• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Родник Дебютант

Боксёр или художник? Олимпийский чемпион Владимир Сафронов

Мельбурн 1956 года, где проходили XVI Олимпийские игры, стал путеводной звездой в судьбе 22-летнего Владимира Сафронова.

Его достижение оказалось уникальным в истории отечественного спорта. Посудите сами: приехать на Олимпийские игры перворазрядником по боксу, а вернуться заслуженным мастером спорта, минуя ступень мастера спорта! Такого случая в истории отечественного бокса еще не было и, возможно, уже не будет.

Владимир Константинович Сафронов родился 29 декабря 1934 года в Иркутске. Но если говорить только о спортивной биографии этого человека, картина будет далеко не полной. Владимир с детства увлекался рисованием, а после 7 класса поступил в художественное училище.

Боксом Владимир начал заниматься в городе Улан-Удэ, здесь его первыми наставниками по боксу были Александр Ринчинов и Владимир Николаев. Впоследствии бокс и рисование навсегда переплелись в жизни Владимира Сафронова.

Известный советский боксер и друг В. Сафронова, двукратный чемпион Европы по боксу Виктор Агеев отмечал, что после знакомства с уже знаменитым тогда олимпийским чемпионом он перестал воспринимать его как боксёра. Мешал этому очень мягкий, интеллигентный характер и постоянные разговоры о живописи, которые можно было услышать даже в раздевалке перед боем.

Новички бокса, бывало, удивлялись, наблюдая, как на спортивных сборах Владимир проводил все свободное время на природе с этюдником. По словам Агеева, бокс существовал для Владимира Сафронова только как приложение к профессии художника. Хотя сам Сафронов за один год до своей смерти сказал: «Я не склонен переоценивать свои достижения в графике, здесь мне еще далеко до тех олимпийских высот, которых я достиг в спорте».

Но вернемся к Олимпийским Играм 1956 года в Мельбурне. Как получилось, что молодой и малоизвестный спортсмен попал в олимпийскую сборную СССР по боксу?

Успехи в боксерской карьере приходили к Владимиру постепенно: сначала победа среди юношей в первенствах города Улан-Эдэ и Бурят-Монгольской республики, затем победа в первенстве города Иркутска и на зональных соревнованиях Сибири и Дальнего Востока. Наиболее заметными стали победы в 1954 году на чемпионате РСФСР и в 1955 году на первенстве ВЦСПС в полулегкой весовой категории.

После призыва в Советскую Армию, службу в которой молодой боксёр проходил в Чите, а затем в Москве, Владимир выступал в составе сборной ЦСКА и в 1956 году одержал победу на Спартакиаде народов РСФСР. Именно тогда тренерский штаб сборной СССР по боксу обратил внимание на 21-летнего боксера и решил включить его в состав предолимпийских сборов, которые проходили в Ташкенте.

Бесспорным фаворитом советской сборной по боксу был тогда заслуженный мастер спорта, полулегковес Александр Засухин, спарринг-партнером которого на сборах был Владимир Сафронов. Но внезапная травма Засухина (перелом пальца) вынудила тренерский состав искать ему замену. Выбор был сделан в пользу Сафронова.

Надо отметить, что еще в юношеские годы Володя Сафронов отличался хорошими природными данными, которые впоследствии были усилены техническим арсеналом: после стремительных многоударных серий и коронного удара правой через руку, многие соперники боксёра оказывались на настиле ринга. Сюда следует добавить тактическое мышление, умение гибко перестраивать тактику во время ведения боя, и, конечно же, нельзя не отметить упорство молодого боксера, иногда граничащее с фанатизмом.

На Олимпийские игры Владимир Сафронов приехал «тёмной лошадкой». Тренерский состав не возлагал на него особых надежд в завоевании золотой награды. Но, вопреки ожиданиям, в первых трех боях Владимир одержал убедительные победы: сначала над итальянцем Агостино Коссиа, потом над французом Андре де Соуза, который был буквально смят и подавлен ураганными ударными сериями советского боксёра. Третий бой с длинноруким поляком (к тому же — левшой) Генрихом Недзведским был более сложным, но высокий темп боя и постоянные атаки со средней и ближней дистанции склонили чашу весов в пользу нашего спортсмена.

Соперником Владимира в последнем, финальном бою Олимпиады был британец, чемпион Европы Томас Николлс. Сам Николлс не придавал этому бою особого значения и считал, что золотая медаль уже практически в кармане сборной Великобритании. Иные планы были у нашего боксера. На всех боях британца Владимир сидел с блокнотиком и постоянно что-то в нем зарисовывал. Оказалось, что, делая наброски во время боев, Владимир изучал тактику своего грозного соперника, анализировал его сильные и слабые стороны. Кто еще из известных вам боксеров обладал таким вдумчивым подходом к бою?

В начале боя Николлс навязал Сафронову свою знаменитую манеру, и первый раунд был проигран нашим боксёром. Во втором раунде рисунок боя совершенно изменился, Владимир начал использовать тактические приемы соперника против него самого, и, надо отметить, британец несколько растерялся и даже успел побывать в нокдауне после неожиданного пропущенного удара.

В третьем раунде, понимая, что бой может быть проигран, Томас Николлс пошел «ва-банк» и предложил нашему боксеру так называемую «рубку». Советский боксер, известный как любитель плотного и жесткого боя, принял вызов с азартом и рвением, в результате чего судьи отдали победу нашему олимпийцу со счетом 3:2. Так неожиданно и триумфально завершилось выступление на Олимпиаде малоизвестного 22-летнего боксера, ставшего в одночасье легендой советского бокса.

Вернувшись на Родину, Владимир Сафронов продолжил учебу в студии военных художников имени Грекова, хотя бокс не оставил и сумел победить на чемпионатах СССР в 1958 и 1962 годах. Но к занятиям боксом после Олимпиады он уже не относился с таким фанатизмом, как раньше. Дальнейшая жизнь знаменитого боксера была посвящена художественному творчеству, несколько лет он работал художественным редактором в издательстве «Физкультура и спорт» и за это время приобрел много друзей в сфере искусства.

К сожалению, как и многие творческие натуры, Владимир в последние годы своей жизни страдал от алкогольной зависимости, которая привела его к преждевременной смерти. Он умер всего за три дня до своего 45-летия.

Сейчас трудно предполагать, что послужило причиной трагического завершения жизни человека, который навсегда вошел в историю не только советского, но и российского бокса. Его жизнь была полна парадоксов: интеллигентная во всех отношениях личность — и в то же время страсть к победам в таком истинно мужском виде спорта, как бокс. Воля к победе в спорте — и поражение в бою с жизнью после спорта. Художник и боксер.

P. S. Я думаю, что настоящий спорт как выражение красоты и силы человеческого духа граничит в этих понятиях с истинным искусством. Искусство требует такой же самоотдачи и самоотверженности, как и спорт, в этом они близки и схожи.

Может, поэтому многие выдающиеся люди своего времени совмещали науку, поэзию, литературу, живопись и занятия боксом: Пифагор, Джордж Байрон, Артур Конан Дойл, Александр Дейнека.

Статья опубликована в выпуске 4.07.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Это было примерно в начале- середине 70-ых. Я тогда ребенком была и
    воспринимала Ирэну Высоцкую примерно как старшую подружку (она гадала классно и однажды, лет в 13, нагадала мне жизнь, полную путешествий и драм), а Владимира
    Высоцкого и его на самом деле троюрного (насколько помню) брата Анатолия Оленского- одного из художников редакции, как ровесников своей мамы. К ней я обращалась по имени, а к ним - с прибавлением слова "дядя". В моём восприятии они были как дяди
    и их племянница, хотя мама поправляла меня.

    Я практически всё время моей учёбы в художественной школе сразу после дневной школы ехала к маме на работу, где дожидалась начала вечерних занятий и художники плакатной редакции мне иногда помогали с дом. заданиями. Владимир Высоцкий иногда приходил в плакатную редакцию, где художники любили сидеть с пивом и прочим, разговаривать за жизнь и слушать песни Владимира (так что и я несколько раз слушала Высоцкого вживую и неформально, а также даже принимала участие в диссидентских по сути, послерабочих разговорах художников издательства.)

    Там интереснейшие люди были
    коллегами,например олимпийский чемпион боксёр Владимир Софронов,окончивший впоследствии худжественное училище и Московский полиграфический институт.
    По окончании спортивной карьеры работал художественным редактором также вместе
    с мамой. Про него друзья шутили:"Володя наш всегда рисует в перчатках". Вообще атмосфера,
    а особенно в послерабочие часы была очень творческая. Всегда там что- то
    зарисовывали, спорили о будущем СССР,сочиняли стихи, пели и подпевали.

    Кстати у меня в романе "Норвежской рулетке" использованы и стихи Анатолия Олендского с его разрешения и его имя как одного из использованных поэтов стоит на титульном листе моей книги.
    Вообще я ещё девочкой отметила, что мужчины как то домой после работы в семьи не спешат,
    а любят совмещать работу с хорошей компанией друзей, а вот женщин - как ветром сдувало
    сразу по окончании рабочих часов. Оставалась только моя мама, чтобы покормить меня
    после школы и перед худ. школой (худ. школа находилась в центре Москвы не так далеко от её издательства по архитектуре и строительству, а переехали мы тогда в очень спальный и далёкий район)и Ирэна, чтобы поболтать с родственниками.

    Владимира Высоцкого я раза два или три там застала и могу подтвердить слова Ирэны, что он был из очень воспитанной, интеллигентной семьи и отличался очень деликатной и мягкой манерой общения.К нему легко было подлететь и о чём то там дурацком спросить даже мне. То есть быдлячества никакого в нём, видимо, не было и, например, своего хамоватого Жеглова играл просто очень хороший артист. Он больше был как сыгранный им поручик и белый офицер у которого верный конь бросается в воду за уходящим судном и он, почти плача,вынужден пристрелить своего боевого друга ( я даже читала, что в Новороссийске вроде памятник поставили в виде того офицера с конём в память об исходе белой армии и о той роли В. Высоцкого).

    Насколько помню мама как то попросила у него кассету с его песнями, но у него с собой не было и он пообещал передать. И точно через несколько дней передали маме кассету ( у меня её потом выпросили однокласники на один всего день и никогда не вернули). А ещё помню, он пел песню в плакатной редакции: "...Только помню, что стены - с обоями,
    Помню - Клавка была, и подруга при ей, -Целовался на кухне с обоими...",
    так я думала в силу возраста, что герой песни до того упился, что стал на кухне обои на стенах целовать.

    Насчёт выпивки. Помню хорошо, что пили пиво. На чей- нибудь там юбилей или победу на конкурсе покупался трех* коньяк, уже позже слышала от иных маминых коллег, что в пиво художники добавляли водкy. Но вот очень творческая, хорошая и добрая была атмосфера там и никогда никакой агрессии, так что не знаю... В том спальном районе из которого я приезжала, прямо рядом с автобусной остановкой был винный магазин, так ни дня не обходилась без агрессивного мордобоя с вызовом милиции, а иногда и убийств. В общем мне сейчас кажется, что В. Высоцкий пил с друзьями- художниками ничуть не больше их, по- моему даже и меньше. Но вот умер же добрейший дядя Володя- Владимир Софронов от алкоголизма, так что мне трудно судить. Но мне мама никогда не разрешила бы там пребывать
    если бы я могла бы хоть что- то заподозрить, а я - и ни сном и ни духом, даже и не догадывалась.

  • Владимир Сафронов был разносторонней личностью, и, достигнув высот в спорте, самосовершенствовался еще и в живописи.

    Мне вообще кажется, что занимаясь по-жизни только каким-то одним делом, человек сам себя загоняет в рамки и шоры. У каждого человека при рождении есть разные таланты. И развивать их - правильно и разумно.

  • Может, поэтому многие выдающиеся люди своего времени совмещали науку, поэзию, литературу, живопись и занятия боксом: Пифагор, Джордж Байрон, Артур Конан Дойл, Александр Дейнека.

    К сожалению, В. Сафронов вошел в историю именно как боксер, в отличие от перечисленных.

    Оценка статьи: 5

    • Почему "к сожалению" Сергей? Ласло Папп тоже был боксером. Но это не мешает Венгрии искренне гордиться им.
      P.S. Не самореклама. У меня на Школе есть статья об этом человеке. Посмотрите в комментах - какие дворцы спорта страна называет его именем, какие памятники ставит. А кто у нас в стране помнит, например, имя единственного советского владельца кубка Вэла Баркера?!! Валерия Попенченко...

      Оценка статьи: 5

  • Отличная статья, Сергей. Поздравляю.

    Оценка статьи: 5

  • *Сейчас трудно предполагать, что послужило причиной трагического завершения жизни человека, который навсегда вошел в историю не только советского, но и российского бокса.* - а че тут представлять? Бокс и спорт в целом и стал причиной ... и не для одного Сафронова.

    *настоящий спорт как выражение красоты и силы человеческого духа граничит в этих понятиях с истинным искусством.* - таки самураи и процесс убийства свели к искусству, и видели в нем некую красоту...

    Многие люди уже тысячи лет назад поняли, что такое спорт. Не зря же для обозначения этого явления именно слово спорт и используют?( этимологические значения слова спорт - диверсия, ошибка природы, мутация и даже несерьезные любовные связи.)
    Кстати, если добронамеренные люди, понимая, что такое спорт как биологическое и социальное явление, старались ограничить его распространение, то о намерениях тех, кто, зная о вредности и коварстве спорта, преподносят его как средство оздоровительное и воспитательное, догадаться не трудно. И вряд ли эти люди не ведают, что творят...

    пс Спорт в России именно для того и распространяют, чтобы отвлечь наиболее одаренных детей от нормального развития и устранить их как потенциальных конкурентов в борьбе за существование.

    • Сергей Родник Сергей Родник Дебютант 4 июля 2011 в 16:53 отредактирован 4 июля 2011 в 17:17 Сообщить модератору

      Юрий Новиков, я бы счел ваши заявления слишком радикальными, если бы не ознакомился с некоторыми статьями на личной странице и на вашем сайте.

      Честно говоря, рассуждения о пользе или пагубности спорта выходят на рамки моей статьи, именно поэтому я обозначил эту тему полувопросом. Хорошо,что этот полувопрос был замечен вами.

      Судя по вашим статьям, у вас есть свое однозначное мнение насчет спорта и физкультуры, с которым я во многом согласен, в том числе на своем опыте. Но я бы не стал так категорично создавать вражеский образ спорта, особенно советских времен. Когда я пришел мальчишкой заниматься в зал бокса, первым делом тренер нам объяснил, что мы пришли сюда не для того, чтобы драться в подворотне, а для умения защищать слабых и женщину, если придется. И эту установку я запомнил на всю жизнь.

      Что интересно, почти все хулиганы через 2-3 месяца тренировок ушли из секции, потому что поняли, что здесь надо совершенствовать не только тело, но и душу. Мне лично спорт помог в жизни, начиная со службы в Армии и заканчивая трудом, в котором требовалось преодолевать физические нагрузки.

      На вашем сайте написано, что вы много лет занимались различными видами спорта, в т.ч. боксом, дзюдо, бодибилдингом. Значит сейчас вы признаете, что потратили свое время зря и спорт не дал вам ничего полезного?

      P.S. Суть ваших претензий, как я понял, больше относится к спорту, как к СИСТЕМЕ. И здесь я согласен с тем, спортивная система не заинтересована в здоровье спортсменов. Результат, чаще всего, ставится выше здоровья и жизни людей. Но ведь это вопрос не спорта, как такового, а того, что с ним сделали, также как и с многими понятиями, которые сейчас извращены (например, символ Коло).

      Может лучше разобраться почему так произошло, вместо того, чтобы делать спорт очередным жупелом?

      • Сергей Родник, *Буду рад приобретению в «Школе Жизни» ценного опыта общения и сотрудничества с интересными людьми.* - надеюсь, Вы знаете, что интересы у многих явно нездоровые? ... так что с сотрудничеством Вы поаккуратнее.

        *...я бы не стал так категорично создавать вражеский образ спорта, особенно советских времен.* - я в те времена жил побольше Вашего, сам занимался спортом на уровне от школьного до международного, и уже тогда начал понимать, что спорт - это химера. И массу людей именно в те времена так одурачили, что они и сегодня все еще говорят о неком истинном спорте...

        * Когда я пришел мальчишкой заниматься в зал бокса, первым делом тренер нам объяснил, что мы пришли сюда не для того, чтобы драться в подворотне, а для умения защищать слабых и женщину, если придется. И эту установку я запомнил на всю жизнь.* - не Вы первый так говорите, и вы не единственный, кому не пришлось практически применять бокс против истинных злодеев. А вот другим таким же как и Вы, по мозгам надавали... Кстати, бокс - это первый спорт, которым я начал заниматься официально.

        * вы признаете, что потратили свое время зря и спорт не дал вам ничего полезного?* - мне повезло и из спортивного интереса я мало чем занимался. В основном тем, что называют видами спорта, я занимался для ОФП те. как физкультурой.

        *.. это вопрос не спорта, как такового, а того, что с ним сделали, также как и с многими понятиями, которые сейчас извращены (например, символ Коло).* - ?? спорт как таковой - это и есть диверсия, мутация и отклонение от нормы! И по поводу символа Коло, насколько я знаю, все нормально... Про одноименную систему знаете? Никаких извращений.

        * Может лучше разобраться почему так произошло, вместо того, чтобы делать спорт очередным жупелом?* - а я знаю кто и зячем все превращает в спорт, те. в ненормальное и вредное, и кто и зачем распространяет это как нечто полезное и здоровое.

        Успехов Вам и осторожнее с интересом!

  • Сергей Родник,
    Сафронов родился 29 декабря 1934 года
    А на могильной плите ясно видно 1933 г.

    А вообще статья хорошая. Бокс - не мой любимый вид спорта. Но Вы написали так живо, увлеченно, что прочиталось с интересом. Спасибо!

    • Оксана С, спасибо за отзыв! Особенно приятно, что это отзыв не поклонника этого вида спорта. Я ставил перед собой цель - показать бокс и боксеров с другой стороны, чтобы развеять обывательское мнение, будто бокс - это банальный мордобой. А написано увлеченно, потому что это действительно мое увлечение с юношеских лет.

      Что касается даты рождения В.Сафронова то во всех найденных мной источниках в Интернете, в том числе в Википедии стоит дата, указанная в статье. Причина расхождения с датой на могильной плите по моему предположению может быть следующей: эта плита появилась на могиле боксера только через 14 лет после его смерти, благодаря хлопотам боксера Виктора Агеева. Вполне может быть, что год рождения был просто перепутан. К тому же, если бы В.Сафронов родился в декабре 1933, то в декабре 1979 ему бы исполнилось полных 45 лет и несколько месяцев, тогда как известно, что он умер за 3 дня до своего 45-летия.