• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Как проходит промысловый лов рыбы? Ч. 2. Почему она дорогая?

Траловый лов — основной способ добычи рыбы, в настоящее время на его долю приходится более 70%.

Затраты времени на постановку и выборку трала значительно меньше, чем при работе с сетями, уловы же весьма большие, от 4−5 до 100−120 тонн за подъем, в зависимости от типа и мощности судна. И попадает в него все подряд, что есть в воде.

С первого рейса в район Ньюфаундленда муж написал мне в письме: «Тралы поднимают за один раз такой ассортимент рыбы, что мы порой и названия им не знаем — морской окунь, ставрида, хек, мероу, угорь, треска, камбала, солнечник, сардинелла, шед (вид крупной сельди), сабля, тунец, зубан. Да еще креветки, лангусты, каракатицы, кальмары. Есть и несъедобные рыбы — скаты, акулы, морской черт, морские змеи».

Трудность заключается в том, чтобы быстро все это обработать, то есть рассортировать, разложить в противни, направить в морозильные камеры для заморозки. Суда типа СРТМ и СРТМ-К рыбу только морозили и затем ее сдавали либо на плавбазы, либо везли в родной порт, когда рейс подходил к концу. На больших судах, типа БМРТ, РТМА, БАТС и т. п., количество которых постоянно увеличивалось с середины 60-х годов, рыбу уже разделывали до полуфабрикатов, из отходов и нестандартной рыбы изготовляли рыбную муку, рыбий жир, на плавбазах выпускали консервы разного ассортимента.

В конце 70-х — начале 80-х рыболовецкий флот СССР постоянно пополнялся новыми, крупнотоннажными, современными судами: большими морозильными рыболовными траулерами разных модификаций, самые крупные из которых мало уступали по размерам плавбазам. Например, траулеры БАТ типа «Спрут» имеют длину 109 метров, а мощность двигателя 7200 л.с. и могут перерабатывать до 150 тонн рыбы в сутки! Эти суда могут находиться в автономном плавании по полгода, а то и больше.

Расширялись районы промысла. Освоив Северо-Западную Атлантику, флот двинулся на юг, к берегам Африки, в район Мавритании и Гвинейского залива, а потом и в Юго-Западную Атлантику, к берегам Аргентины. Но тралами и сетями «процеживали» морскую воду не только наши рыбаки. В промысловых районах собирались сотни кораблей разных стран — Китая и Кореи, Норвегии и Польши, Японии, Испании, и т. д. По ночам скопления судов напоминали целый город на воде. Рыбные запасы на многих «морских пастбищах» резко сокращались. Научные суда исследовательских институтов рыболовства и океанографии (АтлантНИРО, ТИНРО, ПИНРО) и «Промразведки» искали новые районы для добычи. Часть флота стала перемещаться в Тихий океан, к берегам Перу и Чили. Очень длительными становились переходы от родного порта до района промысла, соответственно возрастали затраты на добычу.

Ещё в начале 70-х добывающие предприятия стали практиковать смену экипажей судов в иностранных портах. В иностранных портах, вблизи районов промысла, работали ремонтно-подменные команды (РПК) из наших специалистов. Судовой экипаж после завершения рейса приводил судно в данный порт, сдавал его РПК, и на самолете улетал на Родину. Через определенное время, к окончанию ремонта, новый экипаж прилетал и принимал судно, отправлялся в район промысла. Такие базы по межрейсовому ремонту были в Гаване на Кубе, в Дакаре (Мавритания), в Лас-Пальмасе на Канарских островах, в Анголе, позднее и в Аргентине, и в Перу.

Несмотря на то, что на предприятиях многое делалось для снижения затрат на добычу, себестоимость рыбы в два раза, а то и более, превышала цену, по которой рыба продавалась. Особенно это было характерно для неразделанной продукции. Теперь уж за давностью лет не помню цифр по разным видам, но в памяти отпечаталось, что себестоимость неразделанной трески была 1 рубль 12 копеек, а цена ее в магазине, как я упоминала в первой части — 48 коп. за кг. Дело в том, что рыбная отрасль в СССР всегда была планово убыточной, существовала за счет дотаций государства. Рыбакам давался план добычи на рейс, при его выполнении и перевыполнении выплачивались премии. То есть, премии давались за снижение убытков. Убыточность рыбодобычи снижалась по мере того, как суда стали часть продукции сдавать на экспорт в иностранных портах.

С распадом Советского Союза в рыбодобывающей отрасли произошли катастрофические изменения, которые едва не «похоронили» промышленное рыболовство вообще. К началу 90-х годов прошлого века объем добычи рыбы в Советском Союзе составлял более 11 млн тонн в год, по этому показателю мы были на первом месте в мире. В настоящее время вылов даров моря сократился более чем в 2,5 раза. После распада Советского Союза значительная часть рыбопромыслового флота осталась в собственности новых суверенных государств. В России рыболовецкие суда перестали быть собственностью государства, перешли в руки частных компаний и акционерных обществ. А самая большая ошибка, по мнению рыбаков, была допущена правительством Гайдара, когда Министерство рыбного хозяйства было преобразовано в Комитет по рыболовству с подчинением его Министерству сельского хозяйства. Что может быть общего у морского и океанического промысла с сельским хозяйством?

Полностью была прекращена финансовая поддержка отрасли. Перестал пополняться рыболовецкий флот, участились аварии на судах. Новые судовладельцы совсем не заботились о том, чтобы создать для рыбаков нормальные условия труда и оплаты. Тот, у кого есть знакомые моряки-рыбаки, знают, что в 90-е годы зарплату морякам могли не выплачивать по году. Сын моей подруги, работавший в Ленинградской Базе океанического рыболовного флота, после очередного рейса в 1994 году, приносил вместо зарплаты, в течение нескольких месяцев, мороженую рыбу, которую надо было еще продать. И в конце концов ушел на береговую работу, хотя с детства мечтал быть моряком. А сколько экипажей рыболовецких судов оказывалось попросту брошенными в иностранных портах, не имея денег, чтобы улететь на родину или пополнить запасы топлива на переход?

Начиная с 1993 года большая часть выловленной российскими судами рыбы сдается в иностранных портах, на экспорт, причем до 80% составляет неразделанная продукция, не дающая больших прибылей. Если общий вылов сократился в 2,5 раза, то экспорт ее увеличился за этот период почти в 3 раза. Оказывается, судовладельцам выгоднее сдать улов странам рядом с районом промысла, например, той же Норвегии, нежели гнать судно в Мурманск или Петербург, где плата за аренду причалов выше, чем в иностранных портах. Такая вот «интересная» ситуация. Российский флот сдает иностранцам неразделанную мороженую продукцию по бросовым ценам, а покупает Россия готовую рыбопродукцию, деликатесы и консервы и совсем не дешево.

Хочется надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону. Ведь еще в июле 2001 году президентом В. В. Путиным подписана «Морская доктрина России до 2020 года», в которой есть раздел, касающийся оптимизации управления и развития морского рыболовства. Только не понять простому рыбаку, почему же за 6 лет после принятия сей доктрины мало что изменилось в этой такой нужной людям отрасли.

Статья опубликована в выпуске 3.01.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интересная статья. Прочитал и как-будто заново на своём РТМКС "Капитан Орликова" побывал. Ловили мы на нём рыбу в районе Канарских островов. Принадлежади мы ЧПОРП (сейчас АО) "Антарктика" (бывшая АКФ "Совесткая Украина", Одесса, Ильичёвск).
    На конец 80-х годов наш РТМКС был настоящий монстр - 120 м в длину. Был свой консервный цех. Целый год могли болтаться в океане без захода в порт. Где это всё сейчас?

  • Гертруда, прочитала не просто с вежливым интересом - с огромным! Сама себе удивилась, как много знакомого нашла, и сколько много нового. Хоть и работала сама в трансфлоте, и знала как добывают и доставляют.... Просто душу мне согрели, словно назад вернулась...

    Оценка статьи: 5

    • А, то-то! От Геры погреться - родникову воду попить! Мне жаль,что Вы не подкатились, но я вот как представляла - вот так и увидела! Жена рыбака, мать сыновей достойных, простая, как говорят, русская баба, интеллигент до мозга костей в лучшем понимании, Пишет о рыбфлоте и вот так вот, чтобы всем понятно было, что это такое. Рыбку-то мы все любим, а как ловят - мало кто знает. У Геры на эту рыбу жизнь - ставка. Жена рыбака. Считалось- богатейка! Муж - моряк! А с печьки бряк. Ага!
      Об этом хорошо Гера сказала, как всегда. Редко да метко. Как рыбка ловится и кто вахты стоит и как это достается.
      Как в каждый раз прямо в душу.
      5.

      Оценка статьи: 5

  • Аня Горбунова Читатель 3 января 2008 в 04:04 отредактирован 20 мая 2018 в 18:34 Сообщить модератору

    Очень интересная и познавательная статья! Спасибо. Конечно, оценка 5.

  • Любопытный экскурс. Спасибо, прочитал с большим интересом. 5+.

    Оценка статьи: 5

  • С удовольствием прочитала обе части одного из любимых авторов. У Гертруды есть, как у автора, одна особенность - она очень эпическая. Поведала нам каково быть женой рыбака из опыта своей жизненной шкуры, как быть свекровью, матерью двух сыновей. Летопись целого поколения. А сейчас о рыбфлоте и так опять-таки по-домашнему, таким хлебным языком и так вот попросту о неведомом многим из нас, как будто рядом с автором на кухне сидишь, а она из рейса пришла и салажатам рассказывает об что и как. И это что-то - рыбнодобывающая индустрия! Вы поставьте рыбного министра на трибуну, дайте ему 5 минут и он, балбес, вам не объяснит вот так просто и понятно, что такое эта индустрия и в чем ее задачи и проблемы, как это сделала не зам рыбного министра, а просто жена рыбака, нормальная школьная учительница. Жаль только, что министр сельского хозяйства, разваленного полностью в России, никогда не почитает Гертруду. Ему не до того, он с\х продолжает заваливать, а не то, храни господь, до рыбы руки дойдут. Ее сеять-полоть не надо, рыба сама икру мечет, сама вырастает. Ходи в море и подбирай улов, если уж хлебом страну накормить не можешь, чмо! А пока россияне рыбку из наших акваторий импортируют у хитромудрых соседей.
    Моя 5 и еще раз признание в любви к вашим работам.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура, спасибо огромное за такой подробный и лестный для меня комментарий! Для меня море, корабли, и все что с этим связано - не просто интерес, а огромная часть жизни, которая не оставляет меня и сейчас. Когда просто вижу морские суда любого назначения - сердце радостно замирает, для меня нет ничего более красивого, чем корабль на воде, по совершенству конструкций он сравним разве что с современными авиалайнерами.