Ольга Ситникова Мастер

Что такое квиллинг, или Как создается филигранная красота из обычной бумаги?

Если вы думаете, что квиллинг — это какая-то супер-новая сложная арт-техника, то ошибаетесь. Искусству бумагокручения (именно такое значение у английского слова quilling) не одна сотня лет.

Собственно, само по себе слово quill обозначает перо. Считается, что средневековые европейские мастера квиллинга использовали кончики перьев как инструменты для сворачивания многослойных колечек из тонких бумажных полос. Затем из колец формировали замысловатые узоры, выкладывая их на основу — иконы, рамы зеркал, шкатулки, родовые гербы и т. д.

Сегодня же в ход идут специальные, гораздо более удобные инструменты. Но особая прелесть бумажной филиграни все же в том, что квиллинговый специнвентарь не является обязательным. Главное — полет художественной мысли и желание самовыразиться. А для творчества подойдут даже… обыкновенные зубочистки.

Фото из галереи chris.monnier.free.fr/tresorsdeferveur Может быть, поэтому значение слова quill в последнее время частенько оспаривается. Например, Пола Бауэр (Paula Bauer) в статье об истории бумажной филиграни (The History of Paper Filigree) рассказывает о переселенцах Нового Света, использовавших для квиллинга иглы дикобраза (еще одно значение английского quill).

Что там было вначале — перья или экзотические колючки — неважно. Как нет особой нужды детально разбираться откуда растут ноги бумажной техники (часть специалистов считает, то это искусство азиатского происхождения; еще часть отдает пальму первенства древнеегипетской цивилизации; некоторые настаивают на позиции, что колыбелью бумагокручения является Западная Европа; ну, а кое-кто не прочь передать все права североамериканским индейцам).

Пусть себе спорят специалисты, пусть договариваются, пусть ворошат прошлое в поисках неоспоримых подтверждений. Какая разница, кто был первым? Для нас же важен сам факт существования квиллинга и те возможности, которые он нам дает. Здесь и сейчас.

А возможностей, надо сказать, немало, так как изящной бумажной филигранью можно покрыть все что угодно — от малюсенькой поздравительной handmade-открытки до десятков квадратных метров вертикальных и горизонтальных интерьерных плоскостей. И для этого вовсе не требуется художественное образование и какой-то особый талант живописца. Надо лишь собрать воедино красивую объемную картинку из отдельных деталей.

Такой вот художественный бумажный конструктор. Нужна лишь сноровка, чтобы овладеть несложной техникой скручивания бумаги, знание основ формирования начальных квиллинговых заготовок и интуитивное чувство прекрасного (с которым, по моему глубокому убеждению, рождается если не каждая первая, то, по крайней мере, каждая вторая барышня на постсоветских просторах).

Традиционно для квиллинга используют бумажные полоски шириной 3 или 9 мм и длиной 30 и 60 мм, но это не значит, что другие размеры не подойдут. Просто дело в стандарте, продиктованном промышленным выпуском наборов для бумагокручения, которые можно встретить в магазинах. Так что, можете смело забыть о традиционности и экспериментировать — нарезать бумагу как душе угодно, пробовать самые разные цвета и фактуры.

Фото из галереи www.meganwilson.com Необязательно даже зацикливаться на самой бумаге как на основе для филиграни. В композицию можно вводить текстиль — ленты, тесьму, нарезку из разных тканей, нити, отделочные шнуры. И, конечно же, такие милые дамскому сердцу элементы, как бусины, пайетки, стразы или бисер. Комбинированные работы, на мой взгляд, смотрятся намного интереснее, способны ярче подчеркивать индивидуальность, то есть превращаться в авторские.

А дальше… О, дальше, при желании и некоторых тренировках, можно создавать даже квиллинг-шедевры в стиле Кандинского или Пикассо. Почему бы и нет? Было бы вдохновение.

Обновлено 21.06.2009
Статья размещена на сайте 30.05.2009

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: