Сначала мы думали, что идентичность всех кровельных покрытий связана с особенностью чешского рынка строительных материалов. Ну, мало ли, может они не умеют производить черепицу другого цвета! Со временем выяснилось, что такое доминирование красных крыш выражено исключительно в Старой Праге, то есть местах массовых туристических паломничеств.
Кстати, такая же история с трамваями. Массовые скопления трамваев в центре поначалу приводят в замешательство, которое со временем перерастает в удовольствие от проезда.
И не исключено, что именно благодаря продуманности пражского транспорта, так приятно чувствовать себя пешеходом, зная, что в любой момент можно прыгнуть в трамвай или метро и с точностью швейцарских часов добраться до нужной остановки.
А вот что меня как пешехода заставило долго переживать, так это брусчатка. По ней совершенно невозможно ходить на каблуках. Я даже подозреваю, что чешки имеют дальних родственников среди чешек. В том смысле, что обувь «чешки» как-то связана с жителями Чехии. Впрочем, даже если это и не так, то мысль о чешках, в смысле обуви, преследует постоянно, даже в магазинах преобладает плоскостопная обувь (без каблука, то есть).
Но главное, что нас поразило как пешеходов, это водители и светофоры.
Водители в целом заслуживают высоких оценок, по крайней мере, дискомфорт от их действий мы не ощущали. А иногда даже восторгались и удивлялись их законопослушности на дороге.
К примеру, как останавливается россиянин перед стоп-линией на светофоре? Да как попало, иногда даже касается ее только задними колесами, целиком расположившись на пешеходном переходе, при этом пешеходы лавируют между другими машинами, издавая исключительно непечатные выражения.
Может, нам повезло, но при нас любой чешский автомобиль останавливался точно перед стоп-линией. А однажды мы даже были свидетелями, как водитель заехал колесами на 10 см (!) за стоп-линию, и знаете, что он после этого сделал? Отъехал назад! Мы, конечно, от такого зрелища встали соляными столбами, а потом еще долго обсуждали этот невиданный доселе поступок.
Возможно, есть примеры и не столь безукоризненного поведения водителей, но, повторюсь: видимо, нам повезло, и все автовладельцы в нашем присутствии вели себя прилично.
А вот светофоры первые несколько дней буквально выводили из себя, потому что никак невозможно было понять принцип их работы. Например, каждый пешеходный переход оснащен кнопкой для подачи сигнала о необходимости перехода дороги. И как мы были наивны, полагая, что достаточно на нее нажать и тут же загорится зеленый! Как бы не так!
Зеленый, конечно, загорался, но минут через пять, а то и больше, причем по совершенно непонятной системе (кстати, при этом светофор очень громко щелкает).
Дальше — больше. Только мы начинали переходить дорогу, как загорался красный! Нашему возмущению не было предела, и поначалу мы все списывали на неисправность именно этого светофора. А когда поняли, что все остальные работают так же, то призадумались: должна же в этом быть какая-никакая логика.
И мы ее нашли! Правда, признаюсь, не сразу и не всю. Например, объяснить, почему нельзя включить зеленый сразу, как была нажата кнопка, мы так и не смогли. Зато разобрались, почему так мало горит зеленый. Мало — это на самом деле мало. Судите сами: ширина дороги — 26 шагов, а зеленый горит только 9 шагов. Остальные шаги приходится делать даже не на розовый, как обычно называют только что включившийся красный, а на глубокий пурпурный.
Примечательно, что пока пешеходы на свой, на красный, переходят дорогу, машины стоят спокойно и не пытаются проехать перекресток, разгоняя всех по тротуарам.
Размышляя долгими пивными вечерами о смысле такого короткого горения, мы пришли к выводу, что это сделано для профилактики набегов: успевают начать движение только те, кто уже давно стоял на перекрестке, нажал на кнопку полчаса назад и ждал своего сигнала светофора. Другие пешеходы, которые еще только идут к переходу, придут уже к красному (зеленый-то горит всего несколько секунд), а на красный начинать движение уже как-то не с руки.
Еще интересный момент обнаружился со светофорами в плане обзора. Например, у нас водители начинают движение не на свой зеленый, а на желтый для противоположной стороны, который они отслеживают по их (!) светофору.
В Праге такой номер не проходит по одной простой причине: водителю не виден светофор для другой стороны, он наглухо отвернут, представляя обзору только металлический кожух. Вот и приходится чешским автомобилистам ехать только на свой зеленый, тем самым создавая себе славу законопослушных водителей.
Впрочем, в организации светофоров все же есть какая-то недоработка, потому что многие пешеходы, особенно местные, пытаются пересечь дорогу быстрее, чем это позволит разрешающий сигнал, то есть попросту перебегают. И здесь надо отдать должное автомобилистам, которые лучше лишний раз безропотно остановятся и пропустят нетерпеливого пешехода, чем будут доказывать свое право на проезд.
И можно было бы сказать, что это единственное неудобство для пешеходов в Праге, если бы не брусчатка. Да, да, я снова о ней! Забыть такое невозможно.
Все эти ямки, неровности, бугристости. Такие кошмарные, что к вечеру ноги просто отваливаются. И такие прекрасные, что все мелкие недостатки поездки забываются уже в самолете домой. А в памяти остаются только теплое солнце, цветущие магнолии и непохожие друг на друга камни под ногами.
Светлана, 5! Очень, очень любопытно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить