Валерия Гаража Профессионал

Барби – совершенная кукла или чудовище?

Ничего так сильно не хотелось в моем детстве, как куклу Барби. Желание иметь совершенную (как тогда казалось) пластмассовую фигурку с красивым личиком и белокурыми волосами было главной темой всех детских разговоров во дворе. Иметь Барби — значило быть счастливой. В марте 2009 г. этой самой популярной в мире кукле исполнилось 50.

Интересно знать, что ежесекундно в мире продается две куклы Барби. Соответственно, за неделю продают почти миллион кукол. Вечный бренд от фирмы «Mattel» за полвека еще не удалось превзойти ни одному другому производителю детских игрушек. А многочисленные попытки создать конкурентку Барби (Синди, Венди, Братц, мусульманская Фулла) не увенчались успехом. За полвека компания «Mattel» продала почти миллиард кукол!

Барби — это детский Бог. Когда она впервые появилась на прилавках игрушечных магазинов США, на шпильках, в черно-белом полосатом купальнике и в солнцезащитных очках, критика была уверена, что родители никогда не будут покупать своим детям «анатомически совершенную куклу». Именно такой слоган использовали производители для рекламы Барби. Но на американских детей кукла произвела просто фееричный эффект. Никакая критика или запреты, которые длятся до сих пор, не повлияли на детские сердца. Все хотели иметь Барби.

Синдром Барби и его жертвы

Этот невероятный эффект невозможно как-то объяснить. Вроде бы похожа на человека, но такую красоту не встретишь на улицах. Поговаривают, что прототипом первой Барби стала популярная в 50-х полногрудая и белокурая секс-бомба Джейн Менсфилд. Теперь Барби не дает покоя уже нескольким поколениям женщин, несмотря на то, что нынешние пропорции и формы куклы считаются нереальными. Используются любые средства, чтобы стать хоть немного похожими на нее: яркий макияж «в стиле Барби», белые длинные волосы, кукольная одежда в розово-голубых тонах, пластические операции — это называется «синдромом Барби».

Есть синдром, а значит, есть и жертвы. Самой известной барбиманкой стала американка Синди Джексон. Как-то она заметила, что ее бой-френд тайком играет с Барби и эти игры имеют «откровенный сексуальный характер». А затем она услышала отрывок разговора своего любимого с другом, в котором тот говорил, что «моя Синди, конечно, красивая, но все же она не Барби». Услышав такое, Синди решила, что станет Барби.

И стала. Теперь 50-летняя Синди Джексон имеет круглые, как мяч груди, ягодицы с имплантатами, силиконовые губы, длинные белокурые волосы и выглядит, как кукла. Для этого она 31 раз ложилась под нож пластического хирурга и потратила почти миллион долларов. Конечно, попала в книгу рекордов Гиннесса, но бой-френд ее все-таки бросил.

Теперь «синдром Барби» официально занесен в медицинский справочник. Учитывая симптомы, можно сказать, что им поражены тысячи женщин во всем мире: постоянное чувство депрессии, напряжения и вины. Чаще всего жертвами этого синдрома становятся девушки-модели, которые вынуждены сидеть на диете из-за неписаного правила «модельеры любят худых». Из этих соображений вот уже несколько десятилетий подряд куклу Барби пытаются запретить. Мол, она негативно влияет на детскую психику и может вызывать у девочек комплексы типа «моя фигура или прическа не такая, как у куклы».

История успеха

Если бы Барби так и осталась в одном полосатом купальнике и туфельках, возможно, ошеломляющего успеха и не было бы. Но специально для нее лучшие мировые модельеры разрабатывали роскошные платья и украшения. У Барби появились сказочные домики с бассейнами, кареты с лошадьми, автомобили, домашние любимцы, друзья и в конечном итоге бой-френд — Кен. Девушкам предлагалось взрослеть вместе с Барби и мечтать о сказочной жизни в роскошном доме.

Долго нашим детям об этой кукле приходилось только мечтать. О существовании Барби реально узнали лишь в 90-х. Первые куклы стоили дорого. Помню, как бегали с подругами в магазин, чтобы вблизи посмотреть на чудесных кукол, которые так отличались от советских с кривыми ногами и короткими волосами. Кстати, американские девочки имеют в среднем по 8 кукол Барби, француженки, немки и англичанки, — по 5, а наши — всего по одной.

Красота Барби вызывала в Америке немало скандалов. Как оказалось, один из авторов куклы инженер Джек Райан был «сексуально озабоченным извращенцем», как впоследствии будет написано в книге «Монстр игрушек: огромный и ужасный мир компании Mattel». Он использовал офис компании для встречи с проститутками и проведения многочисленных оргий. Больше всего критиков Барби ужасает тот факт, что, создавая Барби, инженер мог использовать в качестве моделей так называемые «куклы для взрослых».

Но все же официальным автором Барби считается один из основателей «Mattel» Рут Хэндлер. Она придумала идею новой куклы, когда заметила, что ее дочь играет не с пупсами, а с вырезанной из бумаги грациозной фигуркой взрослой женщины. Рут подумала, что и другим детям, по-видимому, надоело играть с пупсами в «дочки-матери», и рискнула предложить «натуралистическую» куклу. А разрабатывать модель куклы Рут помогал вышеупомянутый инженер.

Как бы то ни было, производители попали в десятку, и кукла Барби стала одним из символов 20-го века.

Обновлено 31.08.2009
Статья размещена на сайте 23.05.2009

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А я читала и вдруг подумала: если практически ВСЯ одежда у ребенка в розовых тонах - это значит, у мамы синдром куклы Барби?

    Оценка статьи: 4

    • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 18 августа 2009 в 10:14 отредактирован 18 августа 2009 в 10:17

      Некоторым девочкам идёт розовый. Вот Саша обязательно носила что-то розовое, я помню. Да и не только в коллекции Барби розовые вещи, розовый - вообще самый кукольный цвет.

  • Теоретически я ничего не имела против Барби, когда моя дочь была маленькой. У нее было их несколько. И я заметила, что девочки, играя, не персонифицируют кукол, не оживляют их, а используют чисто как МАНЕКЕНЫ для кукольных платьев и вещичек. Например, чтобы переодеть платье, они спокойно отвинчивали кукле голову, руки-ноги. Потом привинчивали обратно. Словом, обращались именно как с манекеном. Она не становилась для них живым персонажем игр, как для нас в старину были наши неказистые мишки и зайчики. Они хвастались, у кого Барби дороже и у кого больше одежек, но... не любили их.

    Что-то в этом есть неправильное.

    • Конечно, их нельзя любить. В них ни вот настолечко не просматривается душа. У зайчиков мордочки будто живые. Рассказ Драгунского "Друг детства" знаете? А Барби - силиконовая дива и ничего больше. Таких кукол коллекционировать можно, а играть - ну разве что в модное дефиле.
      Хотя я вот в своё время таскал у сестрёнки её Барби и устраивал безумное чаепитие по-кэролловски. По-настоящему чай заваривал, клал печенье на тарелочки...

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 17 августа 2009 в 10:26 отредактирован 17 августа 2009 в 10:27

    А вот ЭМО-девочка. Её зовут Анфи, у неё гнутся все суставчики и она может замечательно танцевать.

  • Счас ещё покруче кукол стали делать, причём дешевле и качественней.
    Вот эта - вылитая Эсме Скволор. Сосед попросил поискать чёнть в подарок внучатой племяннице. Ну мне и пришло в голову купить такую куклу, потому что сироты Бодлеры, в особенности малышка Санни, очень боялись Эсме Скволор.

  • Автору

    Хорошая статья. Может быть, стоило сообщить, что эта кукла была символом иной идеологии, недоступного в те годы мира, красивого, мира мечты, что и усилило воздействие на наших девочек.... В строчке "Долго нашим детям..." в слове "кукла" - опечатка.