А ведь раньше дорога имела важное значение и называлась «золотой пряжкой Транссиба» или даже «золотой пряжкой стального пояса России». Ведь Иркутск считается центром Транссибирской магистрали, а КБЖД, расположенная как раз возле Иркутска, «жемчужина Транссиба». Такой дороги нет нигде в мире.
Кругобайкальская железная дорога связывает байкальский порт Листвянку, что в устье Ангары, и Слюдянку. Строили дорогу прямо на берегах озера, не отступая ни перед скалами, ни перед болотами. Ведь цель такой постройки была очень даже поэтичная — пассажиры, дескать, всегда-всегда должны были видеть воды этого прекрасного живописного озера. Поэтому-то строительство дороги и «влетело в копеечку». Ведь там, где гору можно было обойти, ее не обходили, а делали тоннель.
Именно поэтому, кстати, теперь дорога представляет такую эстетическую ценность. Виды, которые открываются на Байкал, да и сами тоннели и проведенные многочисленные мосты — очень красивы. Здесь нетронутая природа в первозданном виде, и это очень ценно, что такие места остались на нашей перенаселенной планете.
На строительство были брошены колоссальные материальные и человеческие ресурсы. 52 миллиона рублей затрат. Тысячи рабочих, среди которых не только простые работяги, но и приглашенные иностранные специалисты, в частности, для прорубания тоннелей. И все это было сделано практически без какого-либо специального оборудования, ведь шел 1902 год, а значит, технические возможности были не слишком высоки.
После постройки сразу вдоль полотна стали вырастать поселки, однако использовалась КБЖД недолго: в 1950-е годы была построена Иркутская ГЭС, а также проведена широкая и электрифицированная обходная дорога от Слюдянки до Иркутска. Это привело КБЖД в упадок.
В настоящее время поезда здесь курсируют лишь дважды в сутки — утром и поздно вечером. Дорога, имевшая важное стратегическое значение, превратилась в живописную одноколейку, где ходит один-единственный поезд.
Вдоль дороги также местные часто совершают пешие прогулки. Это излюбленное место для пешего туризма. Действительно, на Байкальских берегах есть на что посмотреть, да и сама дорога удивительно гармонично вписалась в местную природу. В полузаброшенных постройках на берегах тоже есть своеобразный шарм.
Туристы могут отправиться на 12-часовую экскурсию по «Кругобайкалке». Отходит поезд от станции-порта «Листвянка». Гости прибывают сюда на катере из Иркутска, потом пересаживаются в обычную серую с красным электричку.
И начинается поездка. В поезде стоят динамики, в которых голос гида рассказывает про многочисленные достопримечательности, встречающиеся на пути. Примерно каждый час поезд делает остановки (прописанные в маршруте), и туристы могут побродить вокруг. Кто-то даже купается (хотя здесь Байкал настолько глубок, что вода даже в летнее время редко прогревается больше 10 градусов).
Конечный пункт маршрута — Слюдянка. Здесь расположен крупный транспортный узел Байкала. Можно побродить по окрестностям и обязательно полюбоваться зданием вокзала, выполненного полностью из мрамора. После часовой стоянки в Слюдянке поезд отправляется уже без остановок в Иркутск.
Кругобайкальская железная дорога — интересный образец инженерно-технической мысли начала ХХ века, очень гармонично при этом вписавшийся в живописную нетронутую природу Байкала.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...