Дмитрий Шомин Мастер

Когда и почему бесполезен компас?

Для современного человека компас является символом навигации и ориентирования. Но еще с детства мы помним страшный рассказ про полагавшихся на него путешественников, попавших в Африку вместо Америки. И только муха цеце помогла им в правильном ориентировании. А многочисленные рассказы о смелых разведчиках, заброшенных на задание и погибших, потому что оказались не там, где хотели? А Бермудский треугольник, в котором самолеты, летая по компасу, оказываются совсем не там, где предполагали?

Приведу еще один интересный реальный рассказ реального судоводителя. Дело было в советское время, GPS и прочих радостей жизни тогда не было, приходилось обходиться своими силами. Плавал он по какому-то большому озеру. Там иногда пользуются навигационными приборами. Дело к ночи, сгустился туман, но он решил продолжить путь. Приборы есть, карта тоже. Шел всю ночь напролет. Утром рассвело, туман рассеялся. И оказалось, что за ночь он не сдвинулся ни на метр. Просто он благополучно уткнулся носом в илистый берег и рулил, рулил…

Немного истории

Изобретение компаса приписывают китайцам. Они много столетий его использовали, но не для целей навигации, а для ориентации своих построек. Это всем известный фэн-шуй. А само слово ориентация восходит к расположению строений в сторону востока. В Древнем Риме все постройки и участки земли были прямоугольной формы с ориентацией точно по сторонам света. Все видели планировки их городов, расчерченные на прямоугольники. И собственно понятие ориентации использовалось древними только для целей строительства.

Однако навигация была всегда, на протяжении всего существования человечества, десятки тысяч лет. А компас в навигации применяется всего несколько столетий. Это говорит о том, что существовали способы для перемещения на большие расстояния без знания направления на север. Об этом говорят и старые карты. Очертания берегов там могут быть искажены настолько, что с трудом узнаются. Тем не менее, этими картами пользовались и достаточно успешно, так как известно, что древняя логистика была не хуже нынешней, разве что не такая быстрая.

Навигационные приборы

Таким образом, мы видим, что главным в навигации является определение местоположения наблюдателя. И локальных ориентиров для этого более чем достаточно. В более позднее время начали определять местоположение сначала по солнцу, потом по звездам. Появлялись специальные навигационные приборы. Они измеряли углы возвышения солнца или навигационных звезд. Армиллярная сфера, как астрономический инструмент, появилась в 6 в. до н.э. Астролябия — во 2 в. до н.э. Потом были квадранты, октанты и, наконец, всем известный секстант. Идею его создания высказал еще И.Ньютон. Однако позже он был заново изобретен в 18 веке. Все эти приборы до второй половины 18 века позволяли вычислять только широту. А долготу научились вычислять с помощью хронометра. Современные способы определения местоположения появились в 1875 году. Точное определение местонахождения требует наличия сложных навигационных приборов, точных знаний и навыков проведения расчетов, а также наличия специальных таблиц. Рядовому пешему туристу все это недоступно, хотя бы из-за тяжести. А компас при этом может играть только вспомогательную роль при поиске навигационных звезд в пасмурную погоду, когда открыт только небольшой участок неба. Хотя по азимутам нескольких объектов (теоретически достаточно двух) можно приблизительно определить свое положение на карте. Но объекты должны однозначно идентифицироваться. А если мы находимся не на этой карте, то, увы…

Для целей геодезии используются еще более точные приборы, называемые теодолитами. Они позволяют производить точные измерения углов, а иногда и расстояний между местными ориентирами. Первые точные карты были созданы именно благодаря таким приборам. А компас играл вспомогательную роль в указании севера на карте. Да и то, с ошибками из-за неравномерности магнитного поля.

Современные способы ориентирования

На самом деле и сегодня многие способы перемещения, как по земле, так и по суше не используют никаких компасов. Самый наглядный пример — это то, как мы ориентируемся в городах. Большинство людей не теряется в поездке за границу, даже не имея никаких навигационных приборов, а имея кривую бесплатную схему города, взятую в отеле проживания. На этой карте обозначены местные ориентиры, такие как улицы с названиями, площади, реки, мосты и т. д. На карте они расположены более-менее в соответствии с реальным расположением, и этого уже достаточно, чтобы на месте точно определить свое местоположение и найти нужную дорогу. И никакого севера.

Точно так же мы поступаем, когда объясняем кому-то дорогу. Пройти прямо по улице, свернуть направо, у большого дерева свернуть в подворотню и спуститься в подвал здания, где написано «Здесь был Вася».

Таким же образом поступают и при судовождении по внутренним водным путям, то есть, рекам и озерам, а также при каботажном (прибрежном) плавании. Вдоль всех водных путей специальные службы создают специальную судоходную обстановку, которая включает в себя различные ориентиры. Например, маяки на берегах морей, бакены или створные знаки, показывающие направление. Каждая лоцманская карта в альбоме внутренних водных путей ориентирована по-своему. И если их все вытянуть одну за другой, мы увидим, что эта карта не будет иметь ничего общего с топографической картой реки. Аналогично с картами древних. Их карты не имели целью показать нам красивую модель Земли, они были ориентированы на прохождение определенных путей. Только и всего.

Летчики тоже при прохождении сложных участков маршрута полагаются чаще на радиомаяки и указания диспетчеров. При посадке пользуются визуальными знаками по типу створных на воде. Компас указывает только курс на прямых участках, когда надо из Европы не промахнуться в Америку. Тут и ветер не страшен, и Бермудский треугольник. На нужном участке пути диспетчер всегда подхватит.

Применение компаса

Однако с наступлением эпохи великих географических открытий удобнее все-таки стало использовать компас, так как ранние способы навигации использовали только локальные ориентиры, такие как маяки, скалы, очертания побережий. Открыватели новых земель пошли уже в открытое море, где не было местных ориентиров. Потребовался глобальный ориентир, и им стал север, на который указывает компас.

Однако этот глобальный ориентир использовался обычно с точностью до румба. Румб — это 32-я часть окружности. С большей точностью его применять не имело смысла. В последующие годы было открыто, что магнитный север расположен достаточно далеко от географического. Открыли также, что в разных точках планеты направление магнитной стрелки может сильно отклоняться от направления на магнитный полюс за счет местных магнитных аномалий. Для целей профессиональной навигации существуют специальные карты и таблицы, показывающие эти отклонения. У рядового туриста, так же как и первопроходца 15−16 века, такого не было. Поэтому и удовлетворялись румбом.

Но такой точности хватало. От португальских берегов доплывали где-то как-то до Бермудского треугольника, напичканного островами, и там, по островам как местным ориентирам добирались до места. Кто на юг, в Южную Америку, кто на север, в Северную. Однако, и тогда, и сегодня, использование магнитного компаса несет в себе большой риск. Так как сильный ветер или течение сбивают судно с курса. Особенно часто это случалось с самолетами в бермудском треугольнике до появления радаров.

Заключение

На показанных выше примерах ясно, что реальное точное ориентирование производится либо с применением локальных ориентиров, либо с применением точных знаний по глобальным ориентирам, таким как магнитный полюс, звезды и Солнце. Последние знания рядовому путешественнику практически не доступны. Компас в привычном для нас виде используется только для целей поиска протяженных ориентиров вне поля зрения, которые нельзя миновать при всех упомянутых выше проблемах. Также надо учитывать, что выдержать прямой путь практически невозможно.

Последнее время применяются методы спутниковой навигации. Однако это все — электроприборы. Надежность их не так велика как у компаса и человеческой головы. Да и привязка карт к их показаниям оставляет желать лучшего. Лучше всего они привязаны в часто посещаемой местности, где обычно и не нужны.

Удачи вам в поиске своего пути!

Обновлено 3.08.2016
Статья размещена на сайте 22.06.2007

Комментарии (53):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мой друг занимается установкой спутниковых антенн и для направления тарелки использует компас. Так вот. Ставил он тарелку на сарае рядом с домом, в котором стоит спутниковый тюнер. Рядом с сараем компас уверенно показывал на север, а на крыше сарая стрелка вертелась как угорелая. Пришлось на глаз выставлять.

  • Лично мне компас в основном совершенно не нужен

    и бесполезен, ибо не мореплаватель и даже не турист.

    Статья конечно очень интересная.. приступим.

    Приведу еще один интересный реальный рассказ реального судоводителя.

    Реальные правельные пацаны
    про свои интересные дела публично не рассказывают.

    Плавал он по какому-то большому озеру. Там иногда пользуются навигационными приборами.

    Впечатлило. Повидимому, это какое-то ОЧЕНЬ большое озеро,
    типа Байкал, если уж без навигации никак.

    Просто он благополучно уткнулся носом в илистый берег и рулил, рулил…

    )))
    Мож, этот Реальный Пацан набухался в одиночестве
    и просто вздремнул чуток?

    Таким образом, мы видим, что главным в навигации является

    Хмм.. и каким же образом мы это видим? Контекст настолько тонок,
    что почти не виден.

    Для целей геодезии используются еще более точные приборы, называемые теодолитами. Они позволяют производить точные измерения углов, а иногда и расстояний между местными ориентирами.

    Нитяной дальномер теодолита позволяет определять ОЧЕНЬ небольшие расстояния, применительно к созданию картографической продукции подобный дальномер бесполезен. Базисные расстояния измерялись цепями, мерными лентами, рулетками и стальной проволокой, прочие вычислялись методами триангуляции.

    Первые точные карты были созданы именно благодаря таким приборам.

    Первые более-менее точные карты (точность карт неоднозначный вопрос, требующий углубленного толкования) создавались при помощи другого прибора, именуемого кипрегелем.

    А компас играл вспомогательную роль в указании севера на карте. Да и то, с ошибками из-за неравномерности магнитного поля.

    Если говорить о ТОЧНЫХ картах, то компас при из создании не играл НИКАКОЙ роли. Осевой меридиан определялся астрономическими методами.

    Летчики тоже при прохождении сложных участков маршрута полагаются чаще на радиомаяки и указания диспетчеров. При посадке пользуются визуальными знаками по типу створных на воде. Компас указывает только курс на

    Повидимому, речь идет о ГИРОКОМПАСЕ, применяемом когда-то в т.ч. и летчиками ("полагаются" и "пользуются" - это вроде как наши дни? Гирокомпас и компас, кроме некоторого созвучия, ничего общего не имеют.
    Не исключаю, впрочем, что и ныне можно отыскать отважного летчика, пользующего в целях навигации старенький простой компас.

    У рядового туриста, так же как и первопроходца 15-16 века, такого не было. Поэтому и удовлетворялись румбом.

    Рядовые туристы и первопроходцы вполне могли удовлетворяться, и удовлетворялись, не только румбом.

    Для этого им достаточно было ДО начала путешествия откомпарировать по четким ориентирам на местности и на карте склонение магнитной стрелки, и пожалуйста - наслаждайся точностью, определяемой ценой деления шкалы компаса.

    Последнее время применяются методы спутниковой навигации. Однако это все - электроприборы. Надежность их не так велика как у компаса и человеческой головы. Да и привязка карт к их показаниям оставляет желать лучшего.

    Фразу про надежность прачетал 2 раза но мысли в ней не обнаружил.
    О привязке карт - как привяжете, так и попутешествуете.

    Резюме.
    Статья сумбурная, с 5-го на 10-е, но четверочку поставил - уж больно тема хороша.

    Кста, про заголовок - например, домохозяйкам и многим другим лицам компас бесполезен - ВСЕГДА. Почему, спросите? да по кочану.

    Удачи всем в путешествиях! и всегда
    возвращайтесь.

    Оценка статьи: 4

    • Спасибо за комментарий. Также за то что поддержали основную мысль статьи. Совершенно атдельное спасиба за арфаграфию. Пачерпнул для себя многа новава.

  • А ОНО мне в ответ "Уже голосовали - "5"

    Оценка статьи: 5

  • + мои "5"

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо. Просто очень интересная статья. Название ИМХО содержанию не совсем соответствует, но статья явно на 5.

  • А я так и не понял - когда именно БЕСПОЛЕЗЕН компас?

    Я думал, что в статье будет рассказано, когда компас применить невозможно, например, на какой-нибудь свалке металлолома или на металлургическом комбинате.

    Название статьи некорректно. Ближе к сути - "Когда нецелесообразно пользоваться компасом"?

    Ясное дело, что когда у тебя есть карта города, компас не нужен.
    Но посвящать этому целую статью.... Ну, Бога ради..

    • Дмитрий, искренне рад, что вы проявили интерес к моей статье. Думал уж и не свидемся.

      А когда бесполезен компас? Дак в статье ж написано. Он бесполезен всегда, за исключением тех случаев, когда небесполезен. А бесполезен всегда. А те случаи, когда он полезен приходят только с опытом.
      А ориентироваться лучше без компаса, да и без карты, так как в экстремальном случае обычно ни того, ни другого.

      • Не согласен с тем, что ориентироваться лучше без карты и компаса. В таком случае процесс ориентирования ещё сложнее, чем правильное их использование.
        Компс бесполезен, если не знать элементарных правил его применения - например пытаться взять азимут, находясь в кабине машины или вездехода (уверяю вас, такие чудаки существуют); если находиться в районе с сильным магнитным полем (магнитная аномалия, об этом упоминалось в комментариях) или рядом с сильным электромагнитным полем - например рядом с линией высоковольтной электропередачи.
        В высоких широтах при Северном сиянии. Ну и ещё в некоторых не очень многочисленных случаях.
        И большой опыт - не такое уж необходимое условие; нужны элементарные знания.
        Кроме магнитного склонения (о чём упоминалось в статье) существует ещё сближение меридианов и их для данной местности необходимо знать.
        В спортивном ориентировании (а тем более ночном) без карты и компаса вы - слепой котёнок.
        В профессиональной деятельности (например в геологии) в маршруте компас необходим не только для оринтирования; он нужен также для привязки обнажения (выхода горных пород на дневную поверхность) при помощи 2-х засечек (азимутов) по заметным ориентирам на местности. Это необходимо для того, чтобы другие при необходимости смогли найти описываемое. Кроме того он необходим для замера характеристик залегания пластов горных пород (азимута падения или азимута простирания, угла падения пласта - геологический компас обладает такой возможностью).
        Так что говорить, что компас почти всегда бесполезен - несколько преждевременно. Компас используется и достаточно широко.
        Просто нужно знать где, когда и как.
        А статья действительно интересная и полезная. Даже для того, чтобы показать, что вопрос не так прост.

        • Да, кстати, Гали, я про азимуты и привязку писал в статье.
          А за остальное спасибо. В геологии я профан.

          • Просто я хотел акцентировать внимание на том, что компас всё ещё нужен. А примеры привёл из областей мне известных - спортивным ориентированием занимался в юности, а в геологии долго работал профессионально.
            Простому человеку - да, компас не очень то и нужен, но есть области, где он необходим. Несколько примеров я привел (в дополнение к указанным в статье).
            А подробно описать области применения компаса в популярной статье - согласен, не возможно.

            • Я так и поянл, что вы выдаете пофессиональные тайны. Еще раз спас ибо.
              Компас простому человеку действтительно не нужен. Хотя подавляющее большинство людей прекрасно ориентируется. А вот наличие карты и компаса почему-то многих дезориентирует.
              А в некоторых случаях они просто бесполезны и не потому, что аномалии и проч, а потому что их не видно. Оказался я один раз ночью за городом по сложившимся обстоятельствам. Ни луны ни света. На небе тучи, слава богу не сплошные. И если б не мое ориентирование на небе, вечерняя прогулка обернулась бы ночным приключением. Так что ориентироваться в небе надо все-таки каждому. Хоть раз в жизни да пригодиться.

        • Гали, совсем вы меня расстроили. Оказывается, я ничего не знаю про геологический компас. Будете рассказывать - или нам, невеждам. самим искать?
          Дмитрий! Почему допустили такой пробел в нашем образовании?!!!

          Оценка статьи: 5

          • А зачем вам геологический компас? Да и вообще зачем вам компас? Я тоже в детстве научился разным прибамбасам. ОДин раз пришлось по звездам выходить. Ну и что? А геологического компаса не было с собой. А если б был? А вдруг там рядом свалка металлов различных? Или болотное железо? Для нормального человека компас дополнительное, а не основное средство. А для профессионала, конечно. Ориентируйся не хочу. И я про это писал.
            А то что про геологов не писал, так у меня всего один геолог знакомый и тот программист. ПРишлось бы еще несколько статей писать про каждую профессию, да про компас в ней. Геологи, картографы разные. МНого их, а я один.

            • Угу, я уже посмотрела на картинку и успокоилась. Ничего особенного. Овраг с обнажениями в округе только один, и он мне нужен только чтоб фотографировать или зимой на лыжах. Так что вопрос снимаю

              Оценка статьи: 5

    • Дмитрий, не относитесь к этому слишком серьезно. Хотя - по свалке металлолома с компасом - эта идея дорогого стоит!
      Я искренне благодарна Дмитрию Шомину и Владимиру Мао за то, что они разбудили во мне интерес к компасам. Один - рекомендациями по их применению (второй), другой - советом им не доверять(ся) Мне так понравился компас на картинке к статье второго автора, что именно такой же я и отыскала для себя. И поняла, что компас - великолепное дамское украшение.

      Оценка статьи: 5

  • Статья во имя статьи

    Мне нравятся ваши статьи, но они больше сбивают с толку, чем
    оказывают помощь. И я оцениваю их на отлично, пишите хорошо.

    Это вторая статья с которой я ознакомился, первая о
    программировании у меня аналогично вызвала кучу сомнений.
    Разыщу ее и оставлю там порцию.
    Вопрос Люба Мельник ваш штатный оппонент?
    На форумах, где существует модерация, такие комментарии
    считаются флудом.
    Конечно ,я поинтересовался, и мне известно, что вы рекомендуете
    ее, а она рекомендует вас. Дуэт у вас неплохой.

    Пример того, что ходок на лодке , целую ночь не сумел определить
    что вообще происходит некорректный.
    Становится ясно, что вам никогда не довелось практически ходить
    на лодке при нулевой видимости.

    Дополню для сведения, в темноте на моторке вы своим нутром
    почувствуете без всяких приборов даже тот момент, когда у вас
    откажет помпа охлаждения двигателя. Любое увеличение нагрузки ,
    любое соприкосновение днищем тем более.

    Оценка статьи: 5

    • Ну зачем же так-то прям.
      Я бы советовал вам все-таки внимательнее читать, а уж потом излагать. Я не рекомендую Любу Мельник. Она статей не пишет, она их комментирует.
      Ходок на лодке не был ходоком на лодке. У меня написано СУДОВОДИТЕЛЬ. Он не ходил на моторке. Он по молодости ходил на судах грузовых. А нутро видать еще не выработалось. А я не судоводитель и на лодке в нулевую видимость не плавал бы, в силу описанного примера.

      • Прошу понять меня правильно

        Дмитрий, комментарии вам пишу о замеченных неточностях
        с моей каланчи с одной целью чтобы ваши статьи были лучше,
        хотя мне они и так нравятся.
        Статья про уксус оказывается была первой из ваших, которую я
        прочел. Понравилась. Но я тогда еще оценки не ставил и в коменты
        не писал.
        А билет СУДОВОДИТЕЛЯ я получал давно, называется
        Судовой билет маломерного судна, т.е. мотолодку.
        Термин один что для любителя , что для профессионала, суть конечно
        разная. А в водно-водительских правах у меня сразу поставили штампик:" Работать по найму
        не может". (Еще бы написали : не хочет)
        На судне метров тридцать длиной, водоизмещение не знаю, типа
        буксир, экипаж четыре человека. Однажды пришлось воткнуться в берег. Судоводитель бухнул винца.
        С трудом удалось ему отчалить, он развернулся и пошел в обратную
        сторону с большим скрипом удалось его убедить вернуться к
        первоначальному направлению. Какой уж тут компас. И смех и грех.

        Оценка статьи: 5

        • ДА я првильно все понимаю, не переживайте. За интерес большое спасибо. Просто рекомендую вам читать внимательнее. Уж хотя бы Мою страницу.
          А про судоводителей не знал. Спасибо за информацию. Я думал это выпускники факультета такого, а не байдарочники. Хотя это совершенно правильно, чтоб все знали и имели "права".
          А спьяну можно и не такое сделать. Мосты сносят, что уж там. А вот если на самом малом, да в трясину, да при полном отсутствии видимости... Думаю проблем нет. МОжно рулить и дальше. Даже буксир - не моторка. А компас им (моторкам, да и побольше кому) вроде как и не нужен обычно. Успевай тока на створные знаки и проч ерунду поглядывать, да поворачивать то и дело.

    • Я внештатный болтун по всем вопросам. Интересно будете писать - буду трепаться с вами Могу петь и в других ансамблях, любого состава
      Следом за вами отправляюсь в комменты к статье о програмимровании

      Оценка статьи: 5

      • Какая тема для вас представляет интерес?

        Хочется знать, что вас лично очень интересует: тема кратко. Лучше
        одно слово, а то вы способны.

        Оценка статьи: 5

        • Одним словом - может быть непонятно и обидно.
          Вот я вас уже проанализировала - вы склонны невнимательно пробегивать реплики собеседника, понимать это сугубо "по-своему", приписывая порой оппоненту и то, что он не говорил - и уже беседовать с этим новым оппонентом - когда он "облагорожен" вашим вымыслом.
          Ваш заказ на "тему кратко" не принимаю. Повторю условие контакта: "Интересно будете писать..."

          Оценка статьи: 5

  • :о/

    Ну, компас много когда бесполезен... в наше-то время !
    Компас - представитель давних времён, и как бы сказал старина Сид Мейер - Знание "электричества" отменяет знание "Компас". Один приятель рассказывал смешную историю: Пошёл он в лес с компасом. Решил идти туда - по красной стрелке, обратно - по чёрной. Худо-бедно, на дорогу выйти можно... Пошёл он, пособирал там что-то наверное... я не помню, что он в лесу забыл... Короче, через какое-то время сел у него мобильный телефон.
    Но беда не приходит одна - компас, почуяв, что хозяину звонить о помощи некуда, изменил показания!!! Хорошо, что у него хватило ума включить телефон и за те пять-десять секунд, что он проработал, перед тем как снова вырубиться, отметить, куда показывает стрелка при включеном телефоне.
    После того случая он чувствует себя настоящим путешественником.

  • 5.

    Оценка статьи: 5

  • А у нас Петроградская сторона,начиная с Петропавл.крепости,была при Петре неправильно соориентирована.Ошиблись ребята.И наши дома стоят наискось, и церкви тоже.Наш север на самом деле - северо-восток.Но ничего,живем. 5

    Оценка статьи: 5

  • У нас в Верховажском районе компас бесполезен, т.к аномальная зона! Об этом собираю материал - скоро напишу!

    • Будет интересно почитать. Я в аномальных зонах никогда не был.

      • Отсылаю коллегу туда в отпуск со спецзаданием - поподробнее все выяснить
        Главное мероприятие в подготовке к поездке - купить красные штаны из плотной ткани. Там комары стррррашные. Красные - чтобы если в лесу потеряется, ориентируясь с пом. компаса, - спасатели б нашли.

        Оценка статьи: 5

  • в магазине на днях видел зажигалку газовой плиты. С компасом на ручке.
    много думал

  • Прочитал с интересом. 5.
    Хотя практически мне всё это вряд ли когда пригодится.

    Оценка статьи: 5

  • А что это за штучка на фотке?

    Оценка статьи: 5

    • Секстант, надо написать. Забыл.

      • О, значит вот с такой штуковиной развлекались мичманы на кораблях под водительством Хорнблауэра в романах Форрестера...

        Оценка статьи: 5

        • Эх, черт. чукча ж писатель. Не могу разговор поддержать. Штука довольно здоровая может быть и тяжелая. В нее еще что-нибудь наливают для искусственного горизонта. А в современный может быть всунут и гироскоп.

          • Ну, если почитать Форрестера - может и чукча-писатель на такие темы напасть! Как эти капитаны на парусниках парусами управляли, а? Я только после этих книжек поняла, зачем людям тригонометрия!
            А снаряжение парусника, а размещение грузов! А вооружение этих парусников - ведь то ж боевые корабли, а техника стрельбы!

            Оценка статьи: 5

            • Да, что тока люди не придумают, чтоб уничтожить себе подобных. Вся наука от того происходит. А вот с парусами , честно говоря, не приходилось общаться. А жаль.
              Да, кстати, капитаны парусами не управляли, у них должны были быть помощники грамотные, штурманы разные для прокладки курса. Капитан - представительская должность. Хотя должон быть грамотный. А то этим помощникам доверься. Все паруса разворуют.

              • Да! Представительская! А на трибунал кого приглашали, ежели корабль сдал или потопил?
                Решение принять в сложных ситуациях - а их у боевых кораблей было сколько угодно - всегда было делом капитана. В бою командовал судном только капитан.

                Оценка статьи: 5

                • Но не парусами ж! Там их стока, что сам черт ногу сломит. Не зря капитан Сильвер был безногий. Сам пытался парусами командовать. А на трибунал кого? Зиц-председателя!
                  А я и не говорил, что он должен быть безграмотный. ТОлько сложная ситуация - это сложная ситуация. А рутина - это рутина.

                  • Сильвер - не капитан, а кок, у Флинта был, кажись, квартирмейстером, если не ошибаюсь. Был он одноногим. Командовать парусами не мог - потому они так долго офицерство терпели, что ни навигации, ни судовождения путем не знали, сами бы до места не дошли.
                    А трибунал у них, у британских моряков, собирался оч. часто по любому поводу, и рассуждали там по самым разным случаям - от сдачи кораблей до серьезных нарушений внутрикорабельной дисциплины. СОбирался трибунал где попало - лишь бы был флагманский корабль с адмиральским флагом.

                    Оценка статьи: 5

                  • И парусами он командовал. ОН их все знал!
                    Вот - это из книги Патрика О`Брайена (по одной из книжек - фильм "Хозяин морей". капитан - Джек Обри:
                    "Увидев, что судно стало похоже на военный корабль, и решив, что наступил подходящий момент, Джек скомандовал:
                    — К повороту…
                    — Есть к повороту.
                    — Руль помалу на ветер, — негромко бросил капитан рулевому, затем громким, четким голосом добавил: — Руль на подветренный борт. Отдать фор стаксель, фортоп булинь, стаксель.
                    При этом наполненные ветром передние паруса обмякли и повисли. «Поликрест» стал описывать пологую кривую в направлении ветра.
                    — Передернуть шкоты и паруса.
                    Все было готово к решающей команде, по которой реи совершат поворот; все было спокойным и неторопливым, как длинная кривая, которая рассекала серый, вздымающийся, бесформенный мир. Времени хватало с лихвой. И это хорошо, подумал Джек, наблюдая за тем, как матросы перетаскивают паруса через штаги".
                    Британцы - писатели, авторы таких истор. романов - оч. точны в деталях.

                    Оценка статьи: 5

                    • МОжет у того капитана помощьников не было? Почем я знаю. Я ж еще раз говорю, что капитан не был необразованным. А если судно реально большое, так он просто скомандовать не успеет, что куда вешать.

                      • Он командует не одним матросом и не одним парусом. За каждой мачтой, за каждой группой парусов закреплены определенные группы матросиков.
                        Смотрите же, как он команды отдает. Он управляет не людьми, а кораблем.
                        Выучка была невероятная, что и обеспечивало мастерское маневрирование. Они ж в плаванье постоянно тренировались - но в управлении парусами, но в прицельности или ритмичности стрельбы. А когда кораблики в строю - они тоже постоянно отрабатывали согласованность действий. Как и чтение сигналов...

                        Оценка статьи: 5

                        • Конечно, матросами командует боцман. На большом корабле и не один. НО боцман - просто транслятор команд. А на военном корабле надо боцманами младшие, старшие офицеры, помощники и тока потом капитан. БОльшое парусное судно можно сравнить с Титаником. Оно, конечно не было таким большим, но по управлению было еще более сложным.