Ирина Зюзина Профессионал

Гостевой дом или… хоспис?

В нашем мире живет много людей, которые страдают тяжелыми и неизлечимыми болезнями. Всем им нужна квалифицированная медицинская и психологическая помощь, а порой и просто человеческое участие. Родственники, если они есть и готовы взять на себя заботу о больном, не всегда могут оказать такую помощь. Происходит это потому, что сами родственники иногда находятся в тяжелом эмоциональном состоянии, иногда они просто не могут бросить работу и полностью посвятить себя больному, иногда не хватает опыта и сил.

В Европе, США и уже кое-где в России помощь тяжелобольному человеку и его родственникам оказывают в хосписах, специальных учреждениях, где все подчинено идеям достойной жизни в самые сложные ее моменты, моменты болезни и умирания.

Хосписы возникли благодаря христианству, которое считало и считает помощь ближнему одной из главных своих задач. Сначала в Западном Средиземноморье, на путях к христианским святыням, потом в Латинской Америке появились дома для размещения паломников, а позднее больных и стариков. Известно, что в середине 4 века ученица святого Жерома, римская матрона Фабиола, открыла «гостевой дом» для усталых паломников и больных. Впоследствии, многие монашеские ордена открывали подобные «гостевые дома».

Латинское слово «hospes» значит «гость». Слово «хоспис» никак, как видно, не было связано со смертью и свое неожиданное значение обрело в более поздний период, стало ближе по смыслу к целям и задачам современного хосписа. Потом слово хоспис стало обозначать хозяина, а прилагательное от hospes — hospitalis, означало «дружелюбный к странникам». От него же происходит — hospitium, означающее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем. В древнееврейском языке эквивалент этого слова тоже имеет значение гостеприимства. И хотя ранние хосписы больше заботились о душе паломников, но уже и тогда там было все необходимое для того, чтобы заботиться о телесном здоровье людей.

Первый хоспис в современной истории появился в 1842 г. во французском Лионе — общество «Калвер». В начале 1980-х годов 20 века по всему миру начали распространяться идеи хосписного движения. В 1977 года в хосписе Святого Христофора начал работать Информационный центр, который помогает новым хосписам и добровольцам-волонтерам, предоставляет литературу, дает практические рекомендации по организации работы дневных стационаров и выездных служб. Регулярные конференции по хосписам позволяют встречаться и обмениваться опытом врачам, медсестрам и добровольцам.

Современные хосписы — это те же «гостевые дома», только тогда они принимали паломников, шедших к святым местам, теперь у них более серьезная задача: помочь безнадежно больному человеку адаптироваться в сложной ситуации, подобрать для него адекватное обезболивание, уменьшить страх смерти и оказать ряд специфических медицинских услуг.

В некоторых хосписах оказывается психологическая помощь и родственникам больных, ведется работа по изучению, обобщению и применению на практике опыта работы других хосписов, по пропаганде волонтерского движения. Также хосписы занимаются привлечением государственных, коммерческих, общественных и религиозных организаций к решению проблем неизлечимо больных.

Первый российский хоспис появился в Санкт-Петербурге в 1990 году, его создал английский журналист и активный участник хосписного движения Виктор Зорза. Первым врачом российского хосписа стал Андрей Владимирович Гнездилов.

В 1992 году в Москве небольшая группа волонтеров и медицинских работников организует помощь неизлечимо больным на дому. А в 1994 году при поддержке правительства Москвы открылось здание для Первого Московского хосписа.

В России на сегодняшний день действует около 45 хосписов: в Казани, Ульяновске, Ярославле, Самаре, Кемеровской области и других городах. Хосписы, как и в начале своей истории, помогают людям достойно пройти тяжелый путь. Помогают жить активной жизнью, справляться с физическими и психологическими трудностями.

Обновлено 2.07.2009
Статья размещена на сайте 15.04.2009

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Тема больная, но я скажу: это - план статьи о хосписах, а не статья. А где статья? Я как пчелка на огонь летела на заглавие, открыла - нема ничего. Определение дефиниции. Расшифровка названия. А ведь тема-то...Обидно стало - как БСЭ определило и без раскрытия темы. А ведь там люди живут. Не гостят. И всем, если даже кажется, что доживают, то доживание - есть жизнь. Ах, боже, как я боюсь всегда эту тему трогать, а тут зачем? Сколько мерзкопахнущих догнивательных учреждений есть в России? Верю, полно их есть -родня не хочет хосписы дома умирающим. Фиг им - мешают позитиву набираться. Печально мне от полустатьи стало. Ира, сорри.

    • Лаура Ли, полу-статья за пол-цены! Тему можете развить, но уже без меня...

      • Ира, я статью не оценивала в баллах - цены никакой не выставлено. А то, что статья, на мой взгляд, содержит лишь банальные прописи и все-таки не отвечает на вопрос "гость или смертник", она не удалась. Это не значит, что мне не нравится автор - с удовольствием читала другие статьи. У всех у нас бывают апы и дауны, это - нормально. Зная вас как автора путевого, просто буду ждать других статей и желать вам успехов.

        • Ирина Зюзина Ирина Зюзина Профессионал 6 июля 2009 в 10:58 отредактирован 6 июля 2009 в 11:15

          Лаура, "гость или смертник" это другая тема, отдельная, я же просто обозначила тему, неудачно, как видно... Насчет новых статей, не знаю... Вот какой комментарий прислала мне Марианна:: " Ирина Зюзина, ну если Вы в апреле знали, что в июне ставка упадет до одного у.е., и схалтурили именно поэтому..., то наверное и правильно, что Вам не дали спецставку. Не наш автор, не наши принципы.". А зачем печатать халтурную статью? Я не понимаю... А насчет спец-ставки, я на нее не претендовала Мне хватило бы и того, чего я заслуживала по статусу.... А теперь все статусы на уровне практиканта, считайте, что и статья какого уровня... Мы квиты!

    • Лаура Ли,
      Пожалуй, важнее иметь возможность уйти вовремя самому.

      • Владимир Лоскутников, что же безнадегам руки на себя накладывать? Иногда не уходится по щучьему велению. Не всем бог посылает легкую смерть во сне - это заслужить еще у Господа надо. Мне кажется, неважно как ты родился и даже не важно столь ли успешно ты прожил - важно умереть достойно. Даже если человек уже овощ.

        • Владимир  Лоскутников Владимир Лоскутников Читатель 4 июля 2009 в 16:03 отредактирован 4 июля 2009 в 16:04

          Лаура Ли,
          И еще одно. Зачем наводить тень на плетень? В русском языке есть уже слова: "богадельня", "дом престарелых" и т.д. Разумнее там навести порядок. После Войны были такие интернаты, где содержались солдаты, потерявшие все конечности. Вы никак не сможете гарантировать, что в хосписы придут работать другие люди, не такие, как в домах престарелых. Получите то же самое.
          Как со словом "менеджер". Понятие в английском довольно широкое. Возьмем перевод попроще: "управляющий". Ну и что? Там тоже, десятки тысяч выпускников, получив массу ненужных знаний, выполняют работу и занимают должности, о которых раньше говорили: "приказчик в лавке". Но как звучит! Менеджер! Менеджер метлы, и т.д.
          По поводу хосписов. У меня у самого не за горами эта ситуация. Я жив, пока могу работать. Когда не смогу, мне помощи ждать неоткуда. Решение у меня на этот случай уже есть, и не надо говорить о грехах. Не надо цитат из "вечных" книг. Сейчас модно брать их из "Писания". Раньше брали из классиков марксизма-ленинизма. Для меня хоть оттуда, хоть оттуда - все равно. Беда многих в том, что не могут своими словами, вот и начинают собирать цитаты по самым разным первоисточникам. Все это еще с марксистско-ленинской философии надоело.
          Поэтому. если решите ответить, пожалуйста, очень прошу и даже умоляю, никаких ссылок на труды отцов церкви. Я работал у священника, и прекрасно знаю, что епископ, что секретарь обкома, в сущности, ничем друг от друга не отличаются.

          • Владимир Лоскутников, ну, и че вы тут навертели? Слово хоспис - авторское. От богадельни по функциональному назначению сильно отличается. То, что у нас в английском хоспис - место где человек должен умереть. И там работают надрессированные на это люди - дать умереть достойно, в чистоте, без боли и без ой-лишенько-мне. У нас есть специализация хосписных сестер и врачей. Люди уходят с улыбкой и при святых отцах (кто хочет этого!). Не знаю мулек с гебешными пасторами - давно свалила от РПЦ. Но где бы человек ни жил - умирание есть большая нравственная работа. Если кто-то может помочь в эту минуту - низкий поклон. И выбрасывайте мысли о хосписе прямо сейчас по моей команде: отнеси чашу сию! А я помолюсь за вас как умею. Никто из нас не застрахован...Но и чудеса бывают: друзья моих свекров привезли из Соловков обрубок, числящимся уже замужней после похоронки Доре мужем. Некого Натана. Жили втроем: Дора, ее муж и обрубок Натан. Он пережил ее мужа. И Дору. Бывает? И в петлю не обязательно соваться поперед батька.

            • Лаура Ли,
              Я не хочу о "гебешных" попах. Они ничем не отличаются от "негебешных". Любая религиозная структура - это прежде всего коммерческое предприятие, эксплуатирующее человеческую мораль. Что РПЦ, что другие. Главное - стремление к власти и деньгам. Но это там, за кулисами.
              Дом престарелых - это тоже место, куда приходят доживать и умирать.
              Доброте не научишь. Она либо есть в человеке. либо ее нет.
              Жить или не жить - каждый решает сам. Это не предмет осуждения или похвалы.
              Нет в умирании или смерти никакой нравственной работы, если человек сам себя на это не накручивает.
              Я был там. Пять дней в реанимации. Сердце стояло. Там лишь черный покой, и нет описываемых в различных писаниях ужасов.