• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

В чем триумф и трагедия лайнера «Нормандия»? Часть 1

Корабли — как люди. У каждого своя судьба. Они рождаются, проживают долгую, или не очень, жизнь, в блеске славы или скромным тружеником, и умирают, порой гибнут трагически. В наше время все реже корабли используются как пассажирское транспортное средство — если надо пересечь океан, это проще и быстрее сделать на самолете. И огромные океанические лайнеры стали круизными, возят туристов по морям-океанам, даже в кругосветные плавания. А вплоть до второй половины ХХ века пассажирские суда были наиболее дешевым видом транспорта, если надо было попасть с одного континента на другой.

Морские державы стремились перещеголять друг друга, строя гигантские корабли и соревнуясь в скорости доставки пассажиров и грузов. Особо острая борьба за скорость шла между странами Атлантического бассейна: Великобританией, Францией, Германией, США. Именно для Атлантики создавались быстроходные, комфортабельные и дорогостоящие суда, и именно здесь зародилась и развивалась жесткая борьба за переходящий приз «Голубая лента Атлантики», присуждаемый тому лайнеру, который за самое короткое время преодолевал путь от берегов Англии до США. Приз «Голубая лента Атлантики», сначала чисто символический, потом в виде серебряного кубка, просуществовал более ста лет, с 1840 по 1952 год, когда он в последний раз был присужден американскому лайнеру «Юнайтед стейтс».

Ведь именно в борьбе за этот приз капитан, а точнее судовладелец печально известного «Титаника», пренебрег предупреждением об опасности столкновения с айсбергом и не изменил курса, что и привело к трагедии. В истории «Голубой ленты Атлантики» немало печальных страниц. Эта статья — об одном из самых больших и дорогих лайнеров первой половины ХХ века — «Нормандии», судьба которого сложилась так, что погиб он не в океане, в борьбе со стихией, а в порту, у причальной стенки.

Трансатлантический лайнер «Нормандия» был спущен на воду в октябре 1932 года на французской верфи «Пенноэт» в Сен-Назере. Причем во время спуска, когда гигантское судно со стапелей вошло в воду, на берег устремилась огромная волна и унесла более ста рабочих и гостей, стоящих близко к корме. К счастью, всех их спасли. Хотя многие усмотрели в инциденте неблагоприятное предзнаменование. В те тридцатые годы капиталистический мир был охвачен экономическим кризисом, безработицей, и число желающих пересечь Атлантику резко сократилось, несмотря на то, что судоходные компании снижали стоимость билетов. Поэтому судовладелец, компания «Френч лайн», отложила первый рейс нового судна до 1935 года, частично объясняя это достройкой и дооборудованием.

«Нормандия» имела колоссальные размеры. Длина ее корпуса составляла 313,75 метра, ширина — 35,9 метров, высота борта — 28, а средняя осадка, до ватерлинии — 11,2 метра. Валовая вместимость — 83 400 регистровых тонн (р.т.), мощность двигателей — 160 тысяч л.с. Для сравнения, легендарный «Титаник» имел длину 269 метров, валовую вместимость 46 300 р.т., мощность двигателей 46 тыс. л.с. и существенно ниже все другие параметры. Если бы «Нормандию» поставить вертикально рядом с Эйфелевой башней, то башня оказалась бы ниже по высоте на 15 метров! На его одиннадцати палубах могло разместиться 1972 пассажира и 1285 человек команды.

«Нормандия» в течение нескольких лет оставалась самым большим кораблем в мире. Хотя вскоре, в 1936 году, Великобритания спустила на воду свое гигантское судно — «Куин Мэри» (Queen Mary), уступавшее «Нормандии» по длине всего на 3 метра и по водоизмещению на пару тонн, обладавшее такой же мощностью двигателей. Но по маневренности и по роскоши внутренней отделки «Нормандия» была первой! Эти два лайнера вплоть до Второй мировой войны боролись с переменным успехом за обладание призом «Голубая лента Атлантики». Как выразилась одна путешественница: «Куин Мэри» — это английская леди в спортивном костюме, а «Нормандия» — юная француженка в бальном платье".

Несмотря на огромные размеры, «Нормандия» отличалась легкостью и грациозностью яхты, легко скользила по воде со скоростью свыше 30 узлов (узел — это морская миля в час), практически не оставляя после себя волн. Это было обусловлено идеальной с точки зрения гидро- и аэродинамики формой корпуса, разработанной главным конструктором лайнера, русским инженером-кораблестроителем В. И. Юркевичем (о нем нужна отдельная статья). В проектировании «Нормандии» Юркевичу помогали еще два русских инженера-эмигранта. Двигатели на лайнере устанавливались по системе инженера и изобретателя в области дизелестроения В. П. Аршаулова, гребные винты — по системе талантливого инженера А. Н. Харкевича. А салоны были расписаны тоже русским эмигрантом, художником Александром Евгеньевичем Яковлевым.

Одной из специфических особенностей корабля была турбоэлектрическая энергетическая установка. Судов с подобными установками тогда больше не было. В первом же рейсе «Нормандия» превзошла все показатели лучших лайнеров того времени: по продолжительности перехода, средней скорости, суточному пробегу. В самые последние минуты рейса на матче взвился голубой вымпел, свидетельствующий о том, что «Нормандия» установила новый рекорд Атлантики, развив среднюю скорость около 30 узлов и преодолев путь от Гавра до Нью-Йорка за 4 суток 3 часа и 5 минут! Все пассажиры получили медали с изображением «Голубой ленты Атлантики» и надписью «Сделано во Франции». В честь первого рейса «Нормандии» была выпущена специальная почтовая марка. С борта лайнера пассажиры могли послать письмо в конверте с изображением силуэта судна, гашение марок производилось особым штемпелем.

Помимо прекрасных мореходных качеств, «Нормандия» поражала богатством и роскошью отделки, превосходя в этом «Титаник». Здесь были прогулочные палубы, несколько ресторанов, салоны для курения, салоны для игр в карты, спортивные салоны, теннисные корты, бассейны, оранжерея и зимний сад с птицами, торговая площадь с огромным универмагом, несколько молельных помещений для разных религиозных конфессий, театр, библиотека и ночной клуб, и даже специальные каюты для собак. Была огромная телефонная станция на 1100 абонентов и своя пожарная команда из 27 человек. Обеденный салон имел размеры 90×13 метров, что на 16 метров длиннее зеркального зала в знаменитом Версальском дворце! Он сверкал от обилия хрусталя и позолоты. Полы устилали восточные ковры, ковер в главном салоне весил 30 тонн!

К услугам миллионеров были несколько апартаментов с четырьмя спальнями (с ванными в каждой), с гостиной, столовой и отдельной прогулочной палубой. Конечно, вся роскошь предназначалась только для пассажиров первого класса, помещения которого занимали девять десятых всего корабля. Пассажирам третьего и туристского классов не разрешалось даже проходить в помещения первого. Наши знаменитые писатели Илья Ильф и Евгений Петров были в числе путешествующих на «Нормандии» и очень ярко описали лайнер в своей книге «Одноэтажная Америка», кто читал — помнит. В июле 1937 года на этом лайнере возвращались домой после легендарного перелета из Москвы в Америку через Северный полюс наши летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков. В разное время на знаменитом корабле совершили плавание певец Ф.И. Шаляпин, кинорежиссеры Ф. Эрмлер и И. Ройзман.

И вот такому великолепному кораблю выпала очень короткая морская жизнь, инцидент при спуске оказался пророческим. Но об этом — во второй части статьи.

Статья опубликована в выпуске 24.04.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: