Бахытжан Умбеталиев Мастер

Что мы знаем о «поясе Койпера»?

Если с большими планетами Солнечной системы астрономы кое-как разобрались, то небезызвестный пояс Койпера преподносит им все новые и новые сюрпризы. Открыта «десятая» планета, а теперь и «пятнадцатая». Выясняется, что за Плутоном таких объектов могут быть миллиарды! Причем самых различных размеров. Предположительно, начиная с астероидов диаметром несколько сот километров до объектов размером с нашу Землю. Что же это за пояс Койпера такой?

Оказывается, границы Солнечной системы намного шире, чем предполагалось ранее. По последним изученным данным американские ученые заявили, что в нашей Солнечной системе находятся не только классические девять планет, но и тысячи других. Да-да, не объектов, а именно планет. По мнению ученых, на окраинах нашей системы вращаются объекты, среди которых могут быть и планеты, сопоставимые размерами с Землей.

Кто такой Койпер? Как вы знаете, в 1930 году за планетой Нептун была обнаружена еще одна планета — Плутон. С тех пор было принято считать, что Солнечная система состоит из девяти планет, их спутников, астероидов и комет. Однако давно высказывалось предположение, что Солнечная система этим себя не исчерпывает. В 1949 году два астронома, англичанин Кеннет Эджворт и американец Джерард Койпер, предположили, что за орбитой Нептуна и Плутона, примерно на расстоянии 35−50 а.е. от Солнца должен быть «пояс» из различных объектов. Откуда, возможно и прилетают кометы и астероиды. Однако вплоть до 1978 года не удалось обнаружить ни одного объекта, кроме спутника Плутона — Харона.

Первый объект пояса Койпера. И вот, наконец, в 1992 году был открыт первый объект пояса Койпера, обозначенный 1992QB1 — диаметром 280 км. Но это было только начало. Вскоре после этого открытия посыпались как из рога изобилия. Так, к 2000 году было обнаружено уже 270 объектов.

На сегодняшний день в поясе Койпера насчитывается более 70 тысяч объектов диаметром более 100 км. Назовем только самые крупные из них: Седна (знаменитая «десятая планета»), Квазар, Иксион, Хаос, Варуна.

Не исключается, что могут быть обнаружены и планеты размером с Меркурий, и даже с Землю. Но и обнаруженные объекты являются не просто летающими «скалами», а именно телами, которые имеют форму сферы, с метановым льдом на поверхности.

Как возник пояс Койпера? Если про процесс образования планет Солнечной системы мы кое-что знаем, то образование пояса Койпера пока объясняется только гипотезами. Высказывается теория, что все тела, которые образуют пояс, были сформированы намного ближе к Солнцу и впоследствии были отброшены планетами-гигантами на окраины Солнечной системы. Как же это происходило? Стройная система образования планет Солнечной системы рушится на глазах. Какие силы должны были быть задействованы, чтобы выбрасывать на занептунную орбиту десятки тел размером, по меньшей мере, с Плутон? Следовательно, в процессе формирования планет происходили сотни столкновений, приведшие к нынешнему положению планет Солнечной системы.

Статус Плутона. Как видите, все эти открытия изрядно «расшатали» стройную и чинную ранее систему планет. Если раньше считалось, что система состоит из четырех внутренних планет, четырех планет-гигантов и самой маленькой «планеты-бродяги» Плутона, то теперь Солнечная система пополнилась тысячами новых домочадцев.

Что же с Плутоном? Если раньше он был самой маленькой планетой Солнечной системы, то теперь не может даже гордиться званием самого большого члена пояса Койпера. Оно досталось Эриде (бывшая Ксена, бывший объект 2003 UB313), хотя она всего на 6% крупнее. Можно выделить еще один объект из пояса Койпера — это Санта, с самым быстрым вращением.

Солнечная система не устает преподносить нам сюрпризы. Казалось бы, уж она-то изучена вдоль и поперек. Однако теперь приходится пересматривать ее строение заново, и именно благодаря поясу Койпера.

Обновлено 24.08.2009
Статья размещена на сайте 20.02.2008

• Бахытжан Умбеталиев,
    немного по стилистике, можно?

сопоставимые размерами с Землей.
    Более употребительно всё же:
    по размерам сопоставимые с Землёй.

Подозрительная фраза:
    Вскоре после этого открытия объектов посыпались как из рога изобилия.
    Может вообще убрать слово объектов. Тогда получим, «открытия» - подлежащее, «посыпались» - сказуемое, «вскоре после этого» - обстоятельство времени. (Можно ещё «Вскоре после этого открытия объекты посыпались как из рога изобилия.»).

изрядно «расшатали» стройную и чинную ранее систему планет
    Лучше:
    изрядно «расшатали» ранее|некогда|прежде стройную и чинную систему планет

А так всё здорово.

• 5!

Бахытжан, перечитайте эти два абзаца, возможна опечатка:

На сегодняшний день в поясе Койпера насчитывается более 70 тысяч объектов диаметром более 100 км. Назовем только самые крупные из них: Седна (знаменитая «десятая планета»), Квазар, Иксион, Хаос, Варуна.

Остальные объекты имеют диаметры от 100 и до 1000 км...

Возможно, надо было сказать "...более 1000 км"?

Иначе возникает противоречие с пересечением множеств: множество объектов "от 100 до 1000 км" является подмножеством множества "более 100 км", а не наоборот, что предполагает слово "остальные"

• От меня 5! Очень интересно и познавательно! А может там существует жизнь, в этом поясе? Может еще лет через сто, выяснятся и другие подробности.

• Спасибо! К своему глубокому стыду ничего не знал об этом поясе. 5.

• Статья более чем интересна и познавательна. Спасибо. "5".
    Только, мне кажется, не совсем "читабельна" фраза - "...уже найдено свыше тысяч объектов..." По-моему, допущена опечатка. Пропущено слово "нескольких" после слова "свыше"...