывали и те издания, которые реально (на мой взгляд) оценивали ситуацию и беспристрастно анализировали просчеты оппозиции и правительства. В результате на всех каналах и во всех газетах все новости с одним душком негатив за пределами Беларуси и позитив только у нас, но почему-то весь позитив в будущем: как хорошо мы будем жить, когда соберем запланированный урожай, как пополнится наш бюджет, когда построим атомную электростанцию и начнем продавать электроэнергию в страны Балтии, они ведь бедные живут при свечах с тех пор, как под нажимом Евросоюза закрыли свою АЭС, а наш «батька» ни перед кем не прогибается и тд и тп. В застойные времена подобная пропаганда действовала на меня, как рвотный порошок, да и сейчас тоже. Эту информационную проблему для себя я решил строго по Жванецкому: «Запах он, чем хорош? Не нравится – отойди и не нюхай». Отошел от белорусских СМИ и стараюсь их не замечать. Обидно, что политическая пропаганда и дискуссии проникли на страницы ШЖ, придется уходить и отсюда.

              Катерина Богданова, возможно, Вы правы и Михаил Берсенев, не имеет отношение к белорусским СМИ и их российским прикормленным коллегам, просто механически списал информацию с официальных сайтов туроператоров работающих с Беларусью, не задумываясь, что трогает национальный вопрос, а мы тут копья ломаем.

              • Николай Паршиков, да ну? Могу рассказать: читайте "БелГазету". Весьма умные люди там работают. Местами можно и "Нашу ниву" - ознакомиться. А вот "Народную Волю" не рекомендуют - разницы между ней и "СовБелкой" ну никакой совершенно. Даже журналисты, которые сначала работали в "СБ", потом уходили в "НВ".

                • Катерина Богданова, БелГазета на сегодняшний день - самый независимый и объективный источник информации. Один минус - там стало слишком много реклама, хотя этого и следовало ожидать...
                  Про Народную Волю - вы не правы... НВ сегодня работает для традиции, но имеет явно выраженную позицию правого центра. А вот как раз НН, которую раньше я уважал и почитал, превратилась в СБ, только с противоположным знаком...

                • Катерина Богданова, добавлю только то, что вам показалось, что НВ ориентируется на СБ, поскольку там идёт голая подача информации, без анализа, как я и написал, для традиции...

                  • Эдуард Николаевич, я просто имела в виду, что когда человека уволили из СБ (не за политику - за раздолбайство), он прекрасно устроился в НВ. Кроме того, в отличие от СовБелии, в Народной Воле очень много домыслов, а еще ни один мой комментарий (весьма безобидные, кстати) не прошли модерацию - шли вразрез с содержанием статьи. Хотя статья - бред полный, видите ли автору что-то показалось, а она даже не удосужилась взять вменяемые комментарии.

                    Дабы не попасть под гнев модераторов, давайте не будем больше это обсуждать. Просто вы видите внешнее как читатель, а я немного осведомлена внутренностями. Просматривайте лучше тут.бай.

  • Добрый день.
    Зарегистрировалась на вебсайте с одним желанием:
    Эдуард Николаевич свою недоброжелательность и негатив,высказанные Вами,лучше в борьбу с нищетой в своем городе обратить,а не на поиски отличий белоруссов и русских.
    Надеюсь,что это не национальная черта.
    Я была осенью в Витебске.Просто ужас охватил от бедности.
    Я была у друзей,он журналист,супруга учитель физики в техникуме,сын .
    В квартире состояние неухоженности-бедности просто убивает,а в холодильнике и кастрюле сплошные макароны...
    Приехала,в гости,а заодно узнать стоимость стоматологических услуг.Слышала ,что в 3 раза дешевли московских.Посетила районную клинику...и ужаснулась.
    Оборудование 30-летней давности...
    Да,замечательные,по отзывам,специалисты,но бормашины не для слабонервных....
    В магазине есть качественные молочные продукты,но когда в холодильниках пусто....
    Я с очень плохим ощущением вернулась в Москву.
    Потом отправляла своим знакомым лекарства,которые они не могут себе купить.

    • Елена Федорова, вы судите только по своим знакомым, а у нас что касается журналистики, можно зарабатывать по-разному - от минимума в сто баксов до тысячи, если не больше. Это я говорю как журналист из области с самой низкой по республике зарплатой.

      И то, что мужчина не нашел себе место получше говорит о нем не лучшим образом. Возможно, трудится в оппозиционной газетенке, которая привыкла существовать на гранты, а крантик временно перекрыт (я не против такой прессы, только не радует она меня).

      По поводу стоматологии... Ну кто ж ходит в районные клиники? У нас на каждом шагу частные кабинеты, а все доктора в гос. учреждениях только тренируются, чтобы потом перейти к частникам или открыть свое дело.

      У нас, кстати, весьма незначительная разница между богатыми и бедными. Трудно сказать, что это достоинство, но моя семья очень похожа по соц. статусу на семью вашего знакомого (муж работает в университете), только что сыновей двое. И ничего, не жалуемся.

    • Елена Минова Елена Минова Читатель 25 апреля 2010 в 18:32 отредактирован 25 апреля 2010 в 23:03 Сообщить модератору

      Елена Федорова, конечно, кто ж говорит, что Беларусь богатая страна? Но, как мне кажется, пытается выжить. Разве сейчас лучше на Украине или в Грузии?. А ещё меня насторожила Ваша фраза "неухоженности-бедности" и про макароны. Может быть это просто такая черта характера и образ жизни ваших друзей?

      Оценка статьи: 5

    • Елена Федорова, вот в точку попали с этим коментарием. не хотел я о том упоминать, о большой скромности бытия белоруса, но в гостях был в простой белорусской семье молодой. Ребенок там маленький. Жена не работает муж один работает. Так в холодильнике есть лишь продукты молочные для малыша (кефирка, творожок0 а сами они кушают очень скудно все больше доширак да прочая байда. Он мне говорил что ни холодильника нового не могут купить ни стираоку новую, ни даже на памперсы бывает денег не хватает. Питаются очень скромно и одежка на них не новая. Ну и что ж. Зато ве5селые ребята пока молодые. Любят друг дружку да малыша. Но я знаю что в Росии парень бы много больше получал и на иномаруке бы ездил уже.

    • Елена Федорова, объясните мне, пожалуйста, такой парадокс. почему, когда руским одно место (матом не ругался - модератору) лижешь - это считается доброжелательностью и позитивом, а когда объективные факты указываешь - диаметрально противоположно???
      так вот, подсказать вам лекарство от всех тех ужасов, которые вы видели в том же Витебске? выезжаете на расстояние 300 км за МКАД и Витебск вам кажется райским городом!!! а в моём городе всё отлично! бомжей в метро нет (автор убедился лично), чисто красиво и народ, по крайней мере русским, не жалуется и не спрашивает, как нам решать свои проблемы. пока наблюдается обратная ситуация, кажется это Россия сейчас учится у Беларуси агроэкономике, или я ошибаюсь? в чём я не прав? поправьте меня...

  • Елена Федорова Читатель 26 апреля 2010 в 19:21 отредактирован 23 мая 2018 в 19:04 Сообщить модератору

    Уважаемые дамы, Екатерина и Елена,я описала мое посещение города Витебска,конечно же ,только "по своим знакомым",которые так же,как и Екатерина,не жаловались на жизнь.
    Но кроме знакомых, я видела и город,людей,общалась в стомат.клинике с професором-протезистом,вокруг стояли студенты....и т.д. Я не "квадрат"в своем мышлении,и понимаю,что есть бедность и в России,и Украине,и Грузии...
    И понятно,что никто не хочет жить в нищете,а стремятся к улучшению благосостояния.
    Мой друг-журналист,кажется работает в городской газете,но Екатерина,если бы он писал и для "оппозиционной газетенке"
    может быть жизнь у Вас была бы лучше.
    Нет смысла искать плохое,оно есть во всех постсоветских республиках, меня расстраивают только господа "Эдуарды Николаевичи",вносящие разлад в наши страны,или республики,как угодно...
    Михаил написал и описал. даже негативные моменты очень тактично,не внося разлад между людьми.
    К сожалению узколобость и фанатизм видения ситуации,
    тоже приводят к ужасной нищете.

  • Михаил Берсенев, я из России, русский. В 2008г три недели прожил в Минске и в Раубичах. Согласен с Вашей статьей.
    Для тех кто считает Вас подставным журналистом скажу, что народ доброжелательный, Минск-чистый город, дороги отличные, "Бульбаш" и "КрамБамБуля"-вкусные.
    А русофобу Эдуарду Николаевичу скажу, газ в России дороже чем в Беларуси

    • Николай Антушев, "газ в России дороже чем в Беларуси " Да Вы что?! Вот это новость! А можно поподробней?
      Да ну, люди, какой это подставной журналист? Он даже не знает, что такое агрогородки. Как говорится, а слона-то и не заметил...

      Оценка статьи: 5

      • Дарья Гончар, не путайте меня! Агро -сельхоз, городок - поселение значит агрогородок - поселение людей занимающихся сельским хозяйством. По моему - блестящая логика истинного Холмса

        • Михаил Берсенев, совершенно верно! Гениальная, по-моему, задумка нашего Лукашенка максимально приблизить условия жизни сельских труженников к городским условиям. Там очень много проблем, конечно. Но идея прекрасная. И главное, с размахом реализуемая! Вот и хотелось узнать, как это выглядит со стороны.

          Оценка статьи: 5

    • Николай Антушев, Вы сами видели то о чем я написал в статье.
      А если местные горе- Шерлоки Холмсы вдруг вскрыли в статье политический ангажемент - что ж. Как говориться - докажите! А не то я на них Ватсона натравлю.

      • Михаил Берсенев, Доказательство, что я был в Беларуси. Я был свидетелем укладки асфальта через Раубичи к аэропорту в октябре 2008г. За считанные дни из грунтовки сделали автостраду и плюс к тому - поселковые улицы заасфальтировали.

        • Николай Антушев, поясню про газ. Газ населению - субсидируемый, т.е. мы платим не в полном объеме. Равно как, думаю, и россияне у себя на родине. Возможно, у вас немного другой тариф. Кроме того, тарифы для деревни и города могут немного отличаться, для тех, у кого стоят колонки подогрева воды, на газ в баллонах тоже своя цена. Возможно, вы сравнили разные тарифы.

          А вот предприятия закупают газ по завышенным ценам, покрывая тем самым отпуск населению. Это отражается, естественно, на цене готового изделия. Чем больше стоят энергоносители, тем дороже продукт.

        • Николай Антушев,
          Такое у нас бывает, особенно к приезду иностранных гостей или к дожинкам. Делается многое вопреки СНИПам и здравому смыслу. Будете у своих родственников в Раубичах, поинтересуйтесь, сколько раз эту автостраду уже ремонтировали за два года эксплуатации.

  • Короче, статья - не статья... записки путешественника, случайно оказавшегося в Беларуси, не более того.

  • Вот читаешь ваши, уважаемые дамы и господа, комментарии, с позволения сказать, 7 лет спустя и еще отчетливее ощущаешь то ли аромат блаженности, то ли глупости.

    Тогда хотелось с чем-то соглашаться. Сегодня даже виду делать не хочется.
    Белорус в ваших лицах не только памяркоунен, чистоплотен и скромен, но и просто дурак? Или все же многие уже поумнели и сами с собой тогдашними поспорили бы, а?
    -)