Гертруда Рыбакова Грандмастер

Может ли вокзал стать достопримечательностью?

С чего начинается всякое путешествие? Как театр начинается с вешалки, так железная дорога начинается с вокзала. Сколько их, больших и совсем маленьких, пришлось мне повидать во время многочисленных поездок! Есть и такие на полустанках, где, кроме помещения для дежурного по станции да скамейки у домика, ничего больше нет. То ли дело вокзалы крупных городов и столиц — тут для вас масса разных видов услуг, хотя порой, чтоб найти на вокзале камеру хранения, туалеты или почту и какое-нибудь предприятие общепита, придется немало походить.

А вот у нас в Санкт-Петербурге относительно недавно появился новый, очень удобный для пассажиров, современный Ладожский вокзал, который меня приводит в восхищение каждый раз, когда я там бываю. А бываю я там довольно часто: то встречаю, то провожаю, то встречу с подругами там назначим (там много кафе, и неплохих!), потому что он весьма привлекателен, и уже стал, на мой взгляд, достопримечательностью Петербурга.

В Санкт-Петербурге на моей памяти всегда было пять вокзалов — Московский, Витебский, Балтийский, Варшавский и Финляндский. Но где-то читала, что до революции было еще два небольших вокзала: Ириновский на Охте, и Приморский на Черной речке. Лет десять назад, не знаю уж в силу каких причин, решили закрыть Варшавский вокзал. Поезда, уходившие с него, распределили между Витебским и Балтийским вокзалами, а в вокзале устроили Музей железной дороги и торгово-развлекательный комплекс. Московский же вокзал был самым большим и напряженным по пассажиропотоку, к тому же он нуждался в реконструкции.

Ещё один вид вокзала Чтобы разгрузить его, и перенаправить поезда северного и восточного направления, было принято решение построить новый вокзал в районе Охты, у небольшой станции «Дача Долгорукова», на правом берегу Невы. Подготовка к строительству нового вокзала началась еще в Ленинграде, в конце 1980-х годов, однако проект был законсервирован. Активные строительные работы начали в конце 2000 года. Думаю, что немалая заслуга в этом тогдашнего губернатора города В. А. Яковлева. Территория вокруг «Дачи Долгорукова» представляла в то время пустыри, занятые стихийно возникшими в конце века рынками — вещевым и продуктовым. Были и противники строительства нового вокзала. Но, тем не менее, стройка шла ударными темпами, строители обязались закончить вокзал к 300-летию Петербурга. 25 мая 2003 года 25 мая 2003 года состоялось официальное открытие Ладожского вокзала, в присутствии губернатора города Владимира Анатольевича Яковлева. Но потом еще на полмесяца вокзал закрыли для устранения недоделок. А уже 11 июня 2003 года сюда прибыл первый поезд — «Лев Толстой», сообщением Хельсинки-Москва.

Ладожский вокзал ночью Вокзальный комплекс построен по проекту Никиты Игоревича Явейна, он состоит по сути дела из двух вокзалов — для поездов дальнего следования и для пригородных электричек. Зал пригородных поездов расположен на подземном ярусе, куда от вестибюля метро нужно спускаться на эскалаторе. Там работают пригородные кассы, установлены турникеты для прохода к электропоездам и находится зал ожидания пригородных пассажиров, есть магазин и кафе. Зал поездов дальнего следования расположен над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус. Соответственно, от вестибюля станции метро надо подниматься на эскалаторе вверх. Здание вокзала соединено со станцией метро Ладожская, можно пройти в оба зала, не выходя на улицу. Для движения колясок оборудованы пандусы, с этажа на этаж можно попасть на лифтах или на эскалаторах.

Главный, световой зал вокзала Ладожский вокзал часто называют «самым умным» в Европе, поскольку он напичкан электроникой, и его интеллектуальная начинка обеспечивает повышенный комфорт, безопасность и высокое качество обслуживания клиентов. Он имеет очень необычный облик и оригинальные внутренние конструкции, и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы. В отличие от других вокзалов Петербурга, которые являются тупиковыми, Ладожский — транзитный, с него можно провести поезда ко всем другим вокзалам. Сейчас с Ладожского вокзала поезда дальнего следования отправляются на север и восток: в Мурманск, Вологду, Архангельск, Воркуту, Киров, на Урал и в Сибирь, и даже в столицу Казахстана — Астану, а транзитные поезда из Мурманска и Хельсинки увезут вас в Москву. С терминала пригородных поездов электрички идут на Мгу, Волховстрой, Бабаево, Кириши и т. д.

Еще вид светового зала, ранним утром. По уровню обслуживания и комфортности это, несомненно, самый лучший вокзал в Санкт-Петербурге! Главный зал, поездов дальнего следования, называют Световым залом. Он огромный! Яркие электронные табло размещены во всех концах зала, так что любой пассажир всегда получит своевременную информацию о поездах. Там находятся многочисленные кассы, как суточные, так и предварительной продажи, справочное бюро, камеры хранения, туалеты, кафе, комнаты матери и ребенка, и многое другое — все рядом. Здесь же можно забронировать место для ночлега или краткого отдыха в комнатах отдыха для транзитных пассажиров. Имеется зал ожидания повышенной комфортности. А главное — на перроны, к поездам можно спуститься на эскалаторе, либо по наклонному пандусу, что очень удобно. На Ладожском вокзале открыт сервис-центр Транспортно-туристической компании, в котором можно оформить прокат автомобиля, бронирование гостиниц, ксерокопирование, ну и другие услуги.

Пожалуй, Ладожский — единственный из вокзалов Петербурга, имеющий полноценное отделение связи, с полным спектром почтовых услуг, работающее с 9 утра до 20 часов, без обеда и выходных. На всех других вокзалах города даже почтовые ящики отсутствуют! Есть международный и междугородний телефон, факс и ксерокс, и интернет-услуги. Я частенько пользуюсь услугами этого отделения, особенно по выходным дням, когда другие почтовые отделения дружно отдыхают.
Также на вокзале открыто отделение Балтийского банка, там можно обменять валюту. Еще в здании вокзала множество различных предприятий общепита — кафе, закусочных и небольших магазинов, пассажирам не надо выходить на улицу, чтоб приобрести что-то в дорогу или перекусить.

ТРК "Заневский каскад", напротив вокзала. Открытие Ладожского вокзала на Малой Охте привело к быстрому благоустройству всей территории вокруг него, когда-то очень грязной и запущенной. Вблизи него выросли огромные торгово-развлекательные комплексы «Заневский каскад» и «Заневский каскад-2». В этих комплексах огромное количество магазинов — и продовольственных, и промтоварных; огромный многозальный кинотеатр, многоэтажный бесплатный паркинг.

Хочу посоветовать посетить Ладожский вокзал тем, кто прибывает в Петербург через другие вокзалы или аэропорты, потому что он во многом уникален и очень интересен. Съездите туда просто как на экскурсию. Я надеюсь, вам понравится.
Приятных путешествий!

Обновлено 15.08.2009
Статья размещена на сайте 27.06.2009

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сейчас наш, петрозаводский, состав и приходит на Ладожский вокзал, и отправляется с него. И на Котлас или Воркуту - тоже с отсюда.
    Помню вокзал, когда его только-только сдали в эксплуатацию и когда на нём практически ничего не было. Вышел из поезда и - на метро. Или приехал из города и быстрее, быстрее - в состав. Сейчас, конечно, вокзал оброс инфраструктурой, и круглосуточные магазинчики, и кафе самые разнообразные появились. Мне очень нравится пирожковая. По-моему "Кошкин дом" называется. Очень похоже на то, что когда-то было на Невском. Можно не только чай или кофе, но и бульон. А каких только пирожков нет в ассортименте!
    Поезд-то у нас приходит рано утром, есть ещё не хочется, а вот пирожок с чем горячим... Самое-то.
    И в "Каскад" я как-то заходил. Даже помню, фильм, который смотрел. Там главную роль исполняет мужчина, который играл в "Дне сурка". Он играет артиста, который задействован в Японии на съемках рекламного ролика виски. А партнершей у него - молодая артистка. Датчанка вроде бы.
    Но... Всё-таки вокзал этот, как был для меня чужим, так пока и остается. Холодный он и бездушный. Да, в "Заневском каскаде" много кинозалов и в каждом из них - свой фильм, но цена входного билета... Сел на метро, выскочил на Площади Восстания или Гостинном Дворе и в Авроре или Художественном билет будет в ПЯТЬ раз дешевле. И в зале - теплее и уютнее.
    Может, привычка сказывается, но Московский, Финляндский или Витебский, как-то мне значительно роднее, чем светлый, новомодный, но холодный Ладожский.

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, спасибо за комментарий, хотя уже год прошел после публикации. А мне Ладожский вокзал вообще родным стал, очень его люблю - и на север с него поезда идут и в Сибирь и даже в Астану. Да и живу я рядом, пешком минут 15 идти. Вот только жаль, что почту там закрыли не знаю уж, по какой причине, а так было удобно. Насчет билетов в кино - так во всех новых кинотеатраз билеты дороже, чем в старых, за счет нового проекционного оборудования, а может и не только из-за этого.

      • С наступающим, Гертруда. Здоровья, счастья и праздничного настроения. И новых статей! И чтобы читались они и через год, и через два, не теряя своей актуальности...

        Оценка статьи: 5

  • Гертруда Рыбакова, спасибо за совет! Если прилетаешь в Петербург, то экскурс ограничивается центром города, зачастую и не знаешь, что есть такая замечательная современная архитектура. Если только случай заведёт. Замечательный рассказ.

    Оценка статьи: 5

  • Может ли вокзал стать достопримечательностью?

    Гертруда Рыбакова, спасибо за развёрнутый и слюбовью сделанный рассказ. Ладожский вокзал –воплощение юношеской мечты архитектора. Никита Явейн давным-давно защитил диплом именно на эту тему. Потом он работал в институте Ленгипрогор и сделал много других проектов. А создание Ладожского вокзала в градостроительных планах Ленинграда-Петербурга всё откладывалось. И наконец, воплотилось. Никита Игоревич Явейн в течение нескольких лет был главным «по памятникам» в городе (сейчас это Вера Дементьева) . Он имеет свою архитектурную мастерскую. Один из многих интересных проектов – реконструкция здания Главного Штаба под интересы Эрмитажа. Он вписывает новые объекты в тело старого города. Результаты могут быть не всегда бесспорны. Но в любом случае, Явейн - талант, влюблённый в своё дело. А Ладожский вокзал, конечно – украшение периферии города. Его система уровней (трамвай в туннеле, парковка – на крыше) производит фантастическое впечатление. А его сын продолжает дело отца.

    Оценка статьи: 5

    • Рудольф Близняков, огромное спасибо за такой комментарий! А не могли бы вы написать статью про Никиту Явейна, поскольку вы работали с ним? Я вообще влюблена в Ладожский вокзал, считаю, что он пока что лучший в городе. К тому же и живу недалеко от него, и на Север езжу с этого вокзала.

  • Гертруда Рыбакова, спасибо за чудесную статью! Ладожский вокзал - действительно достопримечательность, достойная восхищения.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Ладожский вокзал - чудо!!!

    Оценка статьи: 5