• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Ситникова Мастер

Бумагопластика, или Когда бумага перестает быть просто бумагой?

Удивительный это материал — бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе — потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Все остальное — уникальное авторское мастерство, талант, вдыхающий в материал жизнь.

Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием — бумагопластика. Сегодня в ее состав, кстати, входит и квиллинг, и оригами — столь популярная ныне техника, давно перешагнувшая тесные японские рамки. Стоит сразу отметить, что наиболее интересные работы выходят у мастеров, комбинирующих самые разные приемы творческой работы с бумагой.

Если раньше в ход шел исключительно ватман для макетирования, то на текущий день используется почти весь бумажный ассортимент — от жесткого упаковочного картона до тонкого прозрачного пергамента. Нет стандартов, ограничений и нет предела воображению. Может, в этом как раз и заключается секрет успеха? Определенно — да!

Чтобы продемонстрировать возможности современной бумагопластики, я коротко расскажу вам о четырех искусных мастерах, получивших всемирное признание и известность. И, кто знает, может, пример их работ воодушевит вас на создание собственных шедевров? Ведь для начала-то надо всего ничего: бумага и ножницы.

Прежде всего — Сью Блеквелл (Su Blackwell). Британская художница, оживляющая старые, давно прочитанные книги. В них она черпает вдохновение, а из печатных страниц создает свои изящные инсталляции-мизансцены. В поисках очередной идеи (и, соответственно, исходного материала для творчества) Сью регулярно посещает букинистические магазины Лондона.

Однако не каждому изданию, попавшему в ее руки, суждено превратиться в высокохудожественное чудо. Волшебный скальпель леди Блеквелл касается лишь тех произведений, которые оставляют после прочтения неизгладимое литературное впечатление.

Еще одна талантливая англичанка — Зои Бредли (Zoe Bradley), художник-оформитель, внесшая в направление бумагопластики элемент модной театральности. Ее стиль легко узнаваем и отличается особым аристократическим шиком. Vogue и прочие модные глянцевые журналы с удовольствием размещают работы Бредли на обложках и разворотах.

Tiffanys, Donna Caran, Alexander McQueen, Missoni — это лишь некоторые имена из длинного списка ее постоянных клиентов. Между тем, в искусстве Зои Бредли нет особых профессиональных секретов. В качестве исходного рабочего материала она использует обыкновенную бумагу для лазерных принтеров.

Не зря британцы столь трепетно относятся к своим традициям, к истории, бережно хранят, поддерживают и развивают народные ремесла. Потому-то Туманный Альбион мастерами и полнится. Вот вам результат: третья художница — Хелен Масселвайт (Helen Musselwhite), тоже англичанка. Она создает трехмерные картины из цветной бумаги разных типов и фактур, населяя свои фантазийные миры замысловатыми персонажами.

Все ее работы неповторимы. Однако, увидев любую из них, вы с мгновенно узнаете почерк мастера, воскликнув: «О, да это же Хелен!». А подчеркнутую индивидуальность в мастерстве особенно ценят знатоки-коллекционеры. Так что интерьерные объемные работы Масселвайт пользуются постоянным рыночным спросом.

Возвращаясь к бумагопластике как традиционному виду искусства, нельзя не вспомнить о Шэр Кристофер (Sher Christopher), скульпторе из США. Ее чудесные художественные образы целиком сделаны из бумаги. Что характерно, в своих композициях Шэр почти не использует клей. Она соединяет детали конструкций при помощи специально разработанных и добавленных в основные лекала эргономичных замков-креплений. Скульптуры Шер Кристофер всегда столь оригинальны и совершенны, что многие художественные галереи мира с удовольствием приглашают американскую художницу принять участие в выставочных экспозициях.

Потрясающие идеи, креативные мастера и непревзойденный по простоте своей материал — бумага. Рассказывать и приводить примеры можно бесконечно. А может нам, вместо пассивного любования чужими работами перейти к активным действиям?

Скажем, принять участие в нестандартном ежегодном конкурсе по бумагопластике — Toilet Paper Dress Wedding (главный приз — 1000 USD). Я не шучу. Я стопроцентно уверена, что нам не слабо!

Статья опубликована в выпуске 22.07.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: