• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Что общего между фотографом и стрелком?

Да, да! Именно фотографом и стрелком, как бы странно не звучало это сравнение.

Побуждением к написанию этой статьи явилась фраза: «Смотрите — он словно стреляет!» — брошенная одним человеком фотографу.

Увлекаясь в течение множества лет любительской фотографией, я даже не задумывался, что для качественного снимка необходимо использовать приемы, которые использует стрелок.

Но годы службы в Советской Армии и занятия по стрельбе из различных видов оружия, как ни странно, наложили отпечаток и на мое искусство фотографирования. Служба осталась в истории тридцатилетней давности, а вот часть общих приемов стрельбы, приобретенных за годы службы, я по сей день использую в фотографировании объектов.

Каждый фотограф желает получить четкую фотографию достаточной глубины резкости, а каждый стрелок желает получить отличный результат, попадая в цель.

Фотограф, выбрав экспозицию, как и стрелок, после выбора объекта должен учесть погодные условия. Для обоих это значимый фактор.

Один должен настроить выдержку, диафрагму и определить расстояние до снимаемого объекта, другой должен настроить прицел, для чего должен определить расстояние до объекта стрельбы. Для фотографа от точности выполнения данных мероприятий будет зависеть точность глубины планируемой и полученной резкости. Для стрелка — точность попадания.

Также фотографу и стрелку необходимо обеспечить достаточную устойчивость своего тела. Для чего используются соответствующие стойки с расставленными ногами либо другие способы: упор в рядом стоящий объект (дерево, стена, забор или др.), упор в почву либо покрытие — в положении лежа, и много других способов.

Теперь подходим к основной части при работе с инструментом — нажатие на спуск. Фотограф, как и стрелок, должен плавно нажать на спусковую кнопку. С той лишь разницей, что стрелок плавно нажимает на спусковой крючок. Причем обоим необходимо нажать так, чтобы инструмент (фотоаппарат или стрелковое оружие) остались в состоянии покоя, не дернулись. У обоих для выполнения этого условия должен использоваться один и тот же прием управления собственным дыханием.

Известно, что, когда человек дышит, то его тело производит колебания в такт вдохам и выдохам. Это связано с расширением грудной клетки при наполнении легких воздухом и, соответственно, обратному процессу при выдохе. Следовательно, если во время нажатия на кнопку фотоаппарата или спусковой крючок стрелкового оружия мы будем дышать, то снимок, как и выстрел, будет «смазанным».

Чтобы обеспечить точность, нужно выполнить ряд простейших правил по управлению дыханием. Управление дыханием сводится к остановке (прерыванию, затаиванию) дыхания. Здесь немаловажное значение играет сам момент, в который будет произведено прерывание дыхания. Лучшего результата добьются фотограф и стрелок, если они затаят дыхание на полном выдохе и при этом плавно нажмут свои заветные кнопки или спусковые крючки.

Из этого небольшого по объему рассказа видно, что фотограф и стрелок, желая получить хорошие результаты, используют общие приемы: по выбору и оценке объекта, выбору расстояния, выбору положения тела, управлению дыханием, нажатию кнопки фотоаппарата или спускового крючка.

Статья опубликована в выпуске 16.11.2007
Обновлено 26.11.2007

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сравнение охотника со стрелком звучит ничуть не странно.
    Уже много десятилетий существует понятие фотоохота. И фотоаппараты с длиннофокусными объективами и прикладами продаются уже давно.
    А статья полезная. 5.

  • Мы какой фотоаппарат у фотографа имеем в виду? Зеркалку 80-х?
    Если ставить целью изготовить один снимок - да, сравнивайте со снайпером. Но что это за снимок, что за нетленка?
    Современная фототехника, и мыльницы, и проф. аппараты, позволяет обходиться без этой настройки ф/аппарата в момент съемки. Да и неудобно это! Натура исчезнет, пока вы прицеливаетесь, определяете выдержку и все прочие параметры. Встроенный экспонометр сделает все за вас. Зачем, если я, зная цель съемки, условия съемки, могу заранее программировать фотик - а на натуре лишь щелкать! Снимают чаще всего ведь в репортажном режиме, значит, задача - не ходить вокруг некоей неподвижн. модели, а снимать и снимать, лишь в самом общем смысле имея в виду будущий снимок. Конечный отбор будет делаться уже при анализе результатов съемки.

    • В части современной техники и зеркалки 80-х смогу Вам возразить.
      Да, сегодня действительно практически во всех камерах и фотоаппаратах есть автоматический режим.
      Но позвольте - попробуйте с этим автоматическим режимом получить четкий передний план и смазанный (расплывчатый) задний план. Увы, не получите. Этого можно достичь только в ручном режиме, умело манипулируя выдержкой диафрагмой и расстоянием. В данном случае не важно, какой у фотографа фотоаппарат: Зенит – Е 80-х, либо цифровая камера FinePix Sxxxx.
      И если задачей фотографа было поставлено сфотографировать объект переднего плана, а сзади стоящую елочку с красивыми шарами смазать так, чтобы шары расплывались, то никакой конечный отбор не спасет фотографа от поражения, если он воспользовался автоматическим режимом съемки.

      Оценка статьи: 5

      • Хотелось бы уточнить - о чем мы говорим, когда говорим об автомат. режиме? Наставил объектив на объект, щелкнул - и все?
        Даже при автомат. режиме регулировать глубину резкости несложно - у многих цифр. аппаратов есть возможность точечной фокусировки на определенном объекте. Достаточно знать возможности своей техники, чтобы получать хорошие результаты.

        см. выше: я, зная цель съемки, условия съемки, могу заранее программировать фотик

        Кроме автоматического - у многих ф/аппа. есть возможность программировать ф/аппарат заранее, имея в виду цели съемки.

        И, наконец, кроме всего прочего, как при работе с пленочными аппаратами широчайшие возможности открывались при печати - так сейчас гораздо большие возможности дает последующая обработка снимка в специализир. программах.

        • «см. выше: я, зная цель съемки, условия съемки, могу заранее программировать фотик» - никогда заранее нельзя знать, что произойдет и когда, даже если знаешь цель.

          Пример.
          Моя цель лебеденок и лебедушка, которые находились на острове в метрах 50 от меня. Однако, лебеденок сидел где-то за лебедушкой или под лебедушкой. Когда он соизволит выйти и на какое время из своего теплого укрытия никому не известно.
          В ожидании пришлось провести около тридцати минут. Был всего лишь один снимок в считанные секунды, на второй парочка не позировала. По причине большого расстояния до объекта, снимок снимался с 13 кратным увеличением. При съемке необходимо учесть композицию. Упаси фотографа подрезать хвостик, либо показать воду с обрезанным отражением грациозной птицы. При работе с таким увеличением чрезвычайно важна устойчивость камеры. В этом случае фотографу обязательно потребуются именно перечисленные в статье приемы.

          Вашу фразу: «И, наконец, кроме всего прочего, как при работе с пленочными аппаратами широчайшие возможности открывались при печати - так сейчас гораздо большие возможности дает последующая обработка снимка в специализир. программах.» - прокомментирую так:
          Обработка в специализированных программах это другая тема. Обработку в других программах можно сравнить с рыбалкой и покупкой рыбы. Можно пытаться на озере поймать красивую, крупную рыбу. Однако, на сегодня есть сеть магазинов, где ее гораздо проще выловить и обойдется она дешевле.

          И наконец, обращаясь к началу вашего коментария: «Хотелось бы уточнить - о чем мы говорим...». - Осмелюсь напомнить, что статья называлась "Что общего между фотографом и стрелком?". Последнее довольно подробно расписано в статье.

          С уважением, Казимир

          Оценка статьи: 5

          • Что ж мы получсаем, если беремся за некорректное цитирование?

            И наконец, обращаясь к началу вашего коментария: «Хотелось бы уточнить - о чем мы говорим». - Осмелюсь напомнить, что статья называлась "Что общего между фотографом и стрелком?". Последнее довольно подробно расписано в статье.

            - Меж тем, вырвав часть фразы в качестве цитаты, вы исказили смысл моих слов, у меня:

            Хотелось бы уточнить - о чем мы говорим, когда говорим об автомат. режиме?

            Об автомат. режиме начали говорить именно вы - см. выше. В моем начальном комментарии об этом - ни слова. Я говорила о возможности программировать функции аппарата.

            Использование, напрмиер, масок, передержки или недодержки при печати вы тоже сравните с покупкой рыбы? Может, и спец. проявители тоже сродни рыбе магазинной - что ж тогда рыбалка?

            Вообще, я бы хотела уточнить - вы работали с цифровыми камерами?

  • Как в Простоквашино – фоторужье

  • До вас я ещё не слышал про сравнение фотографов и стрелков

    Оценка статьи: 5

  • На биатлонных соревнованиях.
    Спортсмены перед стартом разминаются, фотографы разбредаются по заранее присмотренным местам.
    Спортсмены бегут по дистанции, фотографы успевают щёлкать нужные кадры, лёжа на снегу, приседая и перемещаясь.
    Спортсмены стреляют, а фотографы их и в этот момент снимают.
    Спортсмены идут на подиум, а там уже чуть ли не драка за лучшие места для съёмки...
    В общем, хорошее это дело!

  • Отличная статья и материал. Фотограф и стрелок одинаково используют и лазерный прицел (дальномер).
    Проблема фиксации тела при использовании современных фотоаппаратов с большим временем задержки от щелчка до момента съемки весьма актуальна.

    Оценка статьи: 5

  • Из этого небольшого по объему рассказу видно - неверная буква.

    Мне кажется, в статье упущено самое главное - выбор позиции (хотя Казимир в комментариях и упомянул об этом).