Шел трамвай десятый номер,
На площадке кто-то помер.
(Старинная городская песня)
Над ними провод с напряженьем,
Он подает вагону ток,
Трамвай по городу в движенье
На север, запад и восток.
(А. Крючков, заместитель генерального директора ГУП «Мособлэлектротранс»)
Недавно мне открылось новое знание. Оказывается, трамваи — явление не просто электротранспортное, но еще они суть источник романтического вдохновения и ностальгических раздумий. Вы спросите — как мне это открылось? Дело в том, что я люблю побаловать читателей своего блога картинами разных авторов. А набрав разнообразных картин, ставлю вопрос на голосование: что больше понравилось.
И вот оказалось, что если на картине присутствует трамвай — она гарантированно выходит на первое место! И комментарии, как правило, весьма вдохновенные.
Почему это происходит, что такого в трамвае, то ли постоянный ток стимулирует энергию Ци наподобие душа Шарко, то ли что другое — ученым еще предстоит разобраться. Но трамвай действительно вдохновляет и поэтов, и художников (картины прилагаются — к сожалению, можно только 5 иллюстраций, это мало, можно было бы намного, намного больше…),
и бардов:
«Трамвайчик» Леонида Сергеева
«Старый трамвай» Сергея Матвеенко
«На трамвайной остановке» Евгения Клячкина
«Трамвай № 39» Богушевской (исполнение с Ивасями)
Ретро-песенка на идише-русско-украинском про киевский трамвай
Довоенный вальс
В отдельных местах, где люди еще не осовели от трехчасовых пробок, а выражаются сочно и ярко, всегда есть работа бытописателям городской жизни и фольклора. Особенно почему-то есть чего записывать в трамваях, где вспыхивают искрометные дискуссии. В автобусах и маршрутках публика ведет себя совершенно иначе, молчаливее, все больше читает «курс бухучета» или говорит в мобило.
— Гражданин, вы сейчас выходите?
— Да, выхожу.
— А впереди вас?
— Тоже выходят.
— А вы их спрашивали?
— Да, спрашивал.
— И что они сказали?
— Знаете что? Идите вы уже…
— Что, прямо так и сказали?
В проходе стоит здоровенный мужик из породы биндюжников. Сзади робко спрашивают:
— Мужчина, вы сейчас выходите?
— Да.
— А впереди вас?
— Все выходят! Просто они еще об этом не знают.
Две подруги-одесситки залезли в трамвай — одна с передней площадки, другая — с задней. Поэтому разговаривают через весь вагон:
— Роза, у тебя есть на что сесть?
— Конечно!
— А чего ты стоишь?
— Так мест же нет!
Две ярко одетые девицы едут в дискотеку и на весь вагон обсуждают какой-то шампунь.
— Я вчера помыла голову, — орет одна. — Так теперь все волосы во все стороны торчат!
— А я гляжу — у тебя волосы торчат! Думаю, почему они торчат?
— Так я вчера голову помыла, вот они и торчат! — и тут одна случайно спотыкается о чьи-то вытянутые ноги.
— Ну? — орёт она. — Чего ты копыта выставил?
— Извините, пожалуйста! Просто я вчера помыл ноги — они и торчат…
— Почему трамвай не едет по синусоиде?
— Потому что в трамвайном проводе ток — постоянный!
Так вот, с чего мы начали-то? С загадки трамвая. Что в нем такого лирического, ностальгического и романтичного? Почему он действует так оживляюще и просветляюще?
Спешу порадовать: она не разгадана. Пока. Поэтому каждый может заняться исследованием. Но только не откладывая — во многих городах от трамваев почему-то решили избавиться. То им, видите ли, от трамвая шумно, то им трамваем медленно.
И что, там уже стали ездить тихо и быстро?!
Э-ээх... А у нас транваев сроду не было. А они, оказывается, такую пользу человечеству приносят...
Тем более - спасибо за небольшую аудиоколлекцию в тему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С каким удовольствием прочла, боже!
Была, была в Одессе, ездила от жд до гостиницы "Юность", и-таки да, трамвай - это особенное что-то...и, как ни грустно, волны времени смывают первым то, что несет в себе тайный смысл
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Просто трамвай на старинном фото.
0 Ответить
Красивые у нас когда-то были трамваи...
0 Ответить
Музейный экспонат.
0 Ответить
Сан-Франциско. Небоскрёба на заднем плане уже нет - рухнул во время землетрясения.
0 Ответить
Фуникулёр там же.
0 Ответить
Трамвай в Лиссабоне.
0 Ответить
На одном форуме когда-то была темка о давке в метро, но мне трамваи ближе... вот тут немного об одесских трамваях:
"А почему, собственно, метро? Ведь давка в час пик - неотьемлемая часть любого вида транспорта.
В Одессе нет метро, а само слово ассоциируется только со всемирно известным супермаркетом (гм... хотя давка бывает и там, особенно в выходные и перед праздниками ).
Но, я вам скажу, метро успешно заменяют трамваи: рельсы и накал страстей те же!
Об этом можно писать оды и повести...
Эх, да какое метро сравнится с трамваем маршрута 28 (Пересыпь-Море) часиков в 12 дня в месяце июле!? Половина вагона едет на Привоз, вторая половина на море. Девочки в юбочках "по самое не могу" и лифах от купальника, мальчики одетые... гм.. раздетые еще более демократично, разгоряченные влажные тела некогда жаждущие солнца, а теперь ненавидящие его за то, что оно раскаляет эту консервную банку под номером 28. И все вперемешку: девочки, мальчики, бабульки с корзинками и руганью, влажные от пота сиденья, рюкзаки, пляжные сумки, эти юбочки и шортики... Все трется, прижимается друг к другу, потеет друг от друга... И, казалось бы, сейчас достигнет апогея - завершающей, так сказать, логической концовки...
Ан нет! Остановка Привоз. "Чудесный" запах рыбы остужает страсти. Трамвай опустошается наполовину... Помятые платьица расправляются, стыдливо отодвигаются тела - ведь теперь все видно, не то что тогда... в давке... Но на следующей же остановке (ж-д вокзал), в нутро железного монстра врывается новая порция горячих тел, жаждущих моря и отдыха и все начинается сначала...
Остановка конечная (порой и в прямом смысле этого слова...). МОРЕ, остуди головушки...
А вы говорите - метро..."
0 Ответить
Точно, 28-ой ходил в Люстдорф от Привоза. Оттуда же шел 13-ый номер на Школьный аэродром. Я иногда ради кладбища на 2-ой станции Черноморки брала 28-ой, а потом выходила на Львовской и приходила к моему дому к 18-ой линии трамвая. Вот вышибло номер трамвая, который ходил по Комсомольской на Молдованку. Моя мама им ездила на работу на Разумовского в женскую тюрьму. Старческий эклер. Зато точно вспомнила, что именно бельгийцы строили трамвайные пути.
0 Ответить
0 Ответить
Можно, конечно, добавить научный трактат о воздействии трамвая на человека. Но большинство физиков - лирики: спасибо за творческий подход в наш технократический век.
0 Ответить
Очень мне симпатичны все статьи К.Старохамской. Наталья.
0 Ответить
А этот трамвай нарисовал я сам. Это иллюстрация к роману, который я же и написал.
Подруги дошли до остановки трамвая. Трамвай показался через две минуты. Это был массивный агрегат, видом напоминающий небольшой пароход. В его бортах напротив площадки были вырезы, вроде тех, что ведут на нижнюю палубу траулера. Машина располагалась сзади. Перед ней на площадке стоял машинист. Девочки предъявили ученические билеты, и кондуктор впустил их. Затем он дёрнул шнур звонка, вожатый дал свисток, и трамвай резво взял с места. Девочки держались за медные стойки. Ветер развевал воротники их матросок и коротенькие юбочки. Перед воротами старой городской стены трамвай остановился у водокачки. Через 15 минут машинист снова запалил горелки с помощью подожжённого кома бумаги, отрегулировал пламя, закрыл кожух машины, в 2 минуты развёл пары, и трамвай пошёл дальше.
0 Ответить
Да. Я сам очень люблю трамваи и жалею, что они постепенно уходят с улиц городов. Как жалели об этом мальчишки в "Вине из одуванчиков". И мне нравятся упоминания о трамваях в литературе и везде.
Однако странным в Токио кажется не только мусор, кружащийся на Гиндзе. Иногда с удивительными вещами, противоречащими здравому смыслу, можно столкнуться в ночном трамвае. К чему, например, красный и синий трамваи, едущие по безлюдным улицам, останавливаются на остановках, где нет ни души? Если вы не верите мне, как и в случае с бумажным мусором, возьмите и проверьте, хоть сегодня ночью. Особенно часто это случается на линиях Досака и Сугамо, хотя трамваи там совершенно такие же, как и везде. Да вот взять хотя бы недавний случай. Дней пять назад ночью красный трамвай, на котором я ехал, остановился как раз у Дангосакаситэ на линии Досака, хотя на остановке не было ни одного человека. Причём кондуктор, дёргая за верёвку звонка, наполовину высунулся из вагона и, как обычно, крикнул: "Есть кто-нибудь на посадку?" Я сидел неподалёку от него и сразу же выглянул в окно. И что же? Ни у столба на остановке, ни на широкой улице, где все двери домов были закрыты, не оказалось ни души. Лишь луна тускло светила сквозь лёгкую дымку. "Странно!" - подумал я, кондуктор дёрнул за верёвку, и трамвай поехал. Однако я продолжал глядеть в окно, и, по мере того как мы отъезжали, мне стало казаться, что в лунном свете маячат, всё уменьшаясь, человеческие тени. Возможно, это игра моего больного воображния, но зачем же тогда кондуктор красного трамвая, мчавшегося вперёд, остановил его там, где не было людей? И притом такое случалось не только со мной, но и с несколькими моими приятелями. Так что вряд ли можно сказать, что кондуктор в тот раз просто спросонья остановил трамвай. Один из знакомых рассказывал мне, что однажды он одёрнул кондуктора: "Не видишь, что ли? Никого нет!" Кондуктор же изумлённо возразил: "А я думал, там полно народу"
(Рюноскэ Акутагава, "Ведьма")
0 Ответить
Спасибо за Рюноскэ - одной мы крови, усиками обнюхавшись, ты и я. Спасибо, что читаешь мое любимое.
0 Ответить
Супер! А особенно одесские трамваи - это "шо-то особенного"! Строили трамвайные пути не одесситы: соврать боюсь - то ли бельгийцы, то ли голландцы. Не важно. Трамваи были зимние и летние. Летние - такие кружевные, легкие.. воздушные. Дверей в них не было. Спрыгивать-запрыгивать было обычней, чем как положено. Где тебе удобней, там и тапки. На колбасе было принято у детей. Все конечные остановки кучковались в районе ж\д вокзала. Трамваи там брались приступом. Особая наука была как первым у дверей оказаться. Вожатые везли с прибаутками. Такую одну заполнила: чи Чикалова, чи Чижикова, чи Чичерина - чи выйдем чи дальше поедем? Я уже КЮ писала, не помню, делилась ли опытом как в Одессе можно всю жизнь было бесплатно в трамваях ездить. Я с 13 Фонтана ехала каждое утро на 2-ю станцию в школу. Билет - 3 коп. А пирожок с требухой 4. Ну, кто же после этого билет станет покупать ( а тогда еще тетки-билетерши с такими рулонами как туалетная бумага на груди были.) "Влазю" и голубым глазом до тетки - как проехать к Ботанической улице и дойти до школы? Та начинает объяснять. Та тю женщина, та шо вы такое ховорите ребенку. Так, слушай сюда. Мужчина, иде вы это взяли? Ха, иде я взял! Иде я взял?! Третий встревает. Ша: слушай сюда. Шоб я так жил! И пошло-поехало... И так до 2-й станции они базарят а я себе без билета затихарюсь и еду. А это? В Москве в трамвае пишут - не высовываться. В Киеве - нэ высовуватыся. В Одессе - высовывуйся-высовывуйся, таки посмотрим шо будет! КЮ, Вам бы сейчас мою рожу видеть! Это как у Паниковского: какая ножка,. фемина... Скажите, у вас скоро отпуск какой или поездка? Этот бардак пора прекращать - вчера кофейная статья до печенок достала, сегодня за Одессу. Там еще с синенькими была нахальная провокация и атака салом. Нет, пора ехать. (Стоят 3 еврея на Привозе и балакают: первый о ценах на привозе, второй о здоровье Рабиновича. Третий: шо бы ви тут не говорили, а ехать надо. ОК. Уехали. На Брайтоне: О, Хаим, привет! Ну как, уже устроился? Та не, ты шо - еще работаю.) ЗЫ: картины! Вы что, инфаркта моего ждете? Обалденные. Где-где такие художники водятся? Иде?!
0 Ответить
Любой город может гордиться своими трамваями. Кёстнер вот о берлинских писал. И в Лондоне они когда-то были...
0 Ответить
Очаровательная статья. 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Знает,знает,но молчит.
0 Ответить
Обожаю трамваи, жаль, их почти уже нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Картин могло бы быть и побольше...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Картин могло бы быть и побольше... - больше пяти картин шаблон статьи не пропускает. А то бы я развернулась.
0 Ответить