Александр Бачурин Дебютант

Почему тяжело продавцу?

Природа современного человека подразумевает твёрдость характера в получении ответа на поставленный вопрос. В зависимости от волевых и морально-этических качеств обычная покупка в магазине может стоить нам испорченного настроения на целый день… Но есть ещё одна сторона медали, про которую потребитель просто никогда не думает… По другую сторону баррикады, именуемой прилавком, находится такой же живой человек…

Темой для статьи послужил очередной поход в магазин. Пожилая женщина интересовалась качеством продовольственных товаров, изрядно потрепав непробиваемую продавщицу, у которой, судя по физиономии, стаж работы исчисляется с доперестроечных времен.

- …а эта сметана горчит?
- Нет, эта не горчит…

- А эта колбаса, как на вкус?
- Колбаса замечательная, не жирная…

- А вот эта смета…
- Эта сметана не горчит, у нас сметана вообще не горчит, это был один завоз, так мы всю назад вернули…

- Скажите, а батоны свежие? Какой батон лучше брать для котлет?
- Батоны свежие!

- А вот это печенье вкусное? А вкусней в виде цветочков или в виде сердечек?

- Мужчина, Вам что, — обратилась ко мне продавщица, явно проигнорировав последний вопрос длительного допроса…
- Мне пакетик капучино, — ответил я, и моя просьба была мгновенно удовлетворена без очереди…

«Интересно», — подумал я, — «Что бы ответила мне продавщица, начни я спрашивать, какую марку капучино Она бы мне порекомендовала и из каких сортов кофе изготовлен упомянутый продукт»…

- Скажите, а сырки вкусные? — услышал я при выходе не унимающуюся старушку…
- Вкусные!

Продавец явно лгала, отвечая на все вопросы, задаваемые старушкой… А что ей, собственно, оставалось делать? Хамить? Итак, если разобраться, по логике старушки, данная продавщица должна была прийти на два часа раньше открытия магазина, выложить перед собой весь ассортимент товара и, с профессионализмом французского дегустатора духов, понадгрызывать все категории. Учитывая, что вкусовые рецепторы у каждого человека настроены по-разному — то опытный продавец обязан не только всё попробовать, но ещё и настроить свои вкусовые рецепторы индивидуально к каждому покупателю! Мало того — необходимо ещё кроме цен запомнить весь товар, знать точный срок и условия хранения, а так же вкусовые качества! И это всё за мизерную зарплату… Да, истинные профессионалы работают в торговле, я бы даже сказал, патриоты своего дела!

Итак, что же входит в обязанности продавцов, по мнению столь дотошных покупателей:
В продовольственных магазинах продавец обязан:

- по приходе на работу попробовать весь ассортимент товара, составить подробное заключение о вкусовых качествах продуктов. Из продуктов, которые требуют специального приготовления (картошка, свекла, макароны и т. д.) — необходимо приготовить несколько наиболее распространённых блюд, попробовать и дать квалифицированное заключение на предмет качества и вкусовых показателей…

- все жидкости, включая уксус, минеральные воды, соки, лимонады должны быть пропущенными через организм продавца. На каждую продукцию дана, опять-таки, соответствующая оценка качества…

- алкогольные и слабоалкогольные напитки должны проходить через организм продавца с некоторым интервалом и в малых дозах, однако, достаточных для оценки вкусовых качеств…

- табачные изделия — должны быть также профильтрованы через организм продавца и обнюханы со всех сторон, для выявления некачественных сортов и примесей табака, а также проведён анализ на содержание смол и никотина, впоследствии, данные сверены с надписями на упаковке…

(Продавцам алкогольных и табачных отделов в день полагается литр молока и плитка шоколада за вредность)…

В промтоварных магазинах продавец обязан знать закон Ома, уметь хорошо стирать, мыть окна, готовить пищу в емкостях всех видов… Тут обязанности зависят ещё и от профиля магазина:

 — в автомагазине продавец должен иметь как минимум по одной модели автомобиля ведущих марок, досконально знать конструкцию и интуитивно догадываться, что сломалось;

 — в спорттоварах продавец должен быть как минимум мастером спорта в 5−6 вида спорта, всегда быть одетым в спортивный костюм и идеально владеть всем инвентарём, предложенным покупателю (женщина, проработавшая 25 лет в магазине спорттоваров, очень жаловалась на свою кличку, данную ей на работе — Лыжня Акуловна Кудодрака — и тут бывают издержки производства);

- лучше всех продавцам мебельных магазинов — перед работой Они обязаны поваляться на всех диванах, представленных на продажу, посидеть в мягких креслах, прислушаться к своему организму — не болит ли чего после лежания или сидения на определённом экземпляре…

 — в подсобке охотничьего магазина обязательно должен быть тир, для испытания охотничьих ружей и пруд для испытания рыболовных снастей. Продавец такого магазина ещё должен знать все разновидности рыб, периодически ходить на охоту и быть неподражаемым «треплом», умеющим красочно рассказать историю про убитого голыми руками медведя…

Теперь рассмотрим основной типаж продавца, проработавшего определённое время в соответствующем магазине:

Продовольственные товары — Вес продавца колеблется от 120 до 150 килограмм в зависимости от стажа работы, морда (лицом назвать тяжело) приветливая, плавно переходящая в разъяренно-красную в зависимости от обстановки, диаметром от 40 и более сантиметров. Ушей за щеками видно быть не должно, нос вздёрнут вверх и, напоминает свиной пятак…

Винно-водочный отдел — философ-алкоголик, явный признак: синий нос и мутные глаза, любит вести умные разговоры и яростно спорить ни о чём…

Продавец табачного киоска тоже характеризуется кратко — окурок… (Источающий сигаретный дым, с жёлтым цветом лица и редкими зубами).

Радиотовары — вся характеристика укладывается в одно слово — паяльник… (Высокий, пахнет канифолью, с длинным носом и штепселем, торчащем из кармана)…

Спорттовары — атлет, никогда не расстающийся с ручным эспандером и баскетбольным мячом, в «модном» спортивном костюме советского образца и кедах а-ля «Ну, погоди!»…

Мебельный магазин — предпочтительно женщина-блондинка, достаточно упитанная, но не толстая, которая замечательно смотрится в любом углу дивана, периодически мурлычет и бесперебойно пилит ногти огромной длинной пилочкой…

Автомагазин — такой типаж хорошо характеризуется словами «ключ гаечный» — этот человек постоянно пахнет машинным маслом, авторитетно заявляет, что у соседа — дрянь, а не запчасти, все машины — это безнадёжный отстой! По его убеждению, автомобиль покупателя проржавел до дыр и должен вот-вот развалиться. Также это живая энциклопедия правил дорожного движения и полезных советов автолюбителю. Судя по рассказам этого профессионала, у него в гараже стоит три «Тойоты», восемь «Мерседесов», пять «БМВ» и по одному экземпляру «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев» каждой модели…

Вот такая тяжёлая профессия продавца! Но, как говорится, — все профессии нужны, все профессии важны!

Обновлено 4.01.2008
Статья размещена на сайте 2.12.2007

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ох! Ребята не знаю, кто тут прав и кто виноват. Искала недавно для себя новые туфли, требования были просты – черные, кожаные, каблучок 4-5 см, изящные, с небольшим вытянутым носочком, чтобы на моей полной ножке сидели хорошо, понимала сразу, что есть ограничение – 35 размер (по старинке). Ездила по всем обувным магазинам, с деньгами, что называется «Мы за ценой не постоим» Не поверите – не купила! Устала до полной невыносимости, и не от примерок, а от «приставучести» продавцов. Ясно вроде заявлено, что высокий каблук не надо, красные-желтые-белые не надо, балетки с бантиком не надо и прочее. Ан-нет, улыбаются девчонки, предлагают че –попало, и на фиг не пошлешь, шибко вежливые.

    А в продуктовых магазинах часто наблюдаю, про сметанку и колбаску, смешно бывает. Железобетонные нервы должны быть у продавца, с другой стороны не соглашусь про мизерную зарплату, если у человека выгоды нет, то и стоять у прилавка смысла не имеет. В советские годы продавщицы и буфетчицы были королевишны, прошли те «благословенные» времена, теперь и пожаловаться можно. Да и в самом деле, кому сейчас легко?

  • Комментарий скрыт
  • Оксана Борисова Читатель 8 декабря 2009 в 09:41 отредактирован 23 мая 2018 в 11:00

    Как точно описываются покупатели!!! В большинстве случаев продавец для них не человек. А чего стоит фраза "Покупатель всегда прав"!! Неужели покупатель прав и тогда, когда стоит пьяный, называет продавца на ты и откровенно издевается? Прав тогда, когда, что-нибудь пробормочет поднос, а когда переспросишь, начинает психовать? Прав, когда просит сигарет не назвав марку и смотрит на тебя как на дуру, почему же эта тупая продаваха его не обслужила? У продавцов много таких почему, только ответа нет. Продавцы даже не знают своих прав! А ведь продавцом не каждый может быть. Это надо иметь талант! И кто со мной не согласен-могу поспорить.

  • "мизерная зарплата" - дело очень добровольное
    сложился стереотип, что в продавцы идет только никчемное отребье, которое только принимать деньги от покупателя и с трудом выдавать товар может. "не умеешь работать - иди в продавцы.."
    необходимо менять стереотип, растить хороших продавцов.
    это можно или пряником делать (хорошим словом, хвалой, увеличением дохода) или кнутом - выбраковкой полной некчемности. и то и другое может делать рядовой потребитель

    хороший продавец - и доход хороший имеет и меет хорошее отношение с покупателями и с хозяином (если сам не хозяин) и всем от этого хорошо!

    растите хороших продавцов и будет всем счастье!

    Оценка статьи: 3