Евгения Илюшина Профессионал

Жонглирование - это спорт или искусство? Десять необычных вариаций жанра

Сейчас жонглированием как цирковым искусством никого не удивишь. А между тем занятие это было известно в мире еще в древности.

Deborah Kolb, Shutterstock.com

В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Было это за 2000 лет до нашей эры. Древнегреческий историк Ксенофонт писал о сиракузской танцовщице, жонглирующей 12 обручами, а китаец Лан Цзы умел обращаться с семью мечами одновременно. Предмет жонглирования храбрый китайский воин выбрал, конечно, не случайно. В трудах, написанных в 770−476 годах до нашей эры, рассказывается, как перед битвой китайцы показывали врагу свое искусство жонглировать оружием, тем самым прекращая конфликт еще до его начала.

Интересна судьба этого искусства в средние века. В то время в Европе жонглировать стали разными предметами: курительными трубками, кубиками, обручами и тарелками, но тех, кто умеет это делать, стали преследовать как колдунов, так как это не вписывалось в каноны христианской церкви. Только к концу XVIII века, с появлением первого настоящего цирка, жонглирование было, наконец, «узаконено».

Сейчас умельцы что только не подкидывают в воздух. Мячи, кольца, тарелки, палочки, булавы, цилиндры, бильярдные кии и даже канделябры. Предметы бросают вверх, отбивают об стенку, перебирают ногами и всем телом. В жонглировании ставят немыслимые рекорды. В 2010 году в парке Поттерс-филдс в Лондоне жонглер Мерлин Кадоган, задержав под водой дыхание, в течение 1 минуты 20 секунд жонглировал тремя предметами. А в Китае в этом же году американец Эрик Клекер жонглировал тремя предметами 5 минут 45 секунд, повиснув вниз головой. На сегодняшний день существует несколько сотен жонглерских клубов, созданы Международная ассоциация жонглеров и Всемирная Федерация Жонглирования. В рамках этого искусства проходят различные соревнования.

Однако в этом жанре есть и другие, менее известные направления. Некоторые их них являются самым настоящим видом спорта, другие имеют целью развлечь публику или собрать деньжат, или и то, и другое вместе. Остановимся на этом подробнее.

Итак, десятка необычных видов жонглирования:

1. Флейринг — жонглирование бутылками и стаканами при приготовлении коктейлей в работе бармена. Зародилось в Америке, с развитием питейной индустрии, для привлечения клиентов. Слово «flairing» состоит из двух частей: «flaire» — летящий, «ring» — круг. Флейринг делится на два направления: рабочий флейринг, при котором используется барный инвентарь, и шоу-флейринг — свободный стиль, при котором можно приготовить все инструменты и ингредиенты заранее и при этом использовать музыку и костюмы.

В Россию флейринг пришел сравнительно недавно, но наши умельцы уже успели прославиться за рубежом. В ноябре 2003 года в Севилье прошел конкурс Международной ассоциации барменов, где московский бармен Александр Родоман завоевал 1-е место в этой номинации, обойдя американцев, англичан и итальянцев.

2. Жонглирование кендамой (перевод с японского: «кен» — «штырь», «тама» — «шар»). Кендама — это японская игрушка, состоящая из рукояти, похожей на молоток, двух чашек (лунок) и шара с отверстием, привязанного к рукояти веревкой. Задача игрока — так манипулировать шаром, поочередно перебрасывая его с лунки на лунку, чтобы насадить его на штырь. Думаете, это просто? Недавно в Японии вышла книга об игре в кендаму, где описывается порядка 30000 возможных комбинаций!

Турниры с кендамой проходят во всем мире, в том числе и в России, а в Японии, например, победа в таком соревновании сулит счастливцу не только признание в спорте, но и в карьере. Японские работодатели считают, что хорошо играющий в кендаму человек терпелив и стоек, а это для японского работника самое важное достоинство.

3. Жонглирование йо-йо и диаболо. Йо-йо — игрушка, состоящая из двух одинаковых дисков, соединенных осью, к которой крепится веревка. При броске веревка разматывается, и игрушка возвращается к игроку, за счет чего можно совершать разные манипуляции. Помимо классического «лупинга» с частыми бросками, можно выполнять трюки из серии «слип» — когда игрушка вращается на конце размотанной веревки.

Диаболо похоже на йо-йо, только гораздо больше размером, а веревка на нем закреплена палочками. Жонглер, как можно сильнее раскрутив игрушку, ловит ее на нить, заставляя диаболо скользить по ней. Со стороны это выглядит так, как будто диаболо перекатывается по всему телу жонглера, поэтому зрители, наблюдающие за игрой, часто восклицают: «Как? Как он это делает?»

4. Воллейклаб — это уже не просто жанр искусства, это командный вид спорта. Как видно из названия, воллейклаб объединяет в себе волейбол и жонглирование булавами, здесь вместо мяча через сетку перекидывается булава. Причем помимо общей булавы, каждый игрок имеет и свою.

Правила здесь такие. Чтобы поймать общую булаву, игрок подкидывает одну из своих булав и начинает жонглировать тремя булавами — двумя своими и одной общей. Далее он бросает общую булаву, продолжая держать две своих в руках. Жонглирует только тот игрок, в руках которого находится игровая булава. Так же как и в волейболе, до игровой булавы можно дотронуться не более трех раз, после этого ее надо перебросить через сетку.

5. Жонглирование гирями, или, как его еще называют, силовое жонглирование, тоже относится к спортивным дисциплинам, оно очень развито в нашей стране, родине былин о богатырях. Жонглировать можно одной или двумя гирями разного веса — 16, 24 или 32 кг, одному или с партнером, с открытыми или закрытыми глазами. Профессионалы советуют выполнять достаточно высокие броски, с полной амплитудой движений. При этом рядом с бросающим должно быть много свободного места, поэтому тренироваться и оттачивать мастерство лучше всего на улице, но помнить, что от частых ударов гири приходят в негодность. Для занятий в зале площадку для жонглирования лучше застелить двумя слоями гимнастических матов.

Осваивая силовое жонглирование, спортсмен укрепляет не только мышечную систему, но и силу запястий и пальцев, при этом улучшается координация движений, развивается ловкость и выносливость.

6. Не так известно боевое жонглирование, где каждый игрок имеет три булавы, но его задачей является не столько жонглировать своими, сколько выбить булаву противника. Во время этого необычного действа игроки перемещаются по полю, а подойдя к противнику, начинают так выстраивать схему жонглирования, чтобы одна из его булав упала на поле. Это очень сложно сделать, ведь умышленно касаться противника нельзя. Победителем игры является тот, кто последним остался на поле с полным набором булав, не обязательно своих.

7. Джогглинг — это жонглирование предметами на бегу. Сочетание слов «juggling» (жонглирование) и «jogging» (бег трусцой) образует слово «joggling» (джогглинг). Первым попробовал сочетать бег с жонглированием американец Билл Гидаз в 1979 году. А абсолютный рекорд в этой области принадлежит Оуэну Морсу. В 1988 году, жонглируя пятью предметами, британец пробежал 100 м за 13,8 секунды.

8. Для жонглирования можно использовать пои, что чаще всего используется в фаер-шоу. Пои представляют собой пару шариков либо фитилей на веревках или цепях, которые вращают, беря за другой конец веревки. Пойстеры обычно используют ярко окрашенные пои, во время уличных или цирковых шоу они создают в воздухе красивые фигуры — как просто геометрические конусы, так и целые огненные картины, такие, например, как крылья дракона.

9. Контактное жонглирование — это магия взаимодействия прозрачных шариков и человека. Во время этого красивого действа жонглер перекатывает шарик по всему телу, удерживая баланс, выглядит это так, как будто шарики парят в воздухе. Такой интересный эффект достигается за счет акрила, материала, из которого изготовлены шары: он прозрачный. Поэтому самого вращения шариков не видно — кажется, что они то зависают в воздухе, то воспаряют к небу, то перекатываются по телу и ладоням мастера.

Контактное жонглирование зародилось в 80-х годах XX века в Америке. Мастер сценических постановок Майкл Моушен собрал воедино разрозненные формы этого вида искусства, выработал общие принципы и идеи. Именно ему принадлежит идея преобразования циркового шоу в гипнотический концерт, получивший впоследствии признание во всем мире.

10. И, пожалуй, самым тяжелым видом жонглирования можно назвать органический вид. В него входят все виды жонглирования, а усложняется это еще и танцем.

Как видите, на сегодняшний день жонглер — это не только настоящий профессионал, умеющий манипулировать несколькими предметами одновременно, но и человек, превративший это занятие в спорт и даже в искусство.

Статья размещена на сайте 17.02.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: