Максим Мищенко Грандмастер

Как велосипед завоевывал мир?

Колесо стало известно человечеству более 6000 лет назад. Прототипы велосипеда — одноколейные экипажи, на которых передвигались, отталкиваясь от земли ногами, обнаружили при раскопках в Вавилоне, Египте, и Италии.

Sura Nualpradid , Shutterstock.com

Известно, что в 1495 году знаменитый Леонардо да Винчи изобразил на бумаге почти современный велосипед с одинаковыми колесами, цепью, педалями и довольно комфортным сиденьем.

В Англии на витраже одного из костелов в 1580 году изобразили херувима, передвигающегося на одноколесном экипаже.

По мнению большинства исследователей, первый известный нам велосипед с рулевым управлением и педалями изготовил крепостной мастер Артамонов. На своем детище он прикатил в 1801 году на коронацию царя в Москву. При этом изначально переднее металлическое колесо у артамоновского варианта было примерно в 2 раза больше заднего.

Позднее стали изготавливать велосипеды с диаметром переднего колеса до 1,6 метра, которые называли «пауками». Масса подобного агрегата доходила до 35 килограммов, а скорость варьировалась от 12 до 20 километров в час. Передвигаться на таком транспорте было достаточно опасно, так как сидеть приходилось высоко, и на седло надо было еще как-то забраться.

Прогресс, однако, на месте не стоял, и в 1869 году стали изготавливать велосипеды с шариковыми подшипниками. В этом же году во Франции между Руаном и Парижем на дистанции 120 километров провели первые гонки на деревянных велосипедах. Средняя скорость самых быстрых участников составила чуть более 11 километров.

В России первое соревнование состоялось 24 июля 1883 года на московском ипподроме. Тогда заезды проходили на велосипедах-«пауках» и моделях, близких к современным. Диковинные самокатные агрегаты стали настолько популярны, что появились и специализированные журналы. В Москве это были «Велосипедист» и «Циклист», в Петербурге — «Велосипед» и «Самокат». И это не взирая на то, что велосипед в ту пору стоил огромных денег, что-то около 250 царских рублей!

В 1885 году появился «безопасный» современный велосипед, который тогда именовали «бициклом». А в 1890 году стали повсеместно применять пневматические шины.

Первый чемпионат мира по велосипедному спорту организовали на треке города Чикаго в 1893 году.

Известно, что в 1896 году трое смелых англичан объехали на велосипедах земной шар! Совсем скоро, в 1897 году, в журнале «Нива» была приведена фотография велосипеда Дарлинга, на котором предполагалось передвигаться в полулежачем положении. Увы, тогда эта идея показалась курьезной и даже абсурдной.

Популярность колесного транспорта постоянно росла, что способствовало появлению в 1900 году Международного союза велосипедистов. Да что там говорить, если в одной только Германии в 1901 году выпустили 500 000 велосипедов!

В 1911—1913 годах русский спортсмен А. Панкратов совершил на велосипеде кругосветное путешествие. За это его наградили бриллиантовой звездой упомянутого ранее Международного союза велосипедистов. Странно, а вот о награждении англичан не сказано ни слова. Они ведь были первыми…

В 1914 году журнал «Нива» опубликовал проект велосипеда-торпеды с обтекаемым корпусом. Авторство оригинальной разработки принадлежало французу Бюно Варильи. Интересно, что на испытаниях этого устройства за спиной велосипедиста не погасла свеча! Однако потребовалось лет пятьдесят, чтобы к этой идее вернулись с новыми силами и реализовали ее в полной мере.

Велосипеды становились популярными благодаря многим знаменитым людям. Так, членами велосипедных сообществ были писатели Эмиль Золя и Лев Толстой. Последний, кстати, первый раз сел за руль двухколесного транспорта в 83 года! Велосипедной ездой увлекался и знаменитый русский физиолог Павлов.

Сейчас, несмотря на колоссальное количество автомобилей, мопедов, мотоциклов и квадроциклов, мы продолжаем пользоваться велосипедами по разным случаям. Некоторые оптимистично настроенные аналитики утверждают, что к концу столетия количество велосипедистов существенно превысит количество автомобилистов. Что ж, время покажет, так это или нет…

Обновлено 26.03.2014
Статья размещена на сайте 24.03.2014

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Небольшая ошибка в статье - "По мнению большинства исследователей, первый известный нам велосипед с рулевым управлением и педалями изготовил крепостной мастер Артамонов." Надо написать : "По мнению большинства РОССИСКИХ исследователей..." Для не только большинства, а просто всех нероссиских исследователей это в лучшем случае анекдот. Да и россиские исследователи не все параноики.

    • Владимир Радченко, Если интересен велик,можете поискать в искалке "Велосипед Геннадия Колесникова".

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Радченко Владимир Радченко Дебютант 27 июля 2014 в 22:21 отредактирован 27 июля 2014 в 22:27

        Сергей Дмитриев,
        Последние 50 лет велосипед меня не интересует. Если Вам любопытно, что меня сейчас интересует, можете помотреть на Ютюбе TenPoint Crossbows Omni Brite Lighted Nock System. К велосипеду это никаким боком. М. б. мы еще доживём до того времени, когда в России будут говорить, что именно русские первые изобрели lighted nock.

  • Когда я была в музее Леонардо да Винчи в Венеции, я видела его велосипед (только, вроде бы он был деревянный). Как раз для себя узнала, что велосипед придумали давно. А оказывается, вот как много было "велосипедов" (прогресс всегда есть)!
    Очень интересная статья, спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Дарья Сахарова, попробуйте найти в искалке необычный велик Геннадия Колесникова из Густово Ростовской области.Очень любопытная модель.

      Оценка статьи: 5

      • Дарья Сахарова Дарья Сахарова Профессионал 27 марта 2014 в 16:29 отредактирован 27 марта 2014 в 16:31

        Сергей Дмитриев, да, правда, интересно было бы покататься! Даже фамилия совпадает с велосипедом!

        Оценка статьи: 5

        • Дарья Сахарова, Вы ещё прокатитесь на AUTOBIKE и тогда почувствете роазницу между механикой и автоматикой, как для автомобиля,(если Вы уже за рулём).

          Так Вы уже нашли велик ГК?

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев, да (видела, как выглядит). Я пока не за рулем, еще долго-долго ждать, но было бы интересно и в правду покататься на AUTOBIKE!

            Оценка статьи: 5

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 27 марта 2014 в 19:33 отредактирован 27 июля 2014 в 21:50

              Дарья Сахарова, за руль садиться поспешите, получить навыки вождения авто, всё-равно что научиться печатать на клаве в 10 пальцев. AUTOBIKE даже здесь в спецмагазине не продаётся. Не думаю, что Вам легко удастся порулить AUTOBIКом. Разве что заказать в Сети откуда-нить из Австралии.

              Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 27 марта 2014 в 03:09 отредактирован 27 марта 2014 в 03:16

    Максим, Вы наступили на мою больную мозоль. Спасибо за исторический экскурс о великах. Только великие велостраны - Китай, Голландия, Вьетнам, Индия и некоторые другие используют в полной мере возможности ехать на велике.

    На юге США хорошие условия для велотранспорта круглый год, но используются они удручающе мало - автомобиль избаловал, обленил пипл. В нашей магале (88дворов) только я активно, каждый день еду по трассе, а также за почтой.

    Надеюсь, Вы читали некоторые мои статьи о велике. Сейчас я вошёл во вкус и каждый день с удовольствием трачу час,20мин. - час,40мин. на велопроминаж. Я не смотрел фильм "Похитители велосипедов", но вспоминаю название, когда вижу по несколько детских великов, оставленных на ночь и угонов нет.

    Хотелось бы узнать о попытках использовать попутный и боковой ветер для движения велика. Кажется чего проще сделать что-то вроде павлиньего хвоста или зонтика, чтоб ловить попутный и под углом ветер? Прозрачный передний обтекатель тоже облегчил бы передвижение.

    Пока достаточно, надеюсь на отзывы в этот молчаливый сезон на ШЖ.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, я велосипед купил в 39 лет. До этого катался ещё в советское время на обычных велосипедах. Я живу в Воронеже, а у нас пробки огромные на дорогах. И велосипед помогает мне экономить (зарабатывать) в день до 88 рублей в день. Но, по правде говоря, в последнее время у нас и велодорожки появились, и велопарковки. То есть относительно хорошо стало.

      • Максим Мищенко, я удивляюсь, почему до сих пор не получил широкого распространения(использования) AUTIBIKE, оду которому в виде статьи ещё не поздно прочитать в ШЖ. Ведь эта штука по сравнению с "обычным" и Вашим нынешним великом, как столяр против плотника.

        Ехать на велике по пробковой дороге конечно не сахар, дыхалку напрягает. Позапрошлым летом мы побывали в курортном городке на Восточном побережье.Там я увидел, как выглядят обустроенные велодорожки и организован прокат великов.
        ...Я уже успешно провёл ходовые испытания очердной самоделки - велоприцепа, осталась доводка и покраска. Осторожно и не скоро обещаю фото. Это уже вторая модель. Покажу обе, которые "обе лучше".

        Оценка статьи: 5