Марк Блау Грандмастер

Дэвид Робертс: за что мы благодарны художнику?

Это сейчас, благодаря цифровым фотоаппаратам и Интернету, можно за несколько минут отыскать в Сети фотографии любого места на земном шаре. А в начале девятнадцатого века все было гораздо сложнее. Чтобы показать европейцам достопримечательности дальних земель, в экспедиции обязательно брали художников. Причем художников, которые могли заметить и правильно зафиксировать в рисунке все мелочи и подробности. Мы бы сейчас сказали, запечатлеть с фотографической точностью. Но фотография в те времена еще не была изобретена.

Одним из художников, прославившихся благодаря своим рисункам, привезенным из поездок в дальние и экзотические страны, был шотландский художник Дэвид Робертс (David Roberts) (1796−1864).

Он родился в семье ремесленника в пригороде Эдинбурга. Закончил учебу в начальной школе и стал подмастерьем маляра. В 19 лет Дэвид сам стал мастером, и дело у него пошло. Он стал театральным художником — декоратором и сценографом. К Робертсу пришла известность, он работал в крупных театрах в Глазго, Эдинбурге и, наконец, в Лондоне.

Глаз и манера рисования у Робертса были «фотографические». Он прославился своими картинами, изображающими архитектурные памятники. Известность художник приобрел в 1824 году после своего путешествия по Франции, Бельгии, Голландии и Германии. В этих странах он сделал множество рисунков. Журналы с охотой покупали эти рисунки, делали на их основе гравюры и украшали свои страницы видами далёких стран. Благодаря своему таланту Дэвид Робертс стал обеспеченным человеком. И задумал продолжить свои художественные экспедиции.

В 1832—1833 гг. он провёл одиннадцать месяцев в Испании и в Марокко. Но наибольший успех принесла художнику поездка в Египет и в Палестину в 1838—1839 гг. Путешествие это началось 11 сентября 1838 в Марселе. 24 сентября Д. Робертс прибыл в Александрию. На корабле он поднялся по реке Нил далеко на юг, к храму Абу-Симбел. В Александрии, Каире и в Луксоре Робертс сделал множество рисунков.

Вид на Иерусалим с Масличной горы. Художник Д.Робертс. 1839 Но еще более, чем чудеса Египта, интересовали европейского читателя и зрителя виды Святой Земли. C 7 февраля по 13 мая 1839 года художник совершил путешествие через Синай и Петру в Иерусалим и другие святые места. Робертс был первым европейским художником, увидевшим древнюю столицу кочевников-набатеев, Петру. Увидевшим и показавшим ее удивительную красоту многочисленным читателям и зрителям.

21 июля 1839 года художник вернулся в Англию. С собой он привез 272 рисунка, картину, изображающую панораму Каира, три тетради эскизов и дневник путешествия, переписанный его дочерью Кристиной.

Публикация в 1842—1849 годах альбома гравюр с египетских и палестинских картин принесла Робертсу европейскую известность. Он стал самым знаменитым художником викторианской эпохи. В 1841 году Дэвид Робертс был избран членом Королевской Академии.

Иерусалим сегодня. Фотография приблизительно с той же точки В 1843 году Д. Робертс ещё раз побывал во Франции, Бельгии и Голландии, в 1851 — в северной Италии, через два года — в Риме и Неаполе, а позже — снова в Бельгии и в Париже.

Палестинские картины Д. Робертса до сих пор волнуют зрителя. Особенно тех, кто уже побывал в Израиле. Неужели всего сто семьдесят лет назад на месте цветущих полей и многолюдных городов были пустыни или болота? Неужели леса, покрывающие горы Иудеи и Галилеи рукотворны и посажены совсем недавно? Неужели жизнь в Иерусалиме была хотя и экзотична на вид, но почти невыносима? Верится с трудом.

Но Дэвиду Робертсу, художнику с «фотографическим» зрением, верить приходится. Было так, как видел он. Стало так, как видим мы. Значит, и в самом деле, «воля и труд человека дивные дива творят»!

Обновлено 16.08.2009
Статья размещена на сайте 22.05.2009

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Юрий КОСАГОВСКИЙ Юрий КОСАГОВСКИЙ Читатель 12 марта 2013 в 04:24 отредактирован 12 марта 2013 в 15:13

    НЕТ НЕ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ ЕГО ДАР
    А ОСМЫСЛЕНИЕ ДУХОВНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ ВРЕМЕН

    =========================================
    шотландец Дэвид Робертс (David Roberts) (1796-1864)



    он действительно как фотограф рисует
    танцовщиц на пленере или еще какие-то группы
    - и это скучно и не получается у него

    нет духовного волнения

    но когда он сталкивает времена
    и осмысляет их духовно - получается дивно

    все это мы видели уже на фотографиях и удивлялись
    - но это было поверхностно

    у него же на картинах
    охватывает волнение
    от столкновения эпох

    и знакомые памятники оживают заново
    и монументально и сильно

    у него дар проникать куда-то в глубины
    понимания архитектурных замыслов

    для этого надо иметь душу любопытную
    которой интересно проникать
    в теологические волнения архитектора что строит
    сооружение для общения с небесными силами

    и он проникает благодаря своей возвышенности
    в высокие замыслы других
    не уступая самим создателям этих сооружений

    он изумительный дает диалог и ландшавта с архитетурой
    начинаешь только у него понимать
    как вписывается эстетически сооружение в местность
    и не только эстетически но и духовно-теологически

    все что давно приелось и начало засыпать
    от фотографий виденных нами раньше в журналах
    - здесь просыпается и буйствует в душе

    замечательно...

    ========

    мой привет мыслителям

    о т е ц

  • Интересная статья, спасибо!

  • Эта статья перепечатана в моем ЖЖ. Там же - несколько ссылок на картины художника в Интернете.

  • Спасибо, рассказали об очень интересном художнике. 5

    Оценка статьи: 5

  • ААА, отлично

    Оценка статьи: 5

  • да, насколько разительны перемены.
    Интересная статья!

    Оценка статьи: 5