• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Илона Грошева Бывший выпускающий

Люди? Ещё как летают!

Вопрос собственного возраста — неприятная особенность мышления хомо сапиенсов, которым за тридцать. А поскольку День рождения — это праздник, от которого всегда хочется радости и чуда, а не размышлений о том, хватит ли дыхания задуть все свечи на торте, необходимо действовать. И пожалуй, не на земле…

В небе — лучше

Детство дорого воспоминаниями каждому из нас. Моё детство — это папа в «фургоне», запах авиационного керосина и дрожь в грудной клетке, это полёты зайцем на месте второго бортмеханика к бабушке на каникулы… в общем, я очень люблю небо. Странно, но когда шасси отрываются от земли, мне становится комфортнее, что ли. Вроде, вот так и должно быть всегда. Потому, когда мне сильно грустно, я лезу на крыши, башни, колокольни, и там возвращаюсь на землю. И тут, представьте себе, выяснилось, что мне скоро — сорок. «Юбилей!» — сказала мама. «Отмечать — дурная примета!» — сказали тётеньки на рынке. Я сказала дочери — «Летать!»

Если не хватит — то только чуть-чуть

Раньше авиация была для меня замечательным дополнением к детству, переменам в жизни и журналистским заданиям. Сегодня авиация — возможность отдохнуть, отвлечься и даже, в мечтах, учиться. И хотя живём мы в стране неадекватной, когда речь заходит об авиации и тех, кто с ней связан, мне почему-то спокойно. Это стереотип, выросший вместе со мной. Я всё знаю про китайские мягкие гайки, но также я знаю, что люди, отдавшие себя небу, надёжнее, чем врачи. Нет, ну, конечно, всякое возможно, и если бы я собралась полетать на самодельном аэроплане частника, устроившего ВПП на нелегальном поле в районе Дятлиц, ну… возможно, я бы сейчас не писала эту статью. Но я сообщила маме, что мне ничего не нужно в подарок, кроме договора-сертификата от Невского аэроклуба: мне нужен полёт за штурвалом самолёта, и так, чтоб дети в пассажирах. Мама, конечно, успокоила меня, сказав, что я как была легкомысленной, так и осталась, однако подарок состоялся. Я оформила сертификат, получила папку с подробными инструкциями, правилами, собственной ответственностью и маршрутом до аэродрома в Гостилицах. Вечером накануне Дня рождения мне позвонила администратор и доверительно сообщила — погода обещает быть хорошей, завтра перед выездом мне перезвонят ещё раз. И в день, когда мне исполнилось сорок, затушив на полпути первую сигарету, повзрослевшая кошёлка заверещала своим детям: «Я лечу!». По небу бродили довольные кучевые облака.

Мы встречаемся с Еленой — нашим администратором. Елена рассказывает о том, на чём ей доводилось летать, её глаза смеются и горят, однако в данный момент всё серьёзно: подписываем бумаги, получаем наставления и инструкции. Я уже хочу работать вместе с Еленой.

Наш самолёт, дразнясь, делает проход за проходом, а мы каждый раз надеемся, что вот уже сейчас он сядет и подрулит к месту стоянки. Когда это наконец-то происходит, я на всякий случай интересуюсь: а топлива нам хватит? Владимир, наш пилот, проверяет и как-то хитро кивает головой. Сзади, у ангара, раздаётся хорошо поставленным голосом: «Ну, если не хватит, то только чуть-чуть».

…Ощущения, которые испытываешь, находясь в воздухе за штурвалом маленькой послушной Цессны — пожалуй, их описывать ни к чему. Тем, кто понимает стремление летать, они не нужны, своих охота или уже хватает, а тем, кто против высоты, их описывать не стоит, чтобы не обижать Цессну, пилота, меня и небо. Но есть ещё основа, на которую эти ощущения ложатся, как мазки краски на хорошо загрунтованный холст: аэроклуб. Это особое место с особой атмосферой, которая чувствуется за версту, и вовсе не потому, что кто-то крутит петли вон там, поглядите-ка, пока шея не заболела. Аэроклуб — это спокойные движения, открытые лица и ощущение надёжности — как это ни парадоксально. Здесь вышка диспетчеров, ВПП, самолёты с вертолётами и прочими летающими конструкциями, здесь скромные плюшки и горячий чай — и ты. Без интриг, забот, неприятностей и прочих земных тем, потому что аэродром — дверь в небо. Грязную обувь оставляем за порогом.

Вот так. Я рада, что живу уже сорок лет: сегодня я могу свободно входить в эту дверь, она не заперта на ржавый засов, как это было раньше. Я рада, что каждый из нас может позволить себе летать, заказывая полёты по маршруту за штурвалом, испытывая свой вестибулярный аппарат на высшем пилотаже, трепля одежду в конструкциях более лёгких, прыгая с парашютом — интуиция подсказывает мне, что насладиться видом земли и ощущением полёта мы можем только в этой, земной жизни. И мартышкинская кирка святого Иоанна, которую я писала с натуры, куда лучше выглядит сверху — словно вежливая рука, протянутая в небо. Ну и конечно, только наверху приходят в голову столь явно вопросы земные, как то: почему земля стоит так дорого, если вон её сколько, пустой? И ещё: а почему морковка в овощном — израильская?..

Прочли? Вот и задумайтесь теперь: возможно, у вас что-то не получается, не клеится, не строится не потому, что коуч в отпуске, а потому, что вы засиделись. Ну-ка встряхните гривой и измените свою жизнь хотя бы на несколько часов. Потом напишете мне, где вы плавали, ездили, летали — и как вдруг оказалось, что гордиев узел проблем оказался аккуратно сложенной атласной лентой. Договорились?

Послесловие

Пилоту Владимиру отдельное спасибо за: череп с костями на свитере, фразу «иголок сосновых в задницу нацепляем» и небольшую экскурсию к немецкому аэродрому военных времён под Ропшей — это очень ценные сведения и впечатления.

Ну и самое неожиданное: на втором вираже во время полёта мне стало плохо. Проконсультировавшись на земле с летучими друзьями детства, я узнала — нет, не то, что нечего папой хвастать — что малая авиация пока мне неподвластна. Придётся подбирать таблетки, чтобы успокоить вестибулярный аппарат. Зачем? Потому что теперь мне просто необходимо подняться в небо вместе с послушной Цессной и черепами-костями на свитере. Мне необходимы горки, виражи и хотя бы один проход. Ну всего один, можно?..

Статья опубликована в выпуске 21.09.2011
Обновлено 12.02.2018

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Счастливый Вы, человек!.. Многое чувствуете, тонко чувствуете... Наверное, и кожи-то нет - сразу нервы начинаются?.. Счастья Вам в полете!

    Оценка статьи: 5

  • Илона Грошева, отлично! Сам эпизодически летаю, так что статья прямо так хорошо на мировосприятие легла! Спасибо!

  • Илона Грошева, отличная статья! Друзья как-то брали на высший пилотаж пару лет назад пассажиром - масса ярких впечатлений по сей день! Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Елена Реальная Читатель 21 сентября 2011 в 10:48 отредактирован 21 сентября 2011 в 10:48 Сообщить модератору

    Илона Грошева, класс! Я призадумалась... Где мне встретить своё сороколетие?

    Оценка статьи: 5

  • Илона, спасибо за добрую и теплую статью о Небе.
    Сам с детства люблю все что летает, мечта получить пилотское свидетельство, но увы, в России это слишком сложно и дорого. Слетать один раз это конечно интересно, но погоды не сделает, для пилотского нужен налет в 40 часов, что по деньгам того же Невского аэроклуба уже выливается в круглую сумму.

    А Вы читали Ричарда Баха? (хотя наверно глупый вопрос), если нет обязательно перечитайте, лучше о небе наверно никто не пишет.

    Удачи Может как-нибудь и встретимся на просторах пятого океана...

    Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Елисеев, спасибо. "...если нет обязательно перечитайте" - это слишком сложная мысль для меня, особенно с утра. Р.Б., да, увлекалась, ещё когда его по частям в журналах публиковали. В ту пору "Иллюзии" были сродни библии, сейчас кумиры растаяли, но, безусловно, пишет он о небе лучше всех, Вы правы. Про деньги думаю, что, если они действительно нужны для такого дела, то найдутся обязательно, хоть круглая, хоть пятиугольная сумма, тем паче, что выплачивать их можно по частям.
      Обязательно встретимся, но на положенной дистанции

      • Илона, я и не сомневался ни разу что Ричарда Баха Вы читали, поэтому фраза такая и получилась ;) Хотя книг у него довольно много, раньше были доступны всего 1-2, и действительно стоит перечитать, он много пишет о своей работе, о личной жизни, о полетах разумеется. На самом деле, интересно.

        Насчет полетов, если бы надо было "для дела", это конечно одно, а так, выложить примерно 10 килобаксов, зная что в нашей российской действительности иметь свой самолет или вертолет абсолютно нереально (если конечно не олигарх), не знаю... Пока не готов морально. Из того что позволяют финансы, в свободное время занимаюсь авиамоделями, со всех шкафов хвосты и крылья торчат А если поставить беспроводную камеру на аппарат, то с видеоочками не менее интересное ощущение полета... Не Cessna конечно, но все равно интересно Может написать что-ли статью по этой теме...

        Ладно, не буду засорять тему оффтопиком, приятно было пообщаться с родственной душой, удачи

        Оценка статьи: 5