Этот день был посвящён Громнице (позже — Громнице-Богородице), стоящей на камне, велящей огню и воде. В ее честь игрались воинские игры о битве Света и Тьмы, о победе Весны и Солнца над Зимой и Холодом. У нас эти празднования проходят на Масленицу, которая частенько приходится на февраль, в Европе — точно на день Бригитты (богини огня, трансформировавшейся с приходом христианства в святую Бриджитту, повивальную бабку Девы Марии). Праздник этот дольше всего сохранялся в Полоцкой земле. На Руси он имел название Сретенье. В этот день Зима стареет и дает отчаянный бой выезжающей на Солнечную тропу молодой Весне. Это сражение женских богинь является прямым наследием доведической эпохи. В этот день закликают Солнце, чтобы оно увидело свою сестрицу Весну. Устраивают игры-зимоборы, когда деревня разделяется на две партии, которые сталкиваются стенка на стенку — и эта забава символизирует встречу Зимы с Весной. Громница получила своё название оттого, что это единственный зимний день, когда может случиться гроза — с громом и молниями. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она даёт им надежду на скорейшую весну.
Итак, с этим днём наши предки связывали приход весны — начинали петь первые птицы, рацион пополнялся овечьим молоком… Конечно, сейчас, глядя в окно на метель, всего лишь пару дней назад укрывшую землю, трудно назвать этот день началом весны. Но раньше верили, что снег и ветер на Громовицу — к скорой и тёплой весне:
Коли на Громовицу тепло и солнце светит — зима нескоро уйдёт,
А если ветер и снег метёт — скоро весна-красна придёт.
Следует, однако, отметить, что традиция празднования начала весны в феврале свойственна не только славянам. В Европе с заката 31 января по закат 2 февраля отмечали Имболк. Имболк — зимний обряд очищения, один из Четырех Огненных Праздников (Вальпургиева ночь, она же Балтайн, День урожая Ламмас и День всех святых Самайн), который отмечает возрождение природы. Имболк — праздник дома и домашнего очага. Он раньше других стал семейным праздником, его отмечали не всем племенем, а каждым домом в отдельности. Считалось, что в этот день нельзя уходить из родной деревни в чужую, присоединяться к чужим гуляньям и процессиям. Многие земледельческие народы Европы в Имболк праздновали появление какого-либо знака природы, свидетельствовавшего о близком окончании зимы, о пробуждении мира от зимнего сна: брожение сока в кленах, возвращение определенных видов птиц, первую песнь жаворонка, рождение ягнят, появление весенних созвездий на зимнем небе, пробуждение медведей от зимней спячки.
Согласно кельтской мифологии, в день Имболка Мать Хлеба набиралась сил на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), отдыхая и восстанавливаясь после того, как в период Самайна отдала свою жизненную силу Богу, помогла ему возродиться. Имболк — празднество возрождения Богини, а вместе с ней — и всей земли. Этот день — могущественный день для любого колдовства, но особенно — для магических действий, связанных с родом, рождением, восполнением. Кроме того, Имболк считался днем очищения — ведь позади оставался трудный, холодный период. Возрождалась природа, возрождалась Земля, и соответственно возрождался сам человек. С этим связаны многочисленные ритуалы омовения, кроме того поливали водой домашний скот и собак, с особыми тщательностью и усердием убирали дом, и обязательно оставляли на ночь горящую свечу — как символ возрождающегося тепла, как символ огня — одной из очищающих стихий.
Древние традиции сегодня забыты — что в Европе, что на славянских землях. Связь с предками прервана. Но ведь, не зная своих корней, не держась за них, человек не сможет развиваться, а его род — расти…
не зная своих корней, не держась за них, человек не сможет развиваться, а его род – расти…
Спасибо! Таки не только русским, но и всем прочим коренным народам европы уже не одну сотню лет навязывают знание не своей истории, а истории богоизбранного народа..
пс Это один из первых цветков, которые распускается у нис на газоне.
Оценка статьи: 5
0 Ответить