Александр Смирнов Грандмастер

Боевая система: в чем ее отличие от комплекса приемов?

Понятием «боевая система» часто обозначают боевое искусство. Если говорить о боевом искусстве «вообще», то использование этих понятий как синонимов оправданно. Но все зависит от контекста.

Чем больше знаешь приёмов, тем ты продвинутее Nina Buday , Shutterstock.com

Позволю себе выразить сугубо личный взгляд на то, что есть «боевая система» в узком смысле. Сразу оговорюсь, что все люди разные. Одному удобно учиться так, другому иначе. Речь не о технике, а о методике. Не о том, чему именно учиться. А о том, как учиться для лучшего восприятия информации.

Сравним «боевую систему» и «комплекс приемов».

Различие здесь методическое. Условно говоря, можно выучить некий комплекс методов, применимых в той или иной ситуации. Эти методы могут допускать определенную вариативность; быть более или менее формализованными; но это некая «подборка» конкретных техник. Как иногда, характеризуя боевые системы, называют и число приемов в них. То есть это значимая характеристика, говорящая о разнообразии технического арсенала данного боевого искусства.

Сильно упрощая: чем больше знаешь приемов, тем ты продвинутее; тем разнообразнее твои действия.

Плюс этого подхода в удобстве контроля за процессом обучения. Освоил (естественно, не просто запомнил, а научился применять) комплекс действий — перешел на следующий уровень. Освоил весь арсенал школы — завершил процесс обучения.

В принципе, это удобно. Естественно, дело не ограничивается просто заучиванием приемов. Вы учитесь применять их в различных конкретных ситуациях; при сопротивлении противника; формируется требуемая манера движения. С освоением программы переходим к технике следующего уровня. И так далее.

Это удобно и для многих учеников, и для инструктора. Постепенность, поэтапность, ясность. Это важно! Многим удобно учиться приемами. Не зря же устоялось выражение «показать приемчик»!

А еще это удобно с коммерческой точки зрения. Можно «продавать» техники, переводя учеников с одного уровня на другой. И даже если вы занимаетесь не для аттестаций, все равно: хочешь узнавать новые техники — плати!

Нужно ли уточнять, что техники нередко искусственно нагромождаются? Вплоть до того, что в некоторых школах «свои» занимаются по совсем другим программам. Просто потому, что их нужно научить чему-то реальному, а не заработать.

Но до определенного этапа усваивать материал в виде приемов удобно. А потом удобно потому что привычно.

Мой очень субъективный взгляд состоит в том, что такое боевое искусство далеко не всегда можно с полным правом назвать системой. Просто потому, что… а в чем при таком подходе заключается «системность»? По крайней мере, методически система не очень видна. Или далеко не сразу. Или видна только инструкторам, без которых ученик дальше не продвинется.

В принципе, это нормально. Так всегда учились.

А есть другой подход. При котором ученику сразу дают куда больший «задел на будущее». Речь не обязательно идет о подготовке бойца-прикладника. Как раз сугубого практика бывает легче и быстрее натаскать на несколько простых техник «на все случаи», доведенных до полного автоматизма, до максимальных силы и скорости. Но чтобы идти дальше, нужен или инструктор, или серьезные способности к анализу и самостоятельной работе.

Я не хочу сказать, что обучение «приемами» с инструктором (а не самостоятельно) не требует интеллекта! Бокс, как говорится, не шахматы — тут думать надо! Думающему проще учиться и его проще учить. Но все же обучение приемами предполагает больший труд инструктора. Очень огрубляя, можно сказать, что дело ученика — точно воспроизводить движения наставника. А тот служит источником информации, то есть новых техник.

При другом подходе приемов как таковых нет. И каждый «новый» прием не так уж нов, поскольку существует в рамках единой системы движений.

Есть базовая техника. Как без нее? Есть тактические схемы. И ограниченный комплекс базовых движений, понятий, схем, на которых строится большинство конкретных техник. Базовый комплекс тоже не просто подборка движений. Как бы странно это ни казалось, в идеале он построен на единственном, основном движении!

Например, на круге, к которому можно свести всю базу. Пример: французское фехтование тростью, построенное на мулине — кругах, петлях, вращениях в разных плоскостях и переходах между ними. Отдельные элементы вычленяются, но в конечном счете это вариации круга. Тренируя многочисленные вращения, мы нарабатываем не столько приемы, сколько манеру движения.

Или на обычном шаге, самом естественном движении. Из шага прекрасно рождаются удары руками и ногами. Движения следуют друг за другом естественно, исходя из логики привычного нам шага.

А приемы нет необходимости заучивать. Они получатся «сами». Именно те, которые и заложены в логике движения.

Это важно! По большому счету, мы «просто двигаемся» привычным образом, реализуя это в боевых движениях. И при таком подходе приходится заучивать — но куда меньше. Заучиваем мы «свои» излюбленные коронки; базовые элементы; движения, которые даются плохо; отдельные приемы, не укладывающиеся в общую систему. Их может и не быть, но и добавить что-то к системе можно. Главное здесь — именно добавить, а не пытаться собрать все из разрозненных кусков по принципу «хороший приемчик».

Что это дает?

Повторю: мы «просто двигаемся», как привыкли, не пытаясь выполнять приемы. Те «сами» получаются. Там более защитные и атакующие действия равно рождаются из единого «движка».

И второе. Узнав основы, занимающийся может двигаться дальше сам. Оттачивать качество движений нужно, и лучше — под наблюдением инструктора. А вот конкретные техники заложены в самой базе. Остается только осознать это и актуализировать знания. По сути, освоив базу, мы уже получили основную часть технического арсенала школы. Даже если сами вы об этом пока не знаете…

Обновлено 5.05.2014
Статья размещена на сайте 4.05.2014

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Победу фехтовальщику из Голландии принёс укол, сделанный до соревнований.

    Оценка статьи: 5

  • Такое ощущение, что читаю Ю.Сенчукова

    Оценка статьи: 5

  • Александр Смирнов Александр Смирнов Грандмастер 5 мая 2014 в 19:27 отредактирован 5 мая 2014 в 19:28

    все так думают


    МУЛИНЕ
    (фр., от moulin - мельница). В фехтовальном искусстве: движение оружием вокруг себя, с целью отпарировать удары нескольких противников.
    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

    МУЛИНЕ
    франц. moulinet, от moulin, мельница. В фехтовальном искусстве: кругообразное движение оружием, с целью отпарировать удары нескольких противников.
    Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

  • французское фехтование тростью, построенное на мулине
    Даа, а для меня мулине - это нитки для вышивания. Век живи, век учись.