• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Делгир Кульчицкая Профессионал

В чем секрет гениальности? В откровенном безумии! Часть 2.

У Моцарта была мания преследования, он был убежден, что итальянцы пытаются отравить его. У Мольера были частые припадки сильной меланхолии. Россини был так расстроен покупкой дворца, что впал в страх нищеты и не мог даже слышать музыки, поэтому был вынужден лечиться у доктора.

Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни. Золя считал, что пережитое им в юности воспаление мозга «изменила самый мозг, даже повела к развитию известных талантов».

«Все таланты близки к безумию», — гласит итальянская пословица. Может, именно она натолкнула Чезаре Ломброзо, итальянского невропатолога, на то, чтобы провести анализ творчества и жизни гениальных людей? Написанная в результате книга «Гениальность и помешательство» до сих пор считается самой значительной работой в этой области и очень популярна.

В Индии есть пословица «Слишком умный подчас не отличается от дурака». Примерно такая же существует и у японцев. Киргизы говорят: «Если ума слишком много, человек становится бесноватым», а англичане считают, что если в пять лет ребенок слишком похож на взрослого, то в 15-лет он — сумасшедший.

В своей знаменитой книге Ломброзо доказывал, что для гениев характерны ненормально частые смены настроения, отклонения в сексуальной сфере, доходящая до абсурда оригинальность, их устная и письменная речь нелогична и противоречива. Основной отличительной чертой гениальных людей Ломброзо считал патологически частое чередование экстаза и упадка.

Идея Ломброзо не настолько оригинальна, как кажется на первый взгляд. Блез Паскаль доказывал то, что «чрезмерный ум близок к чрезмерному безумию» и мужественно приводил в пример свою собственную личность. Демокрит считал, что «без безумия не может быть ни один великий поэт». Похожие мысли посещали Платона, Аристотеля, Шекспира, Дидро, Шопенгауэра, Ницше.

Гофман говорил своим друзьям, что когда он работает за фортепиано, то лишь воспроизводит то, что кто-то подсказывает ему со стороны. Вкус мышьяка, которым отравилась госпожа Бовари, был прочувствован Флобером настолько реально, что вызвал у него реальную рвоту два раза подряд. Диккенс признавался, что видит и слышит своих героев, а затем все это записывает.

Огюст Конт, основатель позитивной философии, много лет лечился от психического расстройства, а когда выздоровел, то выгнал свою жену, которая заботилась о нем во время болезни, и объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии. Высказанная им мысль, что когда-то будет возможно оплодотворение женщины без участия мужчины, для того времени была действительно безумна.

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Увы, этого точно еще никто не определил. Действительно ли гениальность всегда связана с безумием? На это тоже нет однозначного ответа.

Одни психиатры — ярые сторонники теории Ломброзо, другие — противники. Г. В. Сегалин, развивавший теорию Ломброзо в России, вместе со своими последователями считал, что гениальность — это симбиоз одаренности и помешательства. Так что, если вы настолько гениальны, что испытываете раздвоение личности, будет лучше, если одна из этих личностей будет психиатром.

Все эти рассуждения по поводу гениальности и помешательства приводят нас к извечному вопросу: «Что есть норма, а что — патология?» Гениальность ни в коем случае нельзя назвать нормой, она не вписывается в общепринятые «нормальные» стандарты. Между тем, одно из течений в психиатрии полагает, что воспринимаемое обычно как психическая болезнь — это нормальное состояние, глубокий духовный кризис, по-разному переживаемый каждой личностью.

Если руководствоваться этой точкой зрения, то можно предположить, что гениальными становятся те личности, которые прошли некую переломную черту, критическую точку развития индивидуальности. Гении имеют право на свои недостатки. А у великих людей даже недостатки должны быть великими.

Статья опубликована в выпуске 21.07.2008

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прошу прощения, когда комментировал первую часть не обратил внимание на дату публикации. Со второй частью многое прояснилось... Отмечусь тогда уж и во второй части. Порадовало: Блез Паскаль доказывал то, что «чрезмерный ум близок к чрезмерному безумию» и мужественно приводил в пример свою собственную личность. Какая мужественная скромность
    Считайте, что оценил на 5+

    Оценка статьи: 5

  • А как вам Григорий Перельман?
    А у нас на работе есть мужик, гений - может это про него очень громко, способнейший человек, лет 40-45 ему, живёт с мамой, ходит с сеткой, одевается... под стать сетке.

    Оценка статьи: 5

  • Про папарацци. Любимый вами (и мною тоже) Пушкин писал про Моцарта и Сальери. А ведь Сальери тоже был талантлив. А того, что именно он отравил Моцарта, никто не доказал.
    Еще пример.
    Вчера вспомнила, что лет пятнадцать назад читала работу Фрейда, где он анализирует психопатологию Леонардо да Винчи. Жаль что вспомнила так поздно, надо было бы включить в статью. Было бы интересно!
    А ведь Фрейд -великий человек, папарацци его не назовешь.

  • помнится я смотрела документальный фильм про одного математика. к сожалению, сейчас не вспомню как его зовут. так вот - он был действительно генилальным ученым, и это было общепризнано. однако, его жена говорила, что он постоянно - "там" в мире вычислений и цифр. а на психиатрической экспертизе его признали психически больным, потому что он не знал...как добраться до собственного дома, совершенно не помнил адреса и не ориентировался - какой сегодня день недели. в остальном-то он был вполне нормальным, просто математика его настолько отвлекала от дел будничных, что он на элементарные вещи внимания не обращал, и соответсвенно не знал их. просто гениальность - это колоссальный постоянный поиск, а поиск не может происходить в покое и уравновешенности. кстати среди так называемого "обычного" населения только 10% здоровы психически. остальные под бо-о-о-ольшим вопросом)))

  • Я знаете как писал статью о Коммендаторе? Я прожил его жизнь за те 20 часов. Буквально по столу распластывался, так меня крутило.

  • Действительно, похоже на краткий сборник, но думается из-за формата... тема была, есть и будет еще больше интересна людям и обществу...

    Последнее время все чаще упоминается о инновациях в экономике, а инновация - это новое на уровне открытий... простые и "серогорбые" (читай, нормальные) люди заняты другим, как выжить, например...

    Здесь нужны - люди "с приветом"... мне симпатичны такие! С "хорошим приветом", конечно...

    В искусстве - такое сплошь и рядом до сих пор, и никогда не иссякнет... Самовыражение!!! Реализм не прокатит, нужны "тараканы в башке"...

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав, спасибо.
      Да, действительно я специально выбрала именно такой стиль статьи. Чтобы было более интересно и кратко. Ведь статьи в ШЖ приветствуются небольшие, а краткость - сестра таланта.
      К тому же более академичного материала по этой теме хватает в Инете.
      Я тоже думаю, что отличие гениальных именно в том, что они не боятся экспериментировать и не боятся выражать себя, не оглядываются на то, что подумают другие. Переходят внутренние преграды какие-то.

  • Занятное я нашла определение патографии: (греч. pathos - болезнь, grapho - писать). Изучение творчества писателей, поэтов, художников, мыслителей с целью оценки личности автора как психически больного. Вот так - ставится цель - оценить личность человека как психического больного, а за свидетельствами в его произведениях далеко ходить не придется.

    Эта пара статей мне не понравилась вот почему. Люди, занимающиеся художественным творчеством, открыты для разного рода папарацци. При желании же можно увидеть следы психического нездоровья в чем угодно. Напрмиер, в том, что на этом сайте собрались люди, которые пишут-пишут-пишут...