• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Молёнова Мастер

Этноцентризм, ксенофобия и культурный шок. Разберёмся?

Приезжая в какую-нибудь страну, мы испытываем культурный шок, когда сталкиваемся с необычными, непривычными для нас традициями, образом жизни, менталитетом. Об этом хорошо написано в статье «Как подготовиться к культурному шоку в Америке?»

Заглянула в книгу «Организационное поведение» под редакцией Лафтуллиной и Громовой. Там даётся такое определение: культурный шок — это ощущение растерянности, опасности, тревоги, беспомощности, вызванное непониманием системы ценностей чужой культуры. Он возникает как реакция на различия в привычных проявлениях жизнедеятельности: от различий в языке до различий в формах проявления вежливости.

Вы представьте немца, попавшего на русский корпоративчик и призываемого постоянно «пить до дна». Что иностранцы о нас думают? Да что говорить, если даже в своей стране мы не знаем реального положения дел в разных регионах! Приезжаешь так на юг из Архангельской области, а тебя сочувственно спрашивают: «Вам пришлось специально для поездки на юг летнюю одежду покупать?». Ага, и белые медведи у нас по улицам бродят! А по мнению некоторых иностранцев — по всей стране.

Так и возникают стереотипы в отношении целых наций. Гостеприимные, но такие непредсказуемые русские, пунктуальные немцы, чопорные англичане. А «среднестатистический американец»? Список можно дополнить образами японцев, китайцев, и так до бесконечности…

После культурного шока могут быть разные реакции. Кто-то заинтересуется чужой культурой и начнёт открыто и приветливо её изучать. Правда, тут тоже есть своя крайность — превозношение чужой культуры. На этом фоне обычно клеймят позором свою культуру, жизнь, страну… Впрочем, поговорить я хотела о другой стороне медали.

Этноцентризм является одним из серьёзных препятствий адаптации к другой культуре. Это предрасположенность людей оценивать условия своей культуры как предпочтительные, убеждённость, что культурные ценности и обычаи собственной страны превосходят все другие ценности. Этноцентризм связан с чувством превосходства, которое представители одной культуры (страны, национальности) испытывают по отношению к другим, он может проявляться в неуважении к другому человеку, стремлении смотреть на него свысока, навязывании своей системы взглядов и ценностей (ведь мы считаем их лучшими).

Во многом на ситуацию влияют отсутствие толерантности и узость взглядов. Люди слишком часто видят то, что хотят видеть, ориентируясь лишь на собственные представления и собственный культурный опыт. Тут так же, как при чтении книг. Автор пишет одно, а читатель может «увидеть» совсем другое. И сколько читателей, столько и оттенков восприятия…

Крайнее проявление этноцентризма — ксенофобия. Она выражается в нетерпимости к чужеродному, отторжении незнакомых и непривычных представлений в чужой культуре, агрессивного отношения к ним. О ксенофобии (в греческом «ксенос» — чужой, «фобос» — страх) много говорят и даже пытаются бороться с ней. Тем не менее, проблема (во многом и за счёт своей многогранности) по-прежнему актуальна.

Такие настроения можно встретить где угодно. Подумайте хотя бы о том, как фантасты изображают наше отношение к инопланетянам. А уж в многонациональных государствах знают о ксенофобии не понаслышке. Менять ситуацию надо с малого — каждый человек должен решить для себя, как относиться к этой проблеме.

Давайте уважать друг друга!

Статья опубликована в выпуске 14.02.2008

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная тема, 5!

    Но я считаю, что правильным и неизбежным стало то, что все "братские" республики бывшего Советского Союза всё-таки вернулись, насколько смогли, в свои исконные берега. Много, конечно, вся эта перетрубация принесла людям и страданий. Но нации по большей своей части должны жить там, где их корни, т.е. на своей территории каждая, желательно.

    Так лучше для всех.
    И вот тут я очень согласна с Богданом С.Петровым:

    "Нам бы немного здорового этноцентризма не помешало. Нация, которая не уважает сама себя, вряд ли чего-нибудь добьется!"

    Ну, а если уж в силу обстоятельств так сложилось, что человек заброшен судьбой в другую страну, то конечно - он должен уважать и страну, и обычаи, и людей.
    И хорошо бы, чтоб и ему отвечали взаимностью!

    Оценка статьи: 5

  • Только что прочла злую и ненавистную статью Константина Цыганкова, а тут прямо ответ Юли - про ксенофобию. Задал вопрос - получи ответ. Умница, Юлечка! Пятерка от меня заслуженная. Так редко сейчас встречается что-то стоящее!

    Оценка статьи: 4

  • Всем комментирующим спасибо. А особенный риспект Лауре, которая как всегда

    Оценка статьи: 5

  • Беда в том, что первое впечатление застревает в памяти навсегда, и его хоть рассудком и можно задавить, но на уровне подсознания оно неизменно. А первое впечатление довольно часто получается не от нормальных людей (чем там впечатляться-то?), а от всяких дегенератов (именно авантюристы первыми проникают в другие земли, государства). А потом начинает непроизвольно (есть у человека такая слабость) применяться квантор общности: "все ... козлы".

    Кроме того, человек не любит (точнее, боится) непохожих на себя (т.е. непонятных), по генетической привычке ожидая угрозы от всего незнакомого.

  • 5. Хотелось бы прокомментировать, да Лаура сказала уж все
    Близится время, когда каждый сможет сказать с гордостью: "Я - гражданин планеты Земля!". Ну, а пока, конечно, статейные проблемы остаются актуальными...

  • А я тут - со своими стереотипами и комплексами...
    Греки придумали науку. Египтяне придумали единого бога, евреи затем эту идею подхватили и развили до уровня всемирного... Римляне придумали закон и право. Французы придумали готику. Немцы - искусствознание. Британцы придумали парламентаризм.
    Русские придумали фэншуй - без конца прорубали и заделывали окна в Европу...

    • Юлия, я получила тройное удовольствие. 3 in 1. Матрешечка такая умненькая получилась. Ваша статья только зазвучала сильнее от ссылок на две другие, первую из которых, я кстати, пропустила и благодаря Вам прочитала. Спасибо. Оцениваю в 5 баллов и по форме и по содержанию.
      Коммент просто как ложка к обеду созрел и достоен быть процитирован как пример ксенофобской модели: "наши поезда самые поездатые, а все остальные - ..." Крайнее проявление ксенофобии - гражданская война. Люба верно заметила, если закон в отношении ксенофобов, юдофобов, афрофобов и т.д. не работает строжайшим образом, то это означает, что государство поощряет. Зачем это государству? - человека ненавидящего, боящегося, лопающегося от гордости за свой курносый или горбатый нос легко водить на коротком поводке, манипулировать им и очень плохо кормить и заботиться о нем. Он все равно будет сыт своей ненавистью к врагам и в восторге от своего положения, ибо не нами сказано: свое дерьмо не пахнет, а чужое смредит.
      ( это как примерчик: летом валяюсь на шезлонге под огромным зонтом на берегу озера Мичиган, мимо идет черная молодая пара, он ее нанавязчиво рукой за крутую черную попку держит и жалуется: ненавижу белых, какие они уроды, как от них воняет, у них даже дерьмо вонючее нашего! Вот, думаю, мол, даже белое дерьмо понюхал, чтобы сравнить, чье приятней пахнет). Пробачьте за низкий слог. Из песни слов...
      Что бы ни говорили, человечество интегрируется, границы размываются. Если мы сейчас не научим наших детей, что земля не Россия, не Мозамбик, не Дания, а масенький шарик для всех вместе и в пересыпку, то, верно, шок у них будет. Поэтому я лучше помолчу из-под зонтика вслед расисту, но внучке моей за такие слова мало бы не показалось, если бы ей вдруг в голову пришло. Да и не придет, теперь она комплексует, что белокурая белая и глазки голубые, хочет быть как все нормальные люди - смуглой, черноглазой и косоглазенькой.

  • Этноцентризм и ксенофобия - это две стороны одной медали: этноцентризм ведет к отторжению всего чуждого.

    Но нам бы немного здорового этноцентризма не помешало. Нация, которая не уважает сама себя, вряд ли чего-нибудь добьется!

    Оценка статьи: 5

  • Между прочим, возможны две реакции на новое и чужое. Либо ты начинаешь измерять это своим аршином и оценивать все лишь по результатам этих измерений, либо открыто и приветливо начинаешь изучать это чужое. Как этнограф, например.
    Не помню, где читала про эту "закованность", зашоренность "чужого". Либо в какой-то статье своей - о народном чтении? Либо в статье Герменевтика о цитатах? Скорее, второе. Чужое пытаемся воспринять как "цитату" из своего прошлого опыта?

    Может, о том, что в абзаце с "Отсутствие толерантности..." - поподробнее?
    Все ж целью поставить - определение трех понятий - маловато будет. Мне так кажется. Почему-то... Конкретность хочется видеть, "картинки".

    Оценка статьи: 5

    • Люба, погодите, статья ещё "в работе". Вчера как раз на толерантности и остановилась, потом скомкала (ну жутко спать хотелось ночью). Поэтому оставила пока так, скоро немного доделаю.
      Картинка?
      А у Герменевтика хорошо про это было, да!

      Оценка статьи: 5

      • Попыталась конкретизировать идею статьи. Цель - не в определении трёх понятий (хотя и это тоже - как доп.нагрузка). Цель - привлечение внимания к проблеме, чтобы читатель задумался о причинах явлений и об их устранении, если таковые найдутся у него...

        Оценка статьи: 5