Гертруда Рыбакова Грандмастер

Какой мост в Санкт-Петербурге самый молодой и самый нужный?

Знаете ли вы, сколько рек в Петербурге? В современных границах города сейчас насчитывается 93 водотока (рек, ручьев, протоков и каналов) общей длиной около 300 километров. Это не считая озер и прудов. Чем не Северная Венеция, как справедливо называют наш город? Среди крупнейших городов мира Санкт-Петербург занимает одно из первых мест по обилию вод. Его многочисленные реки, каналы и водоемы — своеобразные голубые проспекты, улицы и площади, которые играют важную роль в архитектурном облике приморского города.
А что надо, чтобы соединить воедино отдельные части города, разделенные водными потоками? Конечно, мосты!

Сколько же в Санкт-Петербурге мостов?

По данным Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, на балансе города находится 403 моста — от пешеходных длиной в несколько метров до градообразующих протяженностью свыше километра. Из них 20 — большие мосты через Неву и ее притоки, 177 средние и 206 малые. Как известно, Нева является важной транспортной магистралью, соединяющей Ладожское озеро и Волго-Балтийскую водную систему с морем. За исключением короткого зимнего периода по Неве ежедневно идут десятки самых разнообразных судов с грузами, и для прохода их необходимо разводить мосты. Конечно, красивое это зрелище — летней белой ночью смотреть на разведенные мосты. Сейчас в Петербурге разводятся 13 мостов, а ещё в 2008 году разводили 21, но, к сожалению, мосты стареют, требуют ремонта и реставрации. Для жителей города разводка мостов порой причиняет массу неудобств.

Если мост разведен, ждать придется долго... Если вы посмотрите на карту Санкт-Петербурга, то заметите, что главное русло — Большая Нева, делит город почти на две равные части — левобережную и правобережную. В Правобережной части находятся только два вокзала — Финляндский и Ладожский. А главные пассажиропотоки отправляются с Московского и Балтийского вокзалов, которые находятся на левом берегу. На левом и главный автовокзал. И чтоб попасть в аэропорты, надо перебраться на левый берег Невы. К сожалению, ни расписания поездов, ни вылеты-прилеты самолетов никак не связаны с временем разведения мостов. Сколько раз приходилось мне, да и моим близким (а в такой ситуации оказывались многие-многие петербуржцы) коротать ночь в аэропорту, приезжать туда с вечера, так как вылет, к примеру, в 6−30 утра, приехать, соответственно, надо за два часа, и как раз все мосты разведены. То же самое и с поездами, хоть при отъезде, хоть при встрече гостей.

Вантовый мост ночью. (Фото с сайта www.most-spb.ru) Городу был необходим, как воздух, новый, большой, не разводной мост, который соединил бы оба берега Невы, и под которым могли бы в любое время суток проходить суда любого размера. То есть, мост должен быть очень высоко поднят над рекой. Особенно необходимость такого моста стала очевидна в связи со строительством Кольцевой автодороги (КАД) вокруг Петербурга. 4 апреля 2001 года было принято историческое решение, утверждающее новый вариант вантового моста через Неву, строительство которого было начато сразу же весной 2001 года. В СССР вантовых мостов было построено всего два — в Риге через Даугаву и в Киеве через Днепр. И сравнительно недавно в России был построен вантовый мост через реку Обь около Сургута.

Вантовый мост строился ударными темпами, 15 декабря 2004 года состоялось торжественное открытие его первой очереди. Мост получил название Большого Обуховского, хотя Обуховский мост в Петербурге уже есть. Но название моста впервые в истории Петербурга было определено путем рейтингового голосования, проводимого среди петербуржцев и жителей Ленинградской области. И поскольку новый мост находится рядом с районом Обухово и соединяет проспект Обуховской обороны (левый берег) и Октябрьскую набережную (правый берег), победило такое название, наиболее точно определяющее местонахождение новой переправы. Чаще всего Большой Обуховский мост называют просто Вантовым мостом, так как построен он висячим, и роль основной несущей конструкции выполняют стальные тросы (ванты).

Почтовая марка, выпущенная в честь пуска Вантового моста Вантовый мост уникален — общая длина мостового перехода равна 2824 метра, в том числе сам мост длиною в 994 метра и съезды с него. Пилоны моста имеют высоту 126,5 метров. Подмостовой габарит (высота от уровня воды до пролетного строения) составляет 30 метров, благодаря чему под ним свободно проходят любые суда класса «река-море». Общая площадь искусственных сооружений занимает 136 тысяч квадратных метров. Новый мост стал вторым по высоте сооружением в Петербурге после гигантской телебашни, а по длине своего пролета вошел в число сорока наиболее крупных вантовых мостов в мире. Интересно, что ещё в 2003 году на строительной площадке Большого Обуховского моста был открыт первый и единственный музей одного строительного объекта — «Музей вантового моста».

19 октября 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» — вторая очередь моста, и с января 2008 года на каждой из «половинок моста» было организовано одностороннее четырёхполосное движение. Открытие мостов, которые стали важной составной частью КАД, снизило напряжённость на городских транспортных артериях. А главное, теперь нам не приходится с вечера перебираться на правый берег — в аэропорт или на Московский вокзал, автомобиль менее чем за час доставит туда, куда надо без всяких проблем.

Так что спасибо строителям за прекрасный подарок городу — самый нужный Вантовый мост! Надеемся, что строительство мостов в Петербурге продолжится, в планах города строительство моста в районе острова Серный, который обеспечит связь Петроградского и Василеостровского районов. Намечено строительство большого моста через Неву в створе 22−23-й линий В. О., ввод которого позволит в значительной степени снять нагрузку с подходов к Благовещенскому (Лейтенанта Шмидта) мосту. Через Фонтанку планируется построить мост в створе улицы Циолковского и еще один в створе улицы Введенского канала.
А тем, кто не видел Вантового моста и не ездил по нему, советую обязательно проехать там, впечатление замечательное!

P. S. В 2009 году в Санкт-Петербурге разводятся 13 мостов: Володарский мост, Дворцовый мост, Финляндский мост, Мост Александра Невского, Большеохтинский мост, Литейный мост, Троицкий мост, Мост Лейтенанта Шмидта, Биржевой мост, Тучков мост, Сампсониевский мост, Гренадерский мост, Кантемировский мост.

Обновлено 15.11.2009
Статья размещена на сайте 26.06.2009

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Гертруда Рыбакова, спасибо, очень хороший и даже поэтичный рассказ.
    Теперь этот мост уже не самый молодой. Появились ещё новые мосты над водой и над сушей, и тоже вантовые: через Охту и через Малую Невку (с Крестовского острова на Петроградскую сторону, вместо трамвайного Лазаревского моста) , да ещё сухопутный мост в створе проспекта Александровской фермы (через ж.д. пути). Непонятно, зачем нужен мост через Фонтанку в створе улицы Циолковского – ведь там рядом красивый, с башнями, Старо-Калинкин мост. Может, не через Фонтанку, а в другом конце улицы – через Обводный канал? Да, мостов становится больше, а рек меньше (исчезли, например, Введенский канал, речка Таракановка – упомянутая улица Циолковского, Лиговка и др.). И островов стало меньше – намыты, засыпаны…

    Оценка статьи: 5

  • К сожалению, самый нужный - не всегда самый красивый. 5

    Оценка статьи: 5

  • Гертрудочка, я всегда с радостью читаю интересные статьи в журнале. Почему не поставить хорошую оценку за труд человека. Отлично знаю, что написать статью - это работа.

    Оценка статьи: 5

  • Гертруда Рыбакова, ещё в перспективе постройка Орловского тоннеля в створе Орловской улицы и шоссе Революции - Пискарёвского проспекта. Говорят, что будет платным.

  • Гертруда, как красиво! 5!

    Оценка статьи: 5

    • Ольга Конодюк, спасибо! Вы у нас как мать-Тереза, всегда всем пятерочки ставите и всех хвалите. Мост действительно красивый, мне пару раз ночью приходилось ехать, просто восторг! Всех вам благ!

  • А тем, кто не видел Вантового моста и не ездил по нему, советую обязательно проехать там, впечатление замечательное!

    Это про меня. В следующий раз обязательно.

    А мы еще в конце апреля стояли, выжидали час пока сведут (быстрее, чем рассчитывали, из Москвы доехали, а нужно было на Охту). Вот он, голубчик, еще в темноте и разведенный:

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова, спасибо! Через Вантовый, конечно, крюк приличный выходит, но чем стоять и ждать ... особенно ночью, и если в южные районы надо, в аэропорт тоже.

      • Гертруда, да вот, столи и ждали. Как маленькие прямо. Причем нам уже сказали про новый мост, но мы как-то не вдохновились, а зря. Теперь первым делом - пусть хоть какой крюк, все ж лучше, чем стоять.

        Оценка статьи: 5

        • Галя Константинова, опять полуночничаешь? Днем не хватает времени на комп? А я еще сегодня хочу закончить про Ладожский вокзал - тоже красотища!

          • Грешна. Все бдю и бдю (можно так по-рууски?).

            Кстати, по поводу Ладожского, - с него в Москву теперь можно, не только с Московского.

            Оценка статьи: 5

            • Галя Константинова, да, транзитные поезда, что на Мурманск идут с Москвы, приходят на Ладожский. Было время, что поезда в Хельсинки с него уходили и Москва-Хельсинки тоже проходил, но теперь вроде бы прямиком на Финляндский идут. А вокзал Ладожский является транзитным, с него не все другие путь проходит. Я там близенько живу.И к родственникам на Север всегда езжу оттуда.

              • А я пару раз хельсинским и ездила. А что, уже все по-дугому? Жалко. Быстро как все меняется, надо же.

                Оценка статьи: 5

                • Галя Константинова, так я ведь сама уже 10 меясцев там не была, конечно, все меняется. В расписании прошлого года поезд на Хельсинки был, а новго почему-то не нашла в интернете. Может есть опять, они там часто все меняют: "для удобства пассажиров".

                  • Может быть. А я спрошу. У меня подружка прямо рядышком с Ладожским живет. К тому же все питерцы вынуждены "отрабатывать" свои шенгены, правда, предпочитают в Хельсинки на машине, так ближе...Но спрошу.

                    Оценка статьи: 5