Интересна судьба древнеримской богини Флоры. Бытует несколько мифов о её происхождении. Так, древнеримский поэт Овидий (первое десятилетие нашей эры) в поэме «Метаморфоза» говорит устами самой богини:
Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
Интересный момент: древнегреческая нимфа Хлорида — не богиня. После вступления в брак с римским божеством Зефиром, западным ветром, происходит метаморфоза — она становится одной из значимых римских богинь.
Люди издавна почитали приход тепла, весны, начало сельскохозяйственных работ, и, как следствие, в культурах разных народов появляются свои символы, божества, боги Весны.
Хлорида, или Хлория, в переводе с древнегреческого означает «жёлто-зелёный, бледно-зелёный, бледный». Как гласят мифы, Хлорис жила в Элизии (Загробный мир) на Елисейских (блаженных) полях, где царит вечная весна. Хлорис была прекрасна. Однажды вестник весны, бог западного ветра Зефир, пролетая над Елисейскими полями, увидел нимфу цветов и был покорён её красотой. Зефир женился на Хлорис, что сделало её богиней.
Такие вот превращения происходили в мире богов. Римляне не отвергали греческих невидимых существ, а нимфа Хлорис отлично подходила на роль богини цветов, весны, молодости, возрождения.
Знакомясь с верованиями древних людей, с их богами и прочими бестелесными существами, вспоминаются слова из Библии о том, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Но ведь множество богов в разных культурах сотворено человеком, и тоже по образу и подобию, в данном случае — своему, человеческому.
Вернёмся к Хлорис, которая после замужества стала богиней Флорой.
В одном из мифов говорится, что у супругов родился Карпос, бог плодов. В другом мифе Карпос появляется от союза Хлориды (Хлорис) и Зевса. Этот вариант кажется более подходящим, поскольку Карпос, Зевс, Хлорида — греческие существа.
Погружаясь в мифологию, всё чаще вспоминается поговорка: чем дальше в лес, тем больше дров — переплетение представлений, образов обезоруживает, и порой думается, что невозможно разобраться в них.
Люди, живя в гармонии с природой, поклоняясь ей, не могли сделать зримыми, осязаемыми её проявления. Так и рождались в воображении человека невидимые сущности.
Объект для поклонений и жертвоприношений появился. Богам строили алтари, возводили храмы, назначали из числа смертных фламинов (жрецов), ведавших культом определённых божеств.
Так и богине Флоре в Риме был установлен алтарь, ей назначался фламин, ведавший её культом, ей приносили жертвы арвальские братья. Арвальскими братьями в Древнем Риме называли коллегию из 12 жрецов, которые молились богам о щедрых урожаях и процветании всех граждан страны.
Со временем сфера влияния Флоры расширяется: она уже является не только богиней цветов, но и весны, юности, расцвета, красоты, удовольствия. Поэты часто величают её матерью цветов — по легенде, грудь Флоры источала цветы.
В честь богини Флоры ежегодно устраивались игры, называемые флоралиями. Эти игры были учреждены в середине III столетия нашей эры, проводились они в течение нескольких дней — с последних дней апреля по первые дни мая.
Двери домов в эти дни были украшены цветочными гирляндами, женщины одевались в нарядные, разноцветные платья. Народ веселился, пировал, предавался весёлой распущенности, прославляя Флору. В один из дней устраивались состязания.
Флора на протяжении столетий была любимым образом живописцев и скульпторов. Наиболее известным полотном с изображением Хлориды является картина «Весна» итальянского художника Сандро Боттичелли, написанная в 1482 году. Художник показывает Хлориду, преследуемую Зефиром, и богиню Флору, в которую она превращается, став супругой бога западного ветра.
Позднее было модно изображать на картинах реальных женщин в образе богини Флоры. Среди них большой известностью пользуются три варианта портретов дочери Петра I, царевны Елизаветы Петровны в детстве, написанные французским художником Луи Каравака.
Было написано несколько балетов, в которых главными персонажами являются Флора и Зефир.
Декоративные цветочные часы часто называют часами Флоры. Открытый в 1847 году астероид главного пояса получил название Флора.
Богиня Флора олицетворяет цветы, весну, юность, возрождение, саму жизнь, и не случайно она так прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Немецкий философ Гегель сказал:
Там, где вырождаются цветы, не может жить человек.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...