Валентина Пономарева Грандмастер

Почему Новый год в Индии «плавающий», а календарь включает Паузу, приходящуюся на григорианский Новый год?

Единый национальный календарь Индии, древнейшего государства на всей планете, очень молод. Он введен в действие 22 марта 1957 года, т. е. чуть более полувека назад.

А до этого…

Наряду с григорианским, действовало множество других календарей. Например, одним из наиболее распространенных в северных и центральных областях был самватский. В нем продолжительность солнечного года увязывалась с течением лунных месяцев. Началом летоисчисления здесь принят 57 год до н.э.

В 1944 году Индия отмечала двухтысячелетний юбилей этого календаря, связанного с эрой Викрам самват, названной по имени идеального властителя и национального героя древности — Викрама (Викрамадитьи). Имя его фигурирует во множестве легенд и преданий, повествующих о том, как мудрый, великодушный, справедливый и бескорыстный правитель изгнал иноземных захватчиков и всеми силами стремился обеспечить благоденствие народа.

Привязка к эрам была характерна и для других календарей, каждый из которых имел собственную нулевую точку отсчета исторического времени. Так, по эре Калиюге — это 18 февраля 3102 г. до н.э., по эре Нирване — с 543 г. до н.э. и т. д.

Всего в стране действовало несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, по которым определяли сроки праздников и обрядов. Вот и Новый год отмечался в разные сроки (отличавшиеся не только по дням, но и по месяцам, и даже по временам года).

Как же это случилось?

Ответ на поставленный вопрос довольно прост: многочисленные княжества, занимавшие территорию Индии, долго существовали в относительно изолированном друг от друга режиме. Вот и вышло, что у них получилось время — «разное»: на юге было более распространено одно, на севере — другое и т. д.

Кто-то скажет: «Ну, в древности это еще допустимо, а потом-то как?», — и будет прав, вопрос резонный. Когда наступила «новая эра», эра средств массовой информации, был найден любопытный выход: в газетах и т. п. датировка велась по григорианскому календарю (получившему хождение в Индии со второй половины XVIII в.), но частенько к ней добавлялась и местная, гражданская дата, т. е. применялся двойной принцип летоисчисления.

Что собой представляет Единый национальный календарь Индии?

В основу его положена эра Сака (Шака), применявшаяся во многих календарных системах Индии. Начало ее приходится на 15 марта 78 г. н. э. и связывается с началом правления царя Саливахана. По легенде, Саливахана родился уже таким же взрослым, как его мать.

И это принципиальный момент предания, поскольку тогдашнему правителю города, где жил герой повествования, приснилось, что он погибнет от руки человека одного возраста со своей матерью. Разослав шпионов, он получил информацию, где находится Саливахана, отправился к нему и предложил сразиться. Бой закончился так, как и было предсказано…

Продолжительность календарного года по современному индийскому календарю соответствует длительности тропического года: 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Каждый четвертый год в этом календаре — високосный. Гражданский календарный год в обыкновенном году содержит 365 дней, а в високосном — 366. А начинается он обычно 22 марта (в високосном — на день раньше).

В году 12 месяцев: в первых шести по 31 дню, в остальных — по 30. Но если год не високосный, то в Чайтра, первом его месяце, тоже 30 дней. По забавному совпадению десятый месяц года у индусов называется Пауза (Пауса, Поуш, Пус) и приходится на время с 22 декабря до 20 января.

С Новым годом!

Но не только государственный Новый год наступает сегодня. Местные традиции продолжают жить, и по эре Коллам, например (в Керале), начавшейся с освобождением земли из-под власти моря легендарным Парашурамой, календарь соответствует двенадцати знакам Зодиака.

Вишу, новогодний праздник, отмечается по нему на второй день месяца Медом (месяца Овна, или «меша» — на хинди). К нему полагается за ночь сделать «кани» — предмет, который считается хорошей приметой, и поставить его у восточной стены лучшей комнаты в доме. Утром его увидит каждый член семьи и будет обеспечен удачей на весь год.

И, конечно же, не обходится без подарков. Этот обычай называется «Вишу кунитам» (простирание руки за Вишу). Богатые дарят бедным родственникам, старшие — тем, кто моложе. Это тоже залог удачи для тех, кого одаривают, а дарители будут отмечены судьбой в тысячекратном размере.

Парсы (потомки древних огнепоклонников из Ирана) следуют фаслийскому календарю и вместе со всеми последователями зороастризма в мире отмечают Навруз или Джамшед Навруз, поскольку с именем древнего царя Джамшеда связывают, в числе прочего, и систематизацию календаря.

Когда-то и могольские падишахи в Индии отмечали этот день как один из важнейших праздников знати. Одним из любопытных обычаев было взвешивание императора в Навруз для определения веса золота и серебра, которые будут раздаваться бедноте. Акбар ввел веселую дворцовую забаву: распродажу дорогих безделушек, где продавщицами были девушки из знатных семейств, лихо взвинчивавшие цены.

В разных местностях страны Новый год будет праздновать в апреле, мае, сентябре, октябре, декабре… Мудрый Джавахарлал Неру отмечал, что изменить календарь — не так-то просто, и поэтому нельзя сразу перейти на всемирный, но приближаться в нему надо.

Конечно, надо: времена удельных княжеств уходят в безвозвратную даль прошлого, и с каждым веком, десятилетием, а может, и годом народы оказываются ближе друг к другу. Так что сверить часы не мешает. А праздники пусть будут!

С Новым годом! Счастья!!!

Обновлено 21.03.2009
Статья размещена на сайте 17.03.2009

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: