• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Берсенев Грандмастер

Каир-Москва: в чём сходства и отличия?

Столица Египта — Каир — поражает, прежде всего, размерами. Город походит на великое живое существо, основная артерия в котором — легендарная река Нил. Живой гигант постоянно двигается, гудит, торгует, празднует, бунтует, и «лейкоцитов» в его «крови» (людей) — двадцать миллионов! Плюс четыре миллиона каждый день двигают сюда свои стопы на работу. Двадцать четыре миллиона!

Mikael Damkier Shutterstock.com

Для сравнения, это почти в два раза больше гигантской Москвы. Поэтому, когда это живое существо-гигант закипело революционными волнениями в начале 2011-го, многие реально перепугались. Особенно те, кто там бывал и видел Каир собственными глазами. Если этот великий котел «закипит» еще раз — мало не покажется никому.

О сходстве с Москвой

Столица Египта кое в чем походит на столицу РФ. К примеру: я стоял с видеокамерой на одной из оживленных улиц Каира на тротуаре и снимал систему организации местного дорожного движения. Вот новенькая «Мазда» сигналит мне позади. Она спешит обогнуть по обочине образовавшуюся впереди пробку. Все прямо как в Москве! Я вскидываю с негодованием руки с камерой вверх со словами: «Куда прешь, чертило?!» Все — как в Москве. Но «Мазда» все равно прет. Она — железная, она — сильная, она — детище самураев, что ездит теперь на африканской земле. Супротив самурая не особенно-то и попрешь!

Я «сдал» назад и прислонился белоснежной рубахой к желтому от пыли пустыни забору. Что ж, искусство требует жертв. Я максимально притираюсь к стене позади себя и пропускаю торопыгу на японском авто. Да, при взгляде на Каир создается реальное ощущение муравейника. Мимо протарахтел, выпустив черное облако выхлопных газов мини-грузовичок. За ним следует жуткий шлейф смрада. Я уверен, у него, скорее всего, глушитель либо вовсе отсутствует, отвалившись где-то по дороге от старости, либо он настолько дырявый, что рассматривать его как работающую деталь автомобиля преступно.

Об экологической обстановке

Я — человек, и я, обычно, дышу. Мне все равно пришлось наполнить воздухом легкие после проезда грузовичка. Нет, вру: воздуха вокруг уже не было, а вот концентрированные выхлопы — пожалуйста. Следить за техническим состоянием машины здесь не принято. Машины в Африке не ржавеют, их не надо заводить «с толкача» зимним утром (подавляющее большинство египтян никогда не видело снега), как в России. Все детальки всегда сухие. Едет драндулет, и — ладно.

Итак, я вдохнул выхлопов и, не буду кривить душой, буквально «прибалдел». Будто токсикоман, что нюхает бензин, зарывшись головой в полиэтиленовый пакет, после делается невосприимчивым к опасности, так и я «оборзел» окончательно. Сзади снова я уловил движение. Теперь по обочине чапал настоящий живой ослик, оседлал которого чернявый пацаненок лет десяти-одиннадцати. До этого по тротуару, где я стоял, также проехала бричка, запряженная лошадьми, в которой помещалась большая цыганская семья. Теперь вот — ослик.

Наглотавшись выхлопных газов великого града Каира, я уже не захотел снова тереться спиной о покрытый пылью забор позади меня и решил не пропускать ни наездника, ни его ослика, ни ревущий следом за осликом старый мопед. Но юный каирец оказался не из робкого десятка и чуть не сбил меня своим ослом! Если бы я не шагнул назад, произошло бы ДТП международного масштаба с последующим же международным скандалом!

Я уступил путь ослику, но зато после во всю Ивановскую, то есть во всю Каирскую, гаркнул вслед мальчугану: «Куда прешь, осел! Не видишь, я здесь снимаю!». Ни ослик, ни его наездник даже не обернулись. Голова паренька лишь слегка повернулась набок, и уста египтянина крикнули мне что-то в ответ на арабском языке. Скорее всего, он послал меня куда-то по египетскому адресу, аналогичному русскому «куда Макар телят не гонял». Во всяком случает, то явно были не слова благодарности. Но в итоге мы оказались вполне довольны друг другом, так как контакт представителей двух разных цивилизаций все же состоялся.

Посолить Каир с небес желтой солью

Внешне Каир мне показался одним огромным камнем. Он стоит на камнях, на камнях же и строится. Тут же действуют камнедробильные и цементные заводы. Все дома покрыты слоем желтой пыли. Кажется, будто некая великая рука посыпает город с небес песком. Даже кондиционеры на окнах домов не белого цвета, а все исключительно желтые от пыли и копоти. Экологическая ситуация в городе, надо признать, просто ужасающая. Добавьте к этому невероятные горы мусора повсюду.

Трущобы Каира

Если же вам доведется побывать в трущобах, хотя бы одним глазком взглянуть, как там люди живут, то сразу предупреждаю: невольно содрогнетесь! В трущобах вдоль домов лежат тонны мусора и детишки гоняют мяч посередине, лопатами раскидав зловонные кучи к стенам здания. Лопатами же гоняют крыс. Так они освобождают проход людям, место для игры и расчищают место для своей мечты — выбраться из трущоб. Став великим футболистом. Если рафинированный иностранец попадет в трущобы Каира, высока вероятность не вернуться оттуда живым.

Транспорт Каира

В Каире есть такая же примерно кольцевая дорога, как в Москве — МКАД. Только пробки МКАДА — «семечки» по сравнению с пробками на Каирской кольцевой автодороге. Вообще, в автопарке Каира невероятное количество старых ржавых колымаг, они постоянно бьются друг о друга, шкрябают новые машины. Как таковых ПДД никаких нет. По состоянию на прошлый год на 20-миллионный город работало около десятка светофоров. Десять на 20 млн.

Движение транспорта в городе непредсказуемо и, на первый взгляд, хаотично. Но всякий хаос все равно регламентирован. В Каире люди ездят на машинах каждый день, чихая на правила. Значит, кое-какие правила, хотя бы чихания на соседа-водителя, существуют.

В Каире есть метрополитен и он очень популярен. Это естественно. Во-первых, не стоишь в жутких пробках на жаре, во-вторых, метро функционирует по расписанию, в отличие от городского транспорта, в-третьих — это выгодно, ведь цена проезда в одну сторону составляет всего один фунт (на наши деньги — около 6 рублей), а в-четвертых — метро регулярно убирают, и данный вид транспорта не задыхается от мусора.

В метро все очень строго и функционально. Такой красоты, как в Московском метрополитене, нет и в помине. Каирское метро перевозит в среднем 2,5 млн. человек в день. Потому что это дешево, сердито, вовремя и удобно, более-менее.

Когда лучше ехать в Каир

Сейчас Каир непрерывно то закипает людскими волнениями, то успокаивается. Напомню, что сей град походит на гигантскую мощную гидру, и попасть сюда в момент, когда гидра бунтует, чревато самыми трагическими последствиями. Посему не стоит рисковать и во время народных бунтов ехать в столицу Египта.

Но когда волна протеста народных египетских масс сойдет и придет короткий штиль, вот тогда туристу и стоит двинуться в древний град. Увидеть его и влюбиться в него. Увидеть его и гневно выразить свое негодование условиями жизни в нем. Увидеть его и обомлеть от неповторимости.

Статья опубликована в выпуске 17.10.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: