Василий Галенко Профессионал

Евгений Смургис: на веслах от Риги до Владивостока?

Русский гребец из Липецка Евгений Смургис на простой деревянной 7-метровой лодке пустился в плавание по рекам и морям России в 1967 году, когда ему стукнуло 29 лет. На гребной лодке в одиночку и с друзьями он прошел из центра России в Балтийское море до Риги и оттуда до Владивостока по рекам и шести морям. Наш рассказ — о 13 гребных марафонах в течение 16 лет, с 1967 по 1983 гг.

Lizard, Shutterstock.com

Начало мечты

Жил Евгений в поселке Тулпан в глухом таежном углу Пермской области, преподавал физкультуру в деревенской школе. Однажды он увидел престарелую бабушку в лодке с копной сена и привязанной козой. Она довольно резво гребла против течения. Временами, орудуя кормовым веслом, она ловко продиралась в гуще прибрежных зарослей. Тогда Евгений и решил: погребу в Липецк на лодке.

Два года ушло на общение с местным старожилом 78-летним Андреем Павловичем Миковым, построившим для Смургиса лодку-мечту. Окрестили лодку МАХ-4 — махай в четыре весла. И нашелся попутчик — земляк из Липецка Валерий Лютиков. В областном совете по туризму узнали о подвиге британцев — Риджуэе и Блайте, которые в прошлом 1966 году на веслах пересекли Атлантический океан. Жутко захотелось заочно потягаться с ними.

В ту пору о море мечтать не приходилось. Даже на сугубо внутреннее плавание по рекам и водохранилищам пришлось обзаводиться кучей всяких «охранных грамот». Бюрократов, которым из зависти хотелось «не пущать», неизменно отпугивала беспощадная фраза-заголовок в Маршрутной книжке: «Путешествие посвящается 50-летию Великого Октября». Надпись эта бесплатно открывала и шлюзовые ворота, и заднюю дверь в магазине с дефицитной в ту пору колбасой и тушенкой.

Стартовали Евгений Смургис и Валерий Лютиков 9 Июня 1967 года. В лодке оказалась и наша овчарка по кличке Ватан. По Каме, Волге, Дону догребли до Липецка. 4500 км прошли за 43 дня. Британцы гребли от Америки до Ирландии свои 2485 статутных миль (это 2485×1.609м=3998 км!) вдвое дольше — 91 день. Победа, правда, без соли и штормов!

В следующем году от Липецка до Риги шли на веслах через «грозную» Москву. Лодку украсила лаконичная надпись: «Посвящается 50-летию ВЛКСМ». Даже в центре столицы нашим гребцам вместо обычной проверки просто козыряли, вчитываясь в эти нехитрые колдовские строки.

По Мариинской системе догребли до Онежского озера. По Свири, Ладоге и Неве добрались до Питера, а потом по Балтийскому морю до Риги.

Затем был годовой перерыв. Евгений из учителя стал охотником-промысловиком в Приморском крае. Это сулило длительный летний отпуск и неплохие деньги за зимний промысел. В Ригу Евгений летел вместе с медвежонком Борькой, подобранным после гибели его матери.

Из Риги по Даугаве и Днепру выбрались в Черное море и далее в Азовское. В Ростове-на-Дону была вынужденная пауза. Подросший Борька стал неуправляемым и потому «добровольно» поступил на службу в местный цирк.

От «Большого кольца» до… Владивостока

Нет смысла столь же подробно описывать весь дальнейший путь. Замкнув «кольцо» в Волгограде, Евгений загорелся идеей достичь Байкала, не рискуя при этом упоминать слово Владивосток. Такой замысел мог показаться большинству бредом сумасшедшего и отпугнуть будущих спутников по путешествию. Местные власти вполне могли арестовать лодку, а нас посадить для острастки, чтобы не морочили голову…

На переходе из Волгограда в устье Урала Евгений греб один. После его спутниками на разных этапах были Виктор Попов, Вячеслав Лыков и Николай Песляк — земляки из Липецка. Как всегда, самый трудный и опасный маршрут с выходом в Карское море пришлось идти в одиночку. Все шло гладко, и пограничники в устье Оби не чинили препятствий для выхода в Карское море. Вверх по Енисею нашелся спутник — Леонид Микула из Донецка. 2000 км за 30 дней и сломанные весла. Все же против течения могучей реки. В Иркутск по Ангаре, да еще и против течения, Евгений греб в одиночку.

В Иркутске я и настиг Евгения, напросившись к нему безропотным матросом. Хотя за плечами у меня была хорошая школа гребли, я помалкивал. С легким сердцем и в состоянии эйфории от реализации задуманного мы покинули Иркутск. Уверенности прибавляли «железные» бумаги: одна от редакции «Вокруг света» с просьбой… оказать содействие, другая — от самого генерал-полковника Матросова, главного начальника погранвойск СССР.

Момент, когда, преодолевая мощное течение Ангары, мы оказались у камня Шаман в истоке реки-дочери Священного Моря, останется в моей памяти навсегда. Мы пересекали Байкал в шторм, и «баргузин» мощно дул нам в левый борт, мешая нашему пути в устье Селенги.

По этой легендарной реке мы шли с короткой остановкой в Улан-Удэ, чтобы поставить печати о том, что мы действительно идем только на веслах и против течения. До чего, как говорили нам всюду здешние рыбаки-добытчики омуля, ни один дурак не додумался…

После сотен километров вверх по Селенге и ее сноровистому притоку Хилку мы достигли Читы. Отсюда в следующем марафоне Евгений греб один вниз по Шилке и Амуру. На Амуре охранная грамота генерала Матросова не сработала. Еще тлел «конфликт» с китайцами. Временами постреливали. Не доходя Хабаровска, лодку Евгения «кинули» на специально подогнанную платформу и через полтораста километров со всякими предосторожностями «сбросили» в Амур, когда граница с Китаем осталась позади и справа.

Из Николаевска-на-Амуре я снова на МАХ-4 с Евгением. Наш путь теперь по Охотскому и Японскому морям во Владивосток. Август в Охотском и Японском морях — самый теплый и самый штормовой. По крайней мере, нас трижды накрывали тайфуны. И мы барахтались у борта в почти теплой воде.

После Находки нас штормом понесло к Японии, но вскоре ветер стих и мы направились прямо в бухту Золотой Рог. Мы входили во Владивосток с репутацией триумфаторов, и лодка МАХ-4 после 14 лет верной службы Евгению Смургису и 30.450 пройденных километров стала экспонатом Краеведческого музея имени Арсеньева. Балдея от радости, мы задумали кругосветку на веслах для Евгения Смургиса.

Продолжение следует…

Обновлено 17.09.2015
Статья размещена на сайте 28.10.2011

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: