Константин Кучер Грандмастер

За что можно любить Елец?

Страсть, как не люблю я этот Елец!

Это ж просто ужасы их городка. Мрак полный. Самое паршивое место на всей трассе М4 «Дон». Ну, как на мой вкус и цвет. Что с Воронежа, что на него родимого пилишь… Что в лоб, что по лбу. Всё едино. Мост-то через эту Быструю Сосну — один. И движение по нему… Совсем не быстрое.

И как сплошное издевательство — огромный баннер с раскрашенной в билайновскую «зебру» улиткой на пролётах уже железнодорожного моста, что над дорогой сразу после того, как этот автомобильный переползёшь, морду к Москве повернув. «Тише едешь — дальше будешь!» Уж куда «тише»?! Про «дальше», не вспоминайте лучше… Не будите во мне зверя.

Моя б воля, послал этот Елец, с его постоянно-действующей пробкой, куда подальше, так толку… Ехать-то надо. Хоть вспоминай апостолов вместе со всеми их родственничками до седьмого колена и дальше, хоть нет. Затор от того не рассосётся и быстрее не поедешь. Первая-вторая-третья, первая-вторая…

Так и танцуешь танго на тех Елецких окраинах.

А ведь есть же люди, для которых нет ничего дороже и милее этого небольшого городка в Липецкой области. Вот за что они его так? Кто б мне ответил на то и глаза открыл? Я б ему для такого дела большой и вкусной конфеты не пожалел.

Моросит. Неуютно Нет. Нету пока охотников до сладкого. Самому приходится. А как мне на всё отвечать, так я бы… Для начала заглянул в Елецкие музеи.

Только не надо мне про то, что все провинциальные музеи — одинаковые. Это — примерно, как та байка про всех китайцев, что нынче не только на Хабаровском рынке, по всей России свой товар нам предлагают. Мол, все они — на одно лицо. А вы в них вглядывались? Так сделайте это. Да попристальнее. Попристальнее. И увидите тогда, что совсем это не так.

Вот и музеи в Ельце… Их там не так уж и много. Краеведческий, литературно-мемориальный… Ивана Бунина.

Да-да. Того самого. Нобелевского лауреата. Может, кто ещё не знает? Так жизнь Ивана Бунина одно время была очень тесно связана с Ельцом. Хотя родился писатель в Воронеже, но в 1881 году был зачислен в первый класс именно Елецкой гимназии. Той самой, в которую двумя годами позже пойдёт другой известный писатель — Михаил Пришвин. А ещё через несколько лет, в 1888 году и сразу в 7-й класс, — будущее светило российского богословия XX века — Сергей Николаевич Булгаков. Если кому это имя мало о чём говорит, то посмотрите картину Михаила Нестерова «Философы». Справа — Павел Флоренский, а слева, вот он, бывший Елецкий гимназист, — Сергей Булгаков.

Михаил Нестеров. Философы И это ещё не всё! Вернее, не все. Преподавал географию в этом учебном заведении Василий Васильевич Розанов. Один из самых противоречивых русских философов XX века. Вы можете это представить? Четыре личности мирового уровня в одном месте и примерно в одно время! И где? В небольшом провинциальном уездном городке. Правда, «в небольшом» — это по нынешним меркам.

А во времена царствования Николая I купцов 1-й гильдии в Ельце было больше, чем в административном центре губернии — Орле. Потому совсем не удивительно, что специальным императорским указом он был приравнен в торговых правах к портовым и губернским городам.

Когда-то в таких домах жили елецкие купцы В 1910 году в Ельце жило 57 тысяч человек. Почти в два раза меньше, чем сейчас. Но на тот момент времени по числу жителей Елец вдвое превосходил Липецк, обогнал губернскую Калугу, а с соседним Ефремовым, который только подбирался к 10 тысячам, его даже рядом нельзя было ставить.

Да, отвлёкся немного. Но, как мне кажется, не зря. То, о чём только что рассказал, — не просто интересные факты, это весомые аргументы в пользу того, что Елец — не рядовой районный центр, а город с очень интересной и яркой биографией.

И где её лучше, как не в музее? Тем более, что они в Ельце — не простые. А тоже… Со своей изюминкой.

Литературно-мемориальный открыт 4 июня 1988 года и на тот момент времени был первым и единственным музеем Ивана Бунина в мире. Краеведческий вырос из созданного при Елецком отделе народного образования школьного музея наглядных пособий. Одним из инициаторов его создания был Михаил Пришвин… Преподаватель Елецкой школы второй ступени. Бывшей гимназии.

А открылся музей… 6 сентября 1918. Именно. 1918-го. Гражданская война. Разруха. Море разливанное проблем вокруг. А тут… Музей наглядных пособий. Это какой же силой духа нужно обладать, чтобы в то время, когда всё и вся кругом рушится и разваливается, думать о созидании?

Да. В музеях вам популярно и доходчиво объяснят, что Бунин неоднократно описывал Елец в своих произведениях и его «Деревня», «Жизнь Арсеньева», «Суходол» — это он. Этот город. Музейные работники назовут точные цифры достопримечательностей республиканского и местного значения, находящихся под охраной государства, и не преминут упомянуть о том, что как один из древнейших населённых пунктов страны Елец включен в список 115 городов Российской Федерации, имеющих интересные памятники истории и архитектуры.

Это всё очень интересно. И не менее важно. Мне очень хочется, и я обязательно постараюсь — об этом. Но… Потом! А прежде чем слушать экскурсовода, просто походите по музеям. Посмотрите на их экспонаты.

На чемоданы Бунина, с одним из которых в 1933 году он ездил на вручение Нобелевской премии в Стокгольм. На принадлежавшее когда-то Пришвину двуствольное ружьё немецкой фирмы «Гейм». На внесённую в каталог ЮНЕСКО, как прообраз аккордеона, изготовленную в 1928 году в селе Волчье Елецкого района Иваном Черных рояльную гармонь на 120 басов с полутонами, охватывающую диапазон звуков от «до» первой октавы до «фа» третьей. На обычную бутылку тёмного стекла с обычной надписью на этикетке — «Перед употреблением взбалтывать. Елецкий ликёроводочный завод», но с необычным содержимым: горючей смесью для уничтожения фашистских танков.

Походите, посмотрите, попробуйте… Впитайте в себя тот дух, который среди всеобщей разрухи думал о созидании. А потом выйдите на улицу и…

Мороз и солнце Вот они! Если, как на Воронеж, да перед железнодорожным мостом с проклятым баннером про «Тише едешь» — влево… Буквально чуть-чуть и вот они, на Промышленной. Сначала построенный в 1888 г. и функционирующий до сих пор первый элеватор России на 400 тысяч пудов зерна, а потом — памятник промышленной архитектуры конца XIX века — Елецкий ликёроводочный завод. Продукцию которого и сегодня можно купить в любом продовольственном магазине города, района и области.

И как бы комфортно не было мне на финских трассах, где большей частью меньше ста держать никак нельзя, там… Там я никогда не буду своим. А здесь… Чуть опусти боковое стекло и пошёл, пошёл в кабину воздух… Тот, вдыхая который, сразу понимаешь… Своё… В Бога, душу и маму лично неизвестного мне, но как-то очень дорогого Кузьмы, — СВОЁ! И ты здесь — свой. Что бы ни случилось — не бросят. Дотащат до ближайшего ремонтного бокса на «галстуке», ничего не попросив взамен, только бросив устало на прощание: «Бывай, земеля. Не кашляй»…

Он свой. Этот небольшой районный центр на юго-востоке Липецкой области. Город, где окрошка делается на белом ржаном квасе. И только на нём. Если на чём ином, типа тёмного кваса, так то уже чисто московское извращение и выпендрёж.

Жа-а-арко... Вот за это. За то, что он свой… Даже танцуя дорожное танго на Елецких окраинах и поминая апостолов со всей их родовой, всё равно… Даже не зная того, я люблю этот город. Свой. Родной и близкий мне по духу. И, надеюсь, не только мне.

_________________________

В качестве иллюстраций к тексту статьи использованы фотографии с сайта www.elets-adm.ru/

Обновлено 16.06.2009
Статья размещена на сайте 23.03.2009

Комментарии (42):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Михаил Берсенев Михаил Берсенев Грандмастер 2 октября 2009 в 18:03 отредактирован 2 октября 2009 в 18:05

    Опа-на, статья про Елец! С любовью написано. Мне там приходилось бывать. Красота первозданная! Но вот что удивило - это центральная улица Ельца, не помню, как называется. так там столько бутиков да с такими товарами, что и в Москве я не видал!
    И еще поразило, что общественный транспорт - автобусы напрочь забиты людьми ездят. Я сам там катался на этих автобусов, не за рулем был. И что удивило -никто не ругается друг на друга, едут, беседуют люди. С завода тот люд с какого-то ехал до дому после смены.

    И там я пел песню , если помните группы Черный кофе
    Деревянные церкви Руси!
    Перекошены древние стены!
    Подойди и о многом спроси
    в этих срубах есть сердце и вены!"

    Эта провинциальная Русь! Прелесть для жителя мегополиса! Эх! Спасибо за ностальгию, Константин

    Оценка статьи: 5

    • Не за что, Михаил. Совершенно не за что. Это Вам большое спасибо за такой удивительно-лиричный отзыв. Прочитал его и сразу всё вспомнил. Практически в реале постоял в этой знаменитой пробке, которую каждый, кто хоть раз по М4 ходил, наверное, помнит.
      Первый раз в неё попал, дождь поливал. Уже нудный такой, осенний. А у меня задний дворник отказался свою фунцию исполнять. И так в этой пробке настроение на нуле, ещё и проблема из ниоткуда, на ровном месте, нарисовалась...
      Вот за что мне этот город?! А как стал вглядываться... Так очень он даже симпатишный.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 октября 2009 в 22:02

        читать дальше →

        • Спасибо, Марианна. На мужичков как-то не обращал внимания, а вот отворотку вправо - "Елец", когда к городу подходишь со стороны Воронежа, взял на заметку. Даже нашёл в Сети карту Ельца, чтобы как-нибудь попробовать не по объездной, а через город... Но потом вопрос сам собою решился. Как-то постояли мы со свояком в этих пробках на М4 и решили попробовать по М2 "Крым" через Курск. Конечно, вот сам проход через Курск, в отличие от Воронежа, ещё не отработан, зато как только выходишь на трассу... Чистое здоровье. Да, качество покрытия похуже, но загруженность этой магистрали в разы (в разы!) меньше. Транзитников практически нет. Только если московские номера из Крыма домой возвращаются. А так, по Курской области почти исключительно курские номера, по Орловской - только орловские, по Тульской - тульские...
          А Елец дважды. За всё время - ТОЛЬКО ДВАЖДЫ проскакивал без задержки. Это, если идёшь от двух-трёх ночи до пяти утра. Но у меня так почти не получается. Даже если за один руль четырьмя руками держишься, всё равно до или после Москвы отдых небольшой нужен.

  • Константин Кучер, ну Вы и закрутили сюжетец! Я как коренная ельчанка с первых строк начала возмущаться: да как это так!? причём здесь пробки, этот дурацкий мост и погода!?
    но дальше оттаяла....
    спасибо Вам за такую замечательную статью о моём родном Ельце!!!!! Приезжайте ещё!!!!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Элина. Очень приятно получить отзыв от человека, который не понаслышке знаком с тем, о чём идёт речь в статье. Буду искренне признателен, если найдёте время посмотреть и сочтёте возможным высказаться по иным, уже готовым, материалам елецкого цикла.
      За приглашение - отдельное спасибо. ОБЯЗАТЕЛЬНО!

  • Интересный и самобытный городок. В свое время с удовольствием погулял по его улочкам. Есть уголки, где внешне все-то 19 век. 5

    Оценка статьи: 5

    • Искренне завидую Вам, Владимир. У меня с этой пробкой всё как-то больше настроение - быстрее... Быстрее бы этот мост проскочить и дальше, дальше от Ельца. Правда, тут, в Сети, прочитал, что в 2010 году обещают закончить его реконструкцию и обеспечить среднюю скорость движения на елецком участке в районе 125 км/час. Пока в это даже и не верится...

  • 5!

    Очень красочно описали, Константин! Да, и в малых русских городах есть свои достопримечательности и красоты. Никогда не бывала в Ельце, читать было приятно!

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда... Всё, что только что прочитал, В ПОЛНОМ объёме и к Вам относится. Я ведь очень хорошо помню Вашу статью о Каргополе. И редакцию попросил, чтобы они из одной из статей елецкого цикла сделали "синий переход" на Ваш Каргопольский материал, и сам думаю попробовать об этом городе немного написать. Действительно, хоть и северный, но очень тёплый город со своей доброй аурой. И заслуживает того, чтобы - о нём.
      "Город Каргополь, ах, город невелик!
      Да забыть его мне сердце не велит!"

      • Константин Кучер,спасибо за добрую память. В детстве моем была такая частушка - "город Каргополь - не город, городом не назовешь, электричество погаснет - керосину не найдешь". Но такая ситуация была во многих городах. А теперь там и интернет есть, хотя по-прежнему остается крошечным, как в песне "...пылью тягучей по грудь занесен...", живут люди неторопливо, спокойно. Конечно, побывайте и напишите о своих впечатлениях. Теперь вроде бы и дорога вполне проезжая, племянница на машине из Костомукши в Няндому ездят летом.

        Оценка статьи: 5

        • А это так, чтобы могли посмотреть, Гертруда, на родные места.
          Село Лядины. Если присмотреться, на жёлтой вывеске над входом написано "Торговая лавка". И сам дом. Настоящий. Северный. Русский. Где под одной крышей - всё. Мало ли, заметёт не на один день, так не выходя из дома, можно все проблемы решить. Первый этаж дома - лавка и жилой. За лавкой, видно в правой части снимка - продолжающаяся жилая пристройка. Слева же от лавки и жилья на первом этаже, вместо бывшего там ранее хлева, - гараж. А второй, холодный этаж, где были летние жилые комнаты, скорее всего, переоборудован под торговый склад. И! Обратите внимание - окна второго этажа, в целях уменьшения теплопотерь - хорошо заделаны.
          И хотя видно, что дом достаточно старый, но заметно и влияние современности. 1. Хлев переоборудован под гараж. 2. Весёлое голубенькое место сооружено для приходящих в лавку покупателей. Если на лавочку может и хозяин сесть, то урна... Эт точно для покупателей. Хозяин у своего дома что разбрасывать не будет. 3. Ну, и настоящая дань веяниям технического прогресса - "спутниковая "тарелка" и обычная, дециметровая антена.
          А в левой части снимка, за деревом, виден мой пепелац.

          • Константин Кучер, спасибо огромное, особенно за Лядины! Мама моя родом с Лядин была, ее родители там дом имели , до 1932 года там жили, а потом дедушка (он фельдшером был) переехал в Каргополь, где вскоре и умер, но похоронен был в Лядинах . А я там никогда не была, все мои приезды в Каргополь бывают с Няндомы и кратковремнными. Но в следующую поездку все же соберусь и в Лядины, уговорю двоюродную сестру поехать вместе. А как туда дорога из Каргополя - летом проходима?

            Оценка статьи: 5

            • Гертруда.
              1. Думаю, не будут на меня модераторы ругаться. Просто весь фотоальбом не перетащишь же на Школу. А на Фото Майле у меня есть специальный Архангельский альбом. Эти два снимка - оттуда. И кроме них там есть и по Каргополю, и по Лядинам. Адрес вот - http://foto.mail.ru/mail/gulbene/741
              Если будут какие вопросы - пишите, постараюсь ответить.
              2. Лядины - красивое село и там есть что посмотреть. Мало кто знает, но там один из немногих сохранившихся до сего дня "полных" погостов (тёплая зимняя церковь, холодная летняя и колокольня - всё, естественно, деревянное). Про Кижи многим известно, а вот про Лядины...
              3. За дорогу от Каргополя до Лядин даже не беспокойтесь. Наша беда - это межобластные стыки. Потому самые трудные (из-за которых часто бывают проблемы) это 15-20 км по Кенозерскому парку на въезде из Карелии. Далее - обычная российская трасса. Не Европа, конечно, но для нас - НОРМАЛЬНО. Проходимо круглогодично.

        • Гертруда. Вот, по поводу дорог. Надеюсь, Вам интересно будет посмотреть. Это, наверное, поняли - въезд в Архангельскую область со стороны Карелии. Только что позади остался Приречный. Впереди - Кенозерский национальный парк. Поморы - честные ребята, откровенно предупреждают о состоянии своих дорог. Видите, слева от информационного знака "Архангельская область" уже предупреждающий знак - "Скользкая дорога". А под "Областью" - ещё два предупреждающих. Верхний можно разглядеть - "Опасные (крутые) повороты", а нижний припорошен только что отбуянившей метелью. Потому просто говорю - это "Выброс гравия из-под колёс"...
          Нет, такие дороги, как в Кенозерье, по России ещё поискать надо. Уж на что наши Приладожские серпантины - не конфетка, но с кенозерскими дорогами - это просто детский лепет...

        • Да я бывал, Гертруда. Мне в Пудоже иногда подбрасывают работёнку, а оттуда до Каргополя по нашим масштабам уже всего ничего. 175 км. Дорога, действительно - проезжая. Очень точное слово. Правда, не всегда. В весеннюю и осеннюю распутицу - лучше не соваться. Если лето сухое, то проблем не будет. Если "мокрое", как нынче, то лучше на "Ниве" или УАЗе. И то, предварительно рекомендую пораспрашивать местных мужиков - давно ли кто ходил в ту сторону и как там.
          А так, подтверждаю, город не только красивый, но и очень тёплый. Приветливостью и благожелательностью своих жителей. Про существование платных охраняемых стоянок, как мне показалось, там даже не подозревали, когда я там был. Но вот захотелось приезжему. Так я машину загнал во двор... местного райотдела милиции, прямо под окно дежурному. Правда, я об этом уже днём узнал. А ночью сказали - Загоняй туда! Ну, я и загнал...

  • В сказке про Федота-стрельца царь говорит "я сошлю себя в Елец", а в Магадан ехать не хочет.

    Оценка статьи: 5

  • Константин Кучер, как хорошо написано! Какой у вас язык хороший, пишете - как говорите, но так по-доброму, тепло. Я сразу поняла за что любите

    Оценка статьи: 5

  • Какой же милый городок Елец. Я вот их с детства люблю - Елец, Данков... Спасибо, Константин, за статью. А еще есть - Бежецк, Старая Русса...

    Оценка статьи: 5