О себе: мне 47 лет, имею двух сыновей, занимающихся баскетболом, в возрасте 16 и 8 лет, со стажем занятий баскетболом, соответственно, 10 и 3,5 года. По первому образованию я тренер спортивных игр, в далекой молодости был игроком сборной Казахстана по гандболу.
Я не эксперт и мой опыт не является уникальным, единственно правильным или обещающим большие результаты. Но будучи в трех ипостасях (родитель, тренер, спортсмен) я сформировал свое видение этой проблемы и хочу им поделиться.
Если вам не интересен детский спорт — не тратьте время, не читайте это!
Предисловие
Большинство родителей, отдавая ребенка в спортивную секцию, рассуждают так: пусть бегает, нравится — и хорошо, ребенок должен тратить куда-то свою энергию, лишь бы не сидел дома в гаджетах.
Все эти мысли логичны, но родители упускают главный смысл.
Отдавая своего ребенка в спортивную школу, мы формируем вокруг него новый социум — тренер, игроки, друзья, команда. Всё это постепенно входит в жизнь ребенка и становится неотъемлемой ее частью. У него начинает формироваться соревновательный дух, стремление добиваться результата, упорство и трудолюбие.
Многие, не понимая этого, с легкостью разрушают эти основы детского воспитания, думая, что все это развлекуха, сравнимая с походом в торговый центр, по принципу: нравится — хожу, не нравится — не хожу!
Со времен СССР наука определила главную задачу физической культуры и спорта — воспитание гармонично развитой личности! Тогда — в духе идей марксизма-ленинизма, сейчас, судя по всему, в духе недоразвитого капитализма. Между тем детский спорт, особенно командный, на сегодня является единственным институтом государства, который формирует социальную ответственность.
Дети начинают чувствовать ответственность и сопричастность, отстаивая честь — сначала команды, потом спортшколы, своего города и своей страны. Общеобразовательная школа, к большому сожалению, утратила эту функцию, а без формирования социальной ответственности невозможно построение нормального общества. Без этого наши дети будут жить, а многие и уже живут по принципу «моя хата с краю».
Но сегодня не об этом, а о том, что ждет родителей и детей в будущей спортивной жизни.
Заблуждения
В современном мире трудно найти правильные ориентиры, СМИ навязывают свой образ жизни, индустрия потребления заставляет включаться в гонку за последними модными тенденциями, родителям крайне сложно понять, как жить и куда двигаться, ложные ценности заставляют нас ошибаться.
Рассмотрим несколько часто встречающихся заблуждений:
1. «Тренер не считает моего ребенка лучшим, поэтому мы бросим занятия спортом!»
Родители меняют секции как перчатки, начинают искать место, где им будут петь хвалебные оды об уникальности их ребенка, заменяя при этом спорт на рисование, рисование на музыку, музыку на английский язык, а иногда наваливая на ребенка все это сразу.
Нагружать ребенка множеством разных обучающих занятий стало модной тенденцией, похожей на тюнинг автомобиля: а у нас золотые диски, кожаная крыша и бампер из бивней мамонта!
Любая учеба для ребенка — это работа. Школа, домашние уроки, секции, репетиторы. Задайте себе вопрос: способны вы работать по 14−16 часов ежедневно? Ответ очевиден. Если ребенку не будет нравится то, чем он занимается, если у него не будет времени на отдых, со временем это приведет к нервным срывам и протестам.
В возрасте до 11−12 лет ребенок не способен принимать самостоятельных решений, и он согласится или подчинится решению родителей. Постоянная смена видов занятий формирует у него комплекс непризнанного гения. Ребенок становится озлобленным на окружающий мир, что приводит к депрессии и негативному изменению психики.
Родительская любовь слепа! Поэтому учитесь объективно оценивать своего ребенка! Создавайте для него занятия, которые он будет любить.
2. «Не нравится заниматься спортом — ну значит, это не твое, занимайся чем хочешь!.. На ребенка нельзя давить, он должен развиваться естественно и самостоятельно».
Это очень популярная в последнее время теория и очень вредная, на мой взгляд. Часто родители дают возможность выбора ребенку между чем-то и ничем. Я называю это — пассивный выбор. Если мы не даем ребенку вариантов выбора, то это ему дадут другие люди. Именно эти дети попадают потом в «группы смерти», в экстремистские сообщества, в религиозные секты и прочие гиблые места.
Давайте ребенку активный выбор! Баскетбол или футбол, рисование или моделирование, танцы или музыка,
и т. д.
3. «Я не хочу тут заниматься, мне это не нравится, заберите меня отсюда!»
Сталкиваясь с такими возражениями от своего ребенка, многие принимают решение бросить занятия спортом. Вместо стремления родители выбирают избегание, тем самым закладывая модель, при которой ребенок будет уходить от преодоления трудностей, перекладывая ответственность на родителей.
Как минимум — найдите причину этого возражения и объясните ребенку свой выбор. Интересуйтесь межличностными отношениями, формируйте дружеские связи с другими ребятами. Выделяйте положительные эмоции в спортивном процессе и акцентируйте на них внимание.
Адаптация — это сложный процесс, и ребенку нужно обязательно помогать в этом.
4. «Плохо учишься в школе — тогда не будешь ходить на тренировки!»
Спорт — один из элементов развития ребенка, и подобный метод лишает его этой части развития. Это все равно, что при наказании говорить: сегодня ты ешь только гарнир, а котлеты лишаешься!
Не отнимайте у детей пищу для развития! Говорите о том, что учеба и спорт взаимосвязаны. Будут плохие оценки в учебе — школа не отпустит тебя на соревнования!
Я привел всего лишь малую долю причин отказа от занятий спортом. Список этот можно продолжать достаточно долго, и способов решений этих проблем также большое множество. Каждый ребенок уникален, и подобрать к нему правильные подходы и инструменты в его воспитании — задача для родителей, как говорил Ильич, архиважная и архисложная!
Горькая правда
Что нужно усвоить родителям, отдающим своих детей в спортивную школу:
1. Сформируйте Цель! То, ради чего вы и ваш ребенок пришли в спортивную школу.
Стать профессиональным спортсменом, сделать ребенка физически развитым, научиться играть в баскетбол, как папа, тратить с пользой свободное время.
Цели у всех могут быть разные, но ребенок должен знать, для чего или ради чего ему это нужно. Вспоминаем классика: «…чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!»
2. Первые два года тренировок будут развлечением, дальше начнется работа.
Сначала большая часть тренировок будет проходить в форме игр и состязаний. Спортивное обучение очень похоже на школьное, и баскетбол так же имеет свою учебную программу — всё начинается с 2+2=4, и так до высшей математики.
Совсем скоро начнется серьезная и подчас тяжелая работа, как с точки зрения физических нагрузок, так и умственных и психологических. Поэтому ребенок точно должен понимать, что будет являться наградой за его труд. Мотивация может быть материальная (медали, новые кроссовки, велосипед, 500 рублей в копилку
3. Спорт стоит денег!
Готовьтесь к тому, что со временем ваш спортивный бюджет будет меняться в сторону увеличения затрат. Экипировка, поездки на соревнования и сборы, лечение травм и спортивное питание и многие другие затраты лягут на ваши родительские кошельки. Государство нам поможет, финансируя содержание спортшкол, проведение турниров и многое другое, но на всё денег пока не хватает. Хотя знающие люди говорят, что деньги где-то есть, но пока не про нашу честь.
В регионах, в отличие от столиц, родители тратят на спорт значительно меньше, но это не значит, что дети получают от государства больше. Иногда случается, что команды находят спонсоров, но в наше время это настоящее чудо! Но, как поётся в одной детской песне, «ребята надо верить в чудеса!».
Я всегда рассматривал эти затраты как инвестиции в развитие и здоровье ребенка. Правда, что здесь будет являться прибылью и кто будет выгодоприобретателем — вопрос философский!
4. Готовьтесь к конкуренции!
Конкуренция — это то, что ждет наших детей в борьбе за место в команде, а внутри состава на игру предстоит борьба за игровое время.
Многие, видя высокий уровень мастерства у других игроков по отношению к их детям, принимают это за отсутствие способностей и талантов у своего ребенка.
Это ошибка!
Дети с большим умением отличаются от новичков в большей мере по причине того, что они просто дольше занимаются. Если ваш ребенок не попал в состав на соревнования, то это не повод для отказа от занятий. Работайте, тренируйтесь, прилагайте старания! Только так можно попасть в 12 лучших.
Состав команды будет меняться постоянно, сильные будут вытеснять слабых. Будут приходить сильные игроки из других спортшкол, будут уходить игроки, и в хвосте на 9, 10, 11, 12 местах всегда будет ротация. Взлёты и падения будут неизбежны для всех. Что такое сильный и слабый игрок разберем чуть ниже.
Проявляйте активность! Часто спортшколы, по инициативе родителей, создают вторую команду из игроков резерва, и дети начинают бороться за попадание в нее.
Главное, чтобы конкуренция была здоровой — Иван Иванычей и конверты в нашей стране пока никто не отменял, и это плохо!
5. Тренер — это главный человек в спортивной жизни вашего ребенка!
Убеждение «Я привел Вам своего ребенка, а теперь Вы мне должны» вредно для родителей и губительно для ребенка. Ни один тренер не будет работать так, как вам хочется.
Не пытайтесь влиять на процессы! Для тренера это сигнал: родитель не согласен со мной и это он транслирует ребенку, который, в свою очередь, становится не согласным с тренером. В лучшем случае, тренер борется с этим, в худшем такой игрок сначала садится на лавку, а затем выпадает из состава.
Вам придется смириться с тем, что вы больше не главный, пока ваш ребенок находится на спортивной площадке. Поэтому выбирайте тренера с особой тщательностью, интересуйтесь у других родителей, задавайте вопросы, изучайте его историю, опыт и достижения, а самое главное — понимайте, какие жизненные ценности он прививает детям.
6. Спорт вреден для здоровья!
Это утверждение верно! Но при одном условии: если вы не будете за ним, здоровьем ребенка, следить. Поэтому будьте готовы к тому, что вам понадобятся знания в области спортивной медицины, физиологии, анатомии спортивного питания и прочих околоспортивных наук.
Ни один врач из поликлиники не расскажет вам, как правильно восстановиться после тренировок, какие упражнения нужны для укрепления суставов, как снизить ударные нагрузки на позвоночник и прочее.
Это не значит, что вам нужно стать медицинскими светилами, но минимальный набор знаний нужно иметь. Благо в наше время есть Интернет и добрые люди. Ну и специалисты в этой области, конечно, есть, но их услуги будут не бесплатны.
И не забываем про мониторинг: физдиспансер — это хорошо, но и сами не ленитесь этим заниматься. Лишний раз сделать кардиограмму, биохимический анализ крови, сходить к ортопеду не помешает.
7. Спорт изменит вашу жизнь!
Готовьтесь к тому, что со временем вам придется отказаться от многих своих любимых занятий и времяпрепровождения. Все турниры, соревнования, товарищеские игры в большинстве своем проходят в выходные дни. Поэтому со временем придется забыть про шашлыки, поездки на дачу, баню, охоту, рыбалку и многое другое. И вот почему!
Спортивную команду можно сравнить с оркестром, где роль главного дирижёра исполняет тренер. Задача дирижёра — получить слаженное исполнение. Если музыкант не ходит на репетиции, то он либо фальшивит, либо не участвует в концерте. Думаю, аналогия всем понятна.
Придется делать выбор — или ваша жизнь выстраивается под спорт, или спорт уходит из вашей жизни.
8. «Извините! Вы нам не подходите!»
Эти слова может услышать любой родитель. И сдержать эмоции и не уйти в обиду в таких случаях очень сложно. Важно понимать суть этих слов, поэтому обязательно задайте вопрос:
- Почему?
- Что является причиной отказа?
- Что сделать, чтобы в другой спортшколе не получить отказ?
Физические данные, конфликтное поведение, нарушение дисциплины, отсутствие интереса — все эти и многие другие факторы могут влиять на решение тренера. Не нужно воспринимать это как приговор или тяжелый диагноз. Все эти проблемы поддаются коррекции, ребенок может быть успешным в другом, более подходящем для него виде спорта.
Выводы из вышесказанного можно сделать следующие.
Каждый из субъектов спортивного воспитания — а это родитель, тренер и ребенок — является вектором, имеющим собственную направленность. Когда эти три вектора параллельны и движутся в одном направлении — это путь к успеху. Если эти векторы становятся разнонаправленными, то мы получаем конфликт интересов.
Эта ситуация требует внимания, объективной оценки, поиска компромиссов, а иногда и смены субъекта. На мой взгляд, ключевым вектором здесь должен являться ребенок, его здоровье, его воспитание и его будущее.
Если вы после прочитанного еще не решили завязать с детским спортом, то идем дальше.
Сильный или слабый?
Для оценки спортсмена тренеры в большинстве своем используют два критерия — профессионализм и самоотдачу. Термин профессионализм имеет множество определений. В нашем случае подходит следующее:
Профессионализм — высокая подготовленность к выполнению задач по спортивной подготовке. Профессионализм спортсмена проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, постоянном формировании новых навыков.
Второй критерий — самоотдача. Это качество личности, проявляющееся в деятельности максимальным приложением усилий, знаний, навыков, душевных сил. Я это называю: работа на максимуме!
Именно самоотдача является фундаментом, на котором стоит профессионализм! Согласитесь, что можно уметь забивать мячи с центра поля, но если игрок не борется за мяч, не бьется в защите, не бежит в атаку, не падает за мячом в аут — грош ему цена! И если вы хотите, чтобы ваш маленький спортсмен был успешен, то главное, над чем вы и он должны работать — это самоотдача! Без нее наработка профессиональных качеств — пустая трата времени.
Тренеры часто называют самоотдачу бойцовским характером. И это качество нужно воспитывать в ребенке, оно потом пригодится в жизни, когда дети вырастут и им самим придется преодолевать жизненные трудности.
Многие родители часто возмущаются, почему тренер во время игры сажает на лавку игрока техничного и выпускает «неумёху»?! Ответ прост: игрок с высокой самоотдачей своим примером показывает команде, как нужно бороться, «драться» за мяч, выкладываться на все 100%. Такое поведение поднимает командный дух и заставляет всех мобилизоваться и полностью выложиться.
Задавайте ребенку после каждой тренировки или игры вопрос: какую оценку ты ставишь себе за самоотдачу, а какую за профессионализм? И говорите о том, что самоотдача — это главное. Хвалите за пятерки по самоотдаче и не ругайте за тройку за профессионализм, он придет, но не сразу.
Даже талант, который дается от Бога, очень часто проигрывает высокой самоотдаче. И таких случаев в спорте очень много.
Еще большое значение имеют природные физические данные, но каким спортсменом вырастет ваш ребенок через 10−15 лет, с точностью сказать никто не сможет, факторов успеха очень много!
Буду рад, если это чтиво оказалось полезным для вас. Спасибо за внимание!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...