• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валерия Суханова Профессионал

Какие тайны хранит пустыня Наска?

В 400 километрах к юго-востоку от перуанской столицы Лима находится, пожалуй, самая загадочная из пустынь — Наска. Редкие дожди испаряются еще в воздухе, не достигая каменистых скал этого плато. Однако известна пустыня не своим засушливым климатом, а загадочными рисунками на поверхности.

О линиях Наска узнали только в 20-х годах прошлого столетия, когда над пустынной местностью начали летать самолеты. Линии занимают площадь 37 миль в длину и более одной мили в ширину и просматриваются лишь с высоты птичьего полета. Самая большая линия протянулась на 8 миль, а самая маленькая — чуть больше 1,5 мили.

Но поражают воображение не только линии, но и огромные четкие геометрические фигуры: спирали, треугольники, трапеции и круги, а также изображения животных, птиц и растений (их более 700). Здесь рисунки паука, колибри, обезьяны, ящерицы, пеликана (длиной в 900 футов). Такие изображения получили название — геоглифы. Подробные карты были получены американцами с помощью аэрофотосъемки.

Каждый год на плато обнаруживают все новые геоглифы. В апреле 2006 года японские ученые зафиксировали рисунки на южном склоне пустыни Наска. Найденный комплекс состоит из изображений линий, фигур животных и человека — самая большая фигура длиной 60 метров похожа на рогатое животное. А самым известным рисунком считается «Астронавт», обнаруженный пилотом «Воздушного кондора» Эдуардом Эрраном в 1982 году.

Ученых удивляют прямые линии, которые словно игнорируют местный ландшафт, тянутся на многие километры, не нарушая геометрической параллельности. Даже с современной геодезической техникой не удалось на рельефной местности провести прямую линию в 8 километров без погрешности. Идеальные линии поднимаются на холмы, опускаются в низины, меняют направление точно под прямым углом, раздваиваются. Как же создателям рисунков это удалось?

Самым известным предположением является то, что древние племена каким-то образом поднимались в воздух, возможно, с помощью воздушных шаров. Такой объем работ сравнивают по масштабам только со строительством Великой китайской стены.

Интересную гипотезу выдвинула астроном-математик Мария Райхе, которая отдала разгадке тайны 40 лет своей жизни. Она обнаружила на скалах, окружающих плато, множество небольших рисунков — эскизов, датированных 4 веком до н.э. Эти наброски могли бы помочь выполнить изображения «в масштабе» на огромной поверхности пустыни. Ее гипотезу подтверждают находки, найденные при археологических раскопках в местах захоронений: выгнутые зеркала на подставке в рост человека из отполированного металла (серебра, золота, меди и даже сплавов). Возможно, зеркала могли отражать «солнечных зайчиков» на многие километры, что служило ориентиром для строителей.

Не ясно только одно, зачем индейцам нужны были эти изображения? По этому поводу существует бесчисленное количество гипотез.

Одна из них связана с ритуальными захоронениями. Каменистая почва, где дожди очень редки, и пустынная, непригодная для земледелия местность — чем не идеальное место для погребения? В центре некоторых рисунков действительно находили мумифицированные тела.

Издревле на всех континентах существовал обычай устраивать усыпальницы в энергетически активных зонах земли (пирамиды, курганы, часовни чаще всего находятся именно в таких регионах). Плато Наска также можно причислить к такой зоне, а выбор рисунка и его размер относились, вероятнее всего, к рангу умершей персоны. Так как с земли рисунки не были видны, их не могли обнаружить и грабители, а значит, не могли и осквернить. Археологи еще полностью не изучили скалы, может статься, что в них расположены секретные ходы и целые подземные храмы.

Другая гипотеза не менее интересна. Заключается, она в том, что линии Наска являются дорогами для ритуальных шествий, чтобы умилостивить богов, совершая жертвоприношения — вымолить о столь нечастых дождях. Исследователи показали, что многие линии начинаются и возвращаются к руслам древних водоемов. Район этот очень засушлив, и вода приходит только в сезон дождей. Течение Эль-Ниньо, мигрирующее по Атлантическому океану, приходило каждые два-три года, принося с собой долгожданную влагу. «Дороги» на плато представляют собой канавы глубиной в 60−70 см, где строители снимали весь верхний каменистый слой до самой глины. Может быть, по таким «дорожкам» дождевая вода стекала в водоемы, давая жизнь племенам.

Конечно же, существует гипотеза и об инопланетных кораблях. А загадочные рисунки — это взлетно-посадочные полосы для пришельцев. Но даже наша техника прощается с такими взлетными площадками, а земные ученые уже додумались до вертикально стартующих ракет. Зачем тогда инопланетянам с их совершенной межгалактической техникой такие устаревшие посадочные полосы?

Гипотез много, но ни одна из них не признана достоверной. А тем временем загадочные рисунки разрушает и время, и сам человек. Например, скоростное Панамериканское шоссе «перерезало» напополам рисунок 188-метровой рептилии. Обидно, что памятники старины разрушаются таким вот образом, а происхождение их так и остается загадкой.

Статья опубликована в выпуске 21.08.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валерия Суханова,
    для "тех, кто в танке" статья неплохая - ознакомительная.
    Для тех кто что-то уже знает - ничего нового.
    Если бы вы видели все линии Наска, а не только те, что публиковались в популярных изданиях, то вы бы поняли, что ни одна из перечисленных гипотез даже близко не подходит...
    Там на самом деле 2 типа рисунков - одни - красивые изображения, а другие (линии) сделали те, кто исчеркал их...
    В общем,"детишки баловались"... Не земные конечно...

  • Валерия

    Оценка статьи: 5

  • Вот этот концепт на агрегатах BMW его создатели Джорджетто и Фабрицио Джуджаро назвали Nazca. Впоследствии они выпустили его малой серией.

  • Я считаю, что эти знаки - свидетельство проводившихся в древности геодезических и мелиоративных работ. Ведь и в Древнем Египте очень тщательно размечались участки под посевы, пути прокладки акведуков и оросительных каналов. После каждого разлива Нила всю эту разметку приходилось восстанавливать, но все границы и пути каналов регистрировались и данные о них хранились в государственных архивах.
    А Джерри Дрейк летал на своём Пайпере ещё и не над такими дебрями.
    А вот малый транспортник космофлота Сил самообороны Земли Nazca.