Виктор Корытов Профессионал

Катание без границ, или Как преодолевать препятствия, катаясь на велосипеде?

Катаясь на велосипеде по городу, наверное, каждый из нас довольно часто спускался с колес на землю, преодолевая очередной бордюр. Кто-то грозно бурчал: «Поналожили плит!» Иные мечтали про себя: «Вот бы научиться одним махом перепрыгивать через забор!» В ответ на негодование первых и желания вторых и была написана данная статья.

Я не научу секретам катания, освоив которые, можно будет хоть по стенам лазить, хоть в классики с девчонками во дворе играть, резво отскакивая по асфальту на переднем колесе. Я только приоткрою самые азы «трюкокатания», обучу простым, но очень полезным всякому велосипедисту навыкам езды по пересеченной городской местности — будь то ухабы, кочки, бордюры, канавы или ступеньки.

После освоения этих начальных навыков всякое препятствие, заботливо расставленное на улицах города рукой скромного трудяги-автодорожника, превратится из проклятия в источник радости, в учителя мастерства, а то и просто — в еще одну маленькую возможность поправить свое здоровье и поддержать себя в отличной спортивной форме.

Все изложенное в этой статье является личным опытом автора. Все было испытано и проверено, что называется, «на собственной шкуре». Надеюсь, мои эксперименты с велосипедом пойдут кому-то на пользу и откроют целый новый мир любителям проводить свое свободное время со своим двухколесным другом.

Рассмотрим такие распространенные задачи, ежедневно встающие перед велосипедистом, как заезд на бордюр, съезд с бордюра и преодоление ям, канав и рытвин.

Для выполнения поставленных задач нам потребуется отработать и довести до мастерства всего лишь четыре (!) навыка: облегчение переднего колеса, облегчение заднего колеса, подъем переднего колеса и подъем заднего колеса. О том, какой навык в какой ситуации следует применять, будет отдельно сказано в конце статьи. Начнем по порядку.

Примечание: во всех упражнениях исходное положение — велосипедист едет (!) стоя, не касаясь седла, опираясь ногами на педали, а руками — в руль. Скорость движения — средняя, медленная или средне-медленная. В учебных целях рекомендуется чуть приспустить сидушку, чтобы не мешалась (впоследствии ее можно будет вернуть на удобную вам высоту).

Навык 1. Облегчение переднего колеса

Стоя на велосипеде, не выпуская руля из рук, отклоняемся назад, перенося всю свою массу далеко за сидение в область заднего колеса. В итоге заднее колесо за счет перемещения массы седока становится тяжелым, а переднее — легким. Цель достигнута. Идем дальше.

Навык 2. Облегчение заднего колеса

Стоя на педалях, чуть подпрыгните, не отрывая (!) ног от педалей. Пока вы «летите», ваш вес минимален, и почти ничего не давит на заднее колесо. Мы своего добились. (Конечно, это со стороны может выглядеть несколько глупо, но этот навык избавит вас не от одной «восьмерки» на заднем колесе. Впрочем, решать вам.)

Навык 3. Подъем переднего колеса (в простонародье — «козел», «встать на «козла»)

Есть три техники: силовая, механическая и инерционная.

Силовая: пригнитесь к рулю, затем резко оттолкнитесь руками от руля (только не выпускайте его из рук). Как только ваше тело понеслось вверх — со всех сил притягивайте руль к себе (для пущей уверенности можно посильнее упереться ногами в педали — так ваше тело станет неким подобием пружины, поднимающей велосипед на дыбы). Если колесо оторвалось хоть на несколько сантиметров от земли, то вы все поняли правильно — можно переходить к следующей технике.

Механическая: делаем все, как в предыдущем случае, только теперь, дергая руль вверх, «помогаем» педалями — с силой начинаем вращать их вперед. Вы заметите, что это намного легче, чем просто дергать за руль. Если начинает получаться со значительной долей уверенности, то переходим к отработке последней техники.

Инерционная: в отличие от предыдущих техник, мы никуда особо упираться не будем. Мы просто, стоя на велосипеде, толкнем его вперед, а затем, толкнув, резко дернем его назад, и он сам послушно поднимет переднее колесо. Особых высот от этой техники не ждите, но иногда она очень полезна (например, при спуске с высокого бордюра).

Навык 4. Подъем заднего колеса

Данный навык является более «силовым» вариантом облегчения заднего колеса. Достигается этот навык следующим образом.

Встанем одной ногой на землю, другой ногой отведем педаль назад (если правая нога, то правая педаль, если левая нога, то левая педаль). Теперь, упершись руками в руль и одной ногой в землю, постараемся оставшейся «свободной» ногой поднять велосипед, толкая педаль назад. Ощущения невероятные. Теперь повторим то же самое и с другой ногой.

Немножко освоившись, постараемся проделать тот же трюк, только стоя на велосипеде. Педали должны быть параллельны земле, а стопы на педалях повернуты под углом примерно 45 градусов. Подпрыгнем и постараемся «утащить» за собой велосипед, притягивая его за педали. К слову, пятнадцать минут прыжков по нагрузке сопоставимы с многочасовой велопрогулкой или серьезным походом в спортзал.

Теперь постараемся определиться, когда и какой навык следует применять?

Если съезжаете с низкого бордюра: сперва, чтобы не посадить на переднем колесе «восьмерку», облегчим переднее колесо, а затем можно облегчить и заднее, но это уже по желанию.

Если съезжаете с высокого бордюра: задираете переднее колесо первой или третьей техникой (вторая техника в этом случае может оказаться весьма ненадежной) и спрыгиваете с бордюра, приземляясь на заднее (не переднее!) колесо. Приземление на заднее колесо, как правило, оказывается более мягким, уверенным и безопасным, чем приземление на переднее.

Если заезжаете на бордюр: поднимаем переднее колесо любой удобной техникой, затем выполняем подъем или облегчение заднего (или просто аккуратно «затаскиваем» за собой велосипед, нежно, но уверенно подтолкнув его вперед точно так же, как описано в инерционной технике подъема колеса, только без рывка на себя).

Если преодолеваете яму: сначала выполняем подъем переднего колеса, потом — подъем заднего.

Примечание. Быстрое сочетание навыков 3 и 4 позволит освоить новый велосипедный трюк, именуемый «банни хоп» (скачок зайца), или коротко — «баник» (делаете резкий рывок передним колесом и, пока инерция несет вас вверх, отрываете от земли заднее — получается прыжок двумя колесами), но это уже совсем другая история, выходящая далеко за рамки настоящего повествования.

Будьте осторожны, когда соберетесь брать очередное препятствие — постарайтесь не повредить шестеренки и прочие узлы велосипеда. Поверьте, намного проще слезть с велосипеда и аккуратно проверить, пройдет здесь техника или нет, чем потом долго искать в магазинах города какую-нибудь недешевую запчасть взамен сломанной или погнутой.

Удачи на дорогах!

Обновлено 22.04.2018
Статья размещена на сайте 23.11.2010

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за статью! Сама не очень хорошо катаюсь на велосипеде (по ровной дороге ни куда не сворачивая-мой вариант), но вы так просто все описали, что даже рискну попробовать!

    Оценка статьи: 5

  • Виктор Корытов, Вы никогда не задумывались о возможных травмах от даже таких безобидных трюков? Мне лично известно несколько людей, ломавших себе руки, а один несчастный сломал позвоночник при попытке встать "на козла", как Вы это называете. Я понимаю, что даете эти советы искренни во благо, но было бы не плохо предупреждать хотя бы об опасностях.

    C уважением, Илья Фриер. Мастер велоспорта РФ в дисциплине freeride и downhill.

  • обычно эти "секреты" познаются в детстве с первым велосипедом...

  • Виктор Корытов, И это - на любом лисапеде? На спортивном можно?

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, осмелюсь предположить, что на любом
      Мною все было опробовано на горном и на BMX, на городском не делал только банни-хоп, а спортивный велосипед в руках не держал. Думаю, на нем можно только прыгать с опаской, а остальное не должно ему сильно повредить (но с уверенностью говорить не буду - не специалист ). Если будет неудобно - опустите сидушку.
      Успехов!

      • Виктор Корытов, у спортивного особенности - другой угол наклона вилки. На "Украине" и "Десне" без рук ездишь при любой скорости, на спортивном - только на большой можно руки отпустить. На спортивном нужно приноровиться стоять на месте на перекрестке - стоя на педалях.

        Оценка статьи: 5

  • Я всегда удивлялся тому, как вообще делают прыжки на велосипедах. По моему для этого нужна специальная пружинящая рама, или велосипедные ботинки )

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Шакиров, для прыжков желательна как раз твердая рама и самая обычная обувь (хотя прыгать можно и на двуподвесах, только не так удобно).

      Принцип прыжка: резко становитесь на высокого (градусов на 45-65) силового "козла" с упором в педали (толкаете руль на себя, педали обе одновременно - от себя, словно занимаетесь греблей); пока велосипед идет вверх под действием Вашей мускульной силы, можете или смело подпрыгнуть, опираясь на педали, "притянув" за собой велосипед (техника подъема заднего колеса), или резко толкнуть руль от себя, выполнив облегчение заднего колеса. Это техника банни-хопа (букв. "прыжок зайца"): сначала подъем переднего колеса, потом - заднего.

      Есть также техника прыжка, по которой переднее и заднее колесо отрываются от земли одновременно. Высоко Вы с ней не подпрыгнете, но освоить ее значительно легче. Нужно одновременно выполнить силового "козла" без(!) упора в педали, а также подъем заднего колеса. Для освоения этой техники рекомендуется сначала сделать серию (около десяти) маленьких "козлов", потом серию (также около десяти) маленьких подъемов заднего колеса, а потом такую же серию прыжков, стараясь выполнить оба этих приема одновременно. Просто, быстро, приятно.

      • Виктор Корытов, Чтож, летом попрактикуемся )
        Но всё таки я не понял, как можно поднять велосипед ногой, толкая педаль назад. Не знаю как у других, а у меня педаль свободно прокручивается в обратную сторону.

        Оценка статьи: 5

        • Тимур Шакиров, представим, что сейчас лето и Вы вышли покататься Ехали Вы, ехали, да решили остановиться и передохнуть. Остановились, встали, например, левой ногой на землю (правая осталась на педали). Теперь нас интересует эта самая правая нога. Прокрутите ею педали так, чтобы правая педаль оказалась снизу и/или сзади, а левая сверху и/или спереди. Так обычно велосипедисты делают, когда собираются начать движение. Но мы сделаем нечто другое. Встанем всей своей массой на левую ногу (которая на земле), руками упремся в руль, а правой ногой лягающим движением будем толкать педаль назад и вверх. Следом за педалью должна подняться и вся задняя часть велосипеда.
          По-моему, так